|
|
Финансовый кризис заставил многие организации в очередной раз пересмотреть подходы к использованию ИТ-аутсорсинга в своей деятельности. Несмотря на то, что ИТ-отрасли 2009 год стал провальным, сектор ИТ-аутсорсинга сохранил относительную стабильность, а по некоторым направлениям наблюдался даже небольшой рост.
По прогнозам аналитиков In4media, рост рынка ИТ-аутсорсинга в России продолжается, несмотря на кризис: в 2010 году его объем превысит 1 млрд долл. При этом государственный сектор традиционно занимает значительную часть данного рынка – около 25%.
Про преимущества и недостатки аутсорсинга сказано достаточно много. Уже давно замечено, что государство заинтересовано в аутсорсинге даже больше, чем коммерческие структуры. Это связано, в том числе, и с постоянным ростом заработных плат в отрасли информационных технологий. Тарифные ставки не позволяют ведомствам платить специалистам зарплаты, близкие к рыночным, что провоцирует тех искать более выгодные предложения на рынке труда. Зачастую получить финансирование услуг сторонней компании госструктурам проще, чем добиться повышения уровня оплаты собственного квалифицированного персонала. Действительно, часто эффективнее отдать ИТ-процессы на обслуживание сторонней компании, вместо того, чтобы держать в организации большой штат технических специалистов.
Увеличение объема работ, связанных с информатизацией федеральных и региональных органов власти и автоматизацией деятельности компаний с государственным участием, также влечет за собой повышение интереса к услугам аутсорсинга. Несмотря на неповоротливость отечественной государственной системы, госструктуры постепенно начинают переходить на сервисно-ориентированный подход при формировании бюджетов и все чаще предпочитают передавать ИТ-процессы сторонним поставщикам услуг. Этому также способствует и тот факт, что рынком уже выработаны достаточно четкие механизмы минимизации рисков потери контроля и утечки информации. В свою очередь, выгоды от использования ИТ-аутсорсинга позволяют повысить эффективность работы ИТ-сервисов в госструктурах, а также ускорить постоянно буксующий переход государственных органов к межведомственному электронному документообороту.
В период финансового кризиса эксперты прогнозировали рост спроса со стороны госведомств на услуги аутсорсинга. Однако на это пути сразу просматривались определенные сложности. Роман Кругляков, технический директор группы компаний "Армада", отмечает, что несмотря на то, что аутсорсинг позиционируется как мероприятие, сокращающее затраты, переход на эту модель для крупного ведомства предполагает достаточно масштабный модернизационный проект. "С учетом сокращения бюджетов в 2009-м году можно констатировать, что на него мало кто решился, -комментирует эксперт. - Большинство организаций было озабочено тем, как сохранить работоспособность инфраструктуры и повысить эффективность затрат привычными способами".
Говоря о сокращении бюджетов, Роман Кругляков также отмечает, что "хотя операционные бюджеты подверглись сокращению в меньшей степени, чем бюджеты капитальных затрат, тем не менее, это не поспособствовало увеличению спроса на услуги аутсорсинга". Несмотря на это, в целом предложение услуг аутсорсинга выросло. В "Армаде" это связывают с тем, что многие ИТ-компании, лишившись финансирования по текущим и новым проектам, сосредоточились на услугах технической поддержки. Это относится и к новым небольшим компаниям, которые также сфокусировали свою работу на данном сегменте.
Владимир Солощев, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Россервис", считает, что рост спроса на услуги аутсорсинга слабо связан с кризисными явлениями. Скорее, он обусловлен объективными причинами, в частности, значительными капитальными вложениями государства в ИТ в прошедший период и, как следствие, необходимостью поддерживать и сопровождать всё то, что было введено в эксплуатацию. По его словам, "строится и внедряется ИТ в госсектор за последние годы столько, что никаких усилий собственных ИТ-структур госведомств на это не хватит". Поэтому неизбежно привлечение внешних поставщиков услуг.
Несмотря на рост интереса к услугам сторонних компаний, аутсорсинг в госсекторе весьма специфичен. На это обращает внимание Сергей Купцов, заместитель генерального директора компании "АйТи", говоря о том, что "в госорганах любая аутсорсинговая услуга должна пройти через бюджетирование внутри ведомства, конкурсы, 94 ФЗ и, во многих случаях, ФАС". По его мнению, благодаря этому выбор подрядчика сводится к "русской рулетке". "Не секрет, что президент несколько раз давал указание сократить госаппарат, что, в первую очередь, затронуло технический персонал, - продолжает Сергей Купцов. - Известны регионы, где в Управлении информатизации работает 2 человека. В ведомствах ситуация лучше, но интерес к передаче части технологических функций на сторону очевиден".
С предложением внешних поставщиков услуг также все не просто. По мнению Владимира Солощева, при росте спроса на услуги в госсекторе емкость этого рынка в следующем году может существенно сократиться из-за возросшей конкурентной борьбы и связанным с ней снижением цен на услуги. Многие компании из-за опасения потерять заказчика в тяжелую годину на "надежном" секторе рынка готовы предоставлять услуги на грани безубыточности и "по-зверски просаживают" начальные цены торгов. По его словам, это может привести к печальным для поставщиков услуг последствиям в ближайшем будущем: "Начальные цены торгов, с учетом истории предыдущего года, могут оказаться столь низкими, что борьба за поставку на торгах станет бессмысленной".
В последнее время правительство России все более настойчиво акцентирует внимание на развитии ИКТ в госсекторе. Особенно активно муссируется тема внедрения электронных госуслуг (в качестве примера можно привести запущенный в декабре 2009 года портал gosuslugi.ru).
Многие ИТ-специалисты смотрят на госсектор как на локомотив ИТ-рынка страны. Другие считают, что особо рассчитывать на государство не стоит. ИТ-инфрастуктура в российских органах государственной власти и на государственных предприятиях до сих пор крайне неэффективна. Государство продолжает тратить огромные средства на информатизацию, однако эффективность данных вливаний оставляет желать лучшего. Масштабные госпроекты, такие как "Электронная Россия", инициированные еще 10 лет назад, до настоящего времени не принесли ожидаемого результата, и нет причин полагать, что они станут полноценным драйвером роста для рынка в ближайшем будущем.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что усиление внимания правительства к ИКТ в госсекторе и, в частности, к внедрению электронных госуслуг, слабо сказалось на состоянии российского рынка аутсорсинга. Роман Кругляков констатирует, что на федеральном уровне спрос на аутсорсинг инфраструктуры, предназначенной для оказания государственных услуг в электронной форме, пока не так велик. При этом, он считает, что в регионах аутсорсинговая модель вызывает больший интерес, приводя в качестве примера инициативу "Ростелекома" по размещению решений в региональных дата-центрах.
Сергей Купцов говорит о том, что как такого понятия "рынка аутсорсинга" применительно к внедрению электронных услуг в госсекторе в принципе не существует. Об аутсорсинге можно будет говорить лишь при эксплуатации системы, а система электронного правительства находится только в начале своего развития. По словам г-на Купцова, "переход от создания системы к ее штатной эксплуатации повлечет спрос на эксплуатирующие организации. Сегодня такими организациями видятся уполномоченные операторы электронного правительства в регионах, и на первом этапе они будут вынуждены часть услуг отдавать на субподряд".
Основной предпосылкой для роста рынка аутсорсинговых услуг является общая зрелость рынка. Очевидно, что от сектора СМБ в России вряд ли стоит ожидать прорыва в области аутсорсинга. Поэтому ряд экспертов, в частности технический директор компании "Энвижн Груп" Александр Гольцов, считают, что основным локомотивом развития ИТ-аутсорсинга в России могут стать глобальные корпорации, в том числе государственные. Это связано с тем, что именно для глобальных корпораций переход на аутсорсинговую модель обслуживания может принести наибольший эффект как с точки зрения экономики, так и в сфере укрепления стратегических позиций компании на рынке.
Развитие аутсорсинга в госсекторе также связывают с повышенным интересом к модели SaaS (Sofware as a Servise). От государственных структур в первую очередь требуется оказание качественных услуг, которые в основном базируются на сложных ИТ-сервисах. Оптимизация бюджетов и сокращение штата технических специалистов в условиях кризиса должны вынудить госорганизации передать часть сервисных функций сторонним компаниям, и модель SaaS в данном случае кажется весьма привлекательной. Отметим, что в мире именно в госсекторе на SaaS складывается наиболее устойчивый спрос. Для России данный подход также более чем актуален. SaaS позволяет решить одновременно две очень критичные проблемы, обусловленные российскими реалиями: доступ региональных и местных органов власти к передовым информационным решениям и дефицит высококвалифицированных кадров в сфере ИТ. Все это позволяет надеяться, что у SaaS в России должны быть неплохие перспективы.
С данной тенденцией согласен Роман Кругляков ("Армада"), который полагает, что значительное влияние на рынок аутсорсинга окажет наблюдающийся сейчас бум в теме облачных вычислений и формирование соответствующего предложения облачных услуг. "Вполне вероятно, что появятся соответствующие поставщики таких услуг, на базе которых будут функционировать, например, платформы для оказания государственных услуг в электронной форме, других сервисов для населения и для ведомств", - считает эксперт. Среди других факторов он отмечает вступление в силу 152 ФЗ о защите персональных данных. По его мнению, исполнение этого закона повлечет значительный рост спроса на обслуживание систем обеспечения информационной безопасности, а также на структурирование и повышение качества обслуживания тех информационных активов, которые сейчас функционируют в крупных организациях.
Среди основных факторов, которые могут оказать влияние на развитие российского рынка аутсорсинга, Сергей Купцов ("АйТи") выделяет экспоненциальный рост требований к хранению и доступу к информации, в связи с чем многие компании будут не в состоянии создавать, развивать и поддерживать собственные ресурсы. Еще одним трендом является переход от управления информационными ресурсами к управлению контентом. По мнению эксперта, успешной станет та компания, которая сможет предоставлять сервис управления контентом пользователя, включая гарантию его авторских прав, биллинг и структуру клиентского доступа к информации. Также он отмечает, что в России сегодня нет ни одной компании, имеющей опыт интеллектуального управления доступом к ресурсам: "Аутсорсинг такого вида – то есть "умное" предоставление ресурсов под запрос клиента, независимо от его размера и требований – дело будущего".
В свою очередь, Владимир Солощев ("Россервис") основным фактором, который будет оказывать влияние на рынок аутсорсинга в ближайшем будущем, считает сокращение рынка труда ИТ-специалистов, вызванного демографическим провалом, произошедшим в России в 90-е годы. Эта проблема, действительно, является одной из наиболее острых, и именно в вопросе подготовки профессиональных кадров для ИТ-сферы видится ведущая роль государства. Остается надеяться, что в правительстве РФ достаточно хорошо понимают всю серьезность данной проблемы и начнут уделять достаточно внимания вопросам образования. Ведь если в российских ИТ-компаниях не будет хватать прогрессивных менеджеров и классных специалистов, ни о каком развитии ИТ-рынка в стране говорить не придется.
Максим Никитин / CNews Analytics