|
|
Первый и второй этапы утвержденного правительством плана перехода на предоставление электронных государственных услуг завершились вовремя. Назначенный единственным исполнителем работ по электронному правительству "Ростелеком" отказался от доставшейся ему по наследству инфраструктуры ОГИЦ и приступил к созданию собственной.
В октябре 2009 г. председатель правительства РФ Владимир Путин распоряжением № 1555-р утвердил план перехода на предоставление госуслуг в электронном виде. План включает в себя 74 услуги, разбитые на 20 категорий, фамилии ответственных исполнителей и конкретные сроки реализации 5 этапов внедрения каждой из них по ведомствам. Как заявил министр массовых коммуникаций и связи Игорь Щеголев, за предоставлением услуг в электронном виде на федеральном уровне должна будет последовать соответствующая модернизация на уровне регионов и муниципалитетов.
Одновременно Минкомсвязи обещало внести поправки в закон об электронной подписи, которые, по словам министра “разбюрократизируют процесс, и гражданам, запросив у какого-либо ведомства сведения общего характера, которые тоже относятся к категории государственных услуг, достаточно будет воспользоваться логином и паролем, а также адресом электронной почты”.
В соответствии с планом, на первом этапе информация о госуслуге появится в сводном реестре и на едином портале госуслуг. Для всех электронных госуслуг срок завершения первого этапа - 15 ноября 2009 г. На втором этапе, срок реализации которого – декабрь 2009 г., на портале должны появиться формы заявлений, необходимых для получения госуслуги, которые можно будет скопировать с сайта и заполнить.
Конец третьего этапа означает, что заявители смогут подавать документы в электронном виде через портал. Здесь сроки для разных услуг начинают разниться, от февраля до декабря 2010 г. После реализации четвертого этапа работ (разные месяцы 2010 - 2011 гг. в зависимости от конкретной услуги) заявитель сможет следить за ходом исполнения его заявки. А после пятого – получать результаты в электронном виде через портал, если это допускается федеральным законом.
Первая госуслуга, которая будет полностью предоставляться в электронном виде, появится, согласно плану, в декабре 2010 г. Минэкономразвития и Росстат смогут предоставлять статистическую информацию по запросам граждан. Следующие услуги, связанные с предоставлением библиографической информации из государственных библиотечных фондов, заработают в марте 2011 г.
В июне 2012, согласно плану, граждане смогут оформлять через интернет российские и заграничные паспорта, тогда же заработает прием налоговых деклараций на доходы физических лиц в электронном виде. В декабре 2012 года через Сеть можно будет зарегистрировать автомобиль, а также получить сведения о штрафах в ГИБДД, а сдать документы для прохождения техосмотра граждане смогут только в декабре 2014 г.
Последними в декабре 2015 году должны быть запущены госуслуги ФМС по получению для иностранцев вида на жительство и разрешения на временное проживание в России, а также регистрация по месту жительства и месту пребывания россиян. Тогда же появится электронное информирование об услугах по реабилитации инвалидов, за которую отвечают Минздрав и Федеральное медико-биологическое агентство.
О переходе к оказанию электронных госуслуг российским гражданам говорилось на протяжении нескольких лет. Они должны были появиться 1 января 2009 г., и для этого с 2004 г. ФГУП НИИ “Восход” занимался созданием Общероссийского информационного центра (ОГИЦ) и одноименного портала. В общей сложности на создание инфраструктуры было затрачено по разным оценкам от 500 до 600 млн руб, в том числе на создание портала госуслуг ушло несколько миллионов. Расходы на поддержку ОГИЦ оценивались в 60-70 млн рублей в год. Режим полноценной эксплуатации портала потребовал бы 70-100 млн рублей, а полная поддержка системы составила бы 150 млн рублей в год.
К началу 2009 г., по словам Сергея Купцова, заместителя директора ФГУП НИИ “Восход” и руководителя проекта ОГИЦ, Общероссийский информационный центр был создан и юридически, и технологически. "Мы готовы уже сейчас обеспечить юридически значимое межведомственное электронное взаимодействие, - утверждал он. - Но для этого необходимо решение ведомств о практическом внедрении и использовании электронных регламентов".
В конце 2009 г. по инициативе министра связи Игоря Щеголева и с одобрения Дмитрия Медведева и Владимира Путина вся инфраструктура "Электронного правительства" была передана "Ростелекому". Незадолго до этого компанией был продемонстрирован прототип Единого портала государственных услуг. А в 2009 -2010 гг., в соответствии с планами Минкомсвязи, "Ростелекому" предстояло создать телекоммуникационную инфраструктуру и распределенную инфраструктуру ОГИЦ, сеть удостоверяющих центров, систему управления эксплуатацией инфраструктуры и инфраструктуру общественного доступа к услугам органов власти, предоставляемых с помощью интернета, обеспечить предоставление электронных госуслуг. Одновременно компании были переданы работы по ГАС "Управление".
Использование уже имеющейся инфраструктуры ОГИЦ, созданной ФГУП НИИ "Восход", было признано нецелесообразным по той причине, что все оборудование физически находилось на территории института, и его перемещение на другую площадку не представлялось возможным.
Общие расходы "Электронной России" на мероприятия, единственным исполнителем которых назначен "Ростелеком", в 2009–2010 гг. составляют около 2 млрд руб. "Ростелеком" выступает соинвестором и предоставляет всю технологическую инфраструктуру. "В 2009 г. финансирование "Ростелекома" на работы по электронному правительству составило более 320 млн руб., - сообщил Антон Колпаков, генеральный директор "Ростелекома", на совещании "Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде". – Мы вложились в линии связи, системы передачи данных. "Ростелеком" модернизировал центры обработки данных (ЦОДы), call-центр и каналы связи между площадками, участвующими в ГАС "Управление".
По словам Колпакова, в 2010 г. затраты оператора на проект возрастут: "Мы планируем вложить в текущем году 404 млн руб. Деньги пойдут на решение инфраструктурных задач: построение центров общественного доступа, защищенной IP/MPLS сети, внутренней сети для ведомств и единой системы аутентификации". Таким образом, суммарно за два года затраты коммерческого соинвестора проекта составят 724 млн руб.
Наталья Рудычева/CNews Analytics
CNews: В конце 2009 г. состоялось открытие портала госуслуг www.gosuslugi.ru. Услуги, оказываемые вашим ведомством, относятся к числу самых востребованных гражданами и бизнесом. Когда планируется появление первых электронных сервисов, связанных с регистрацией прав собственности на недвижимость? Какие сложности возникают в процессе перехода к оказанию электронных государственных услуг у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии? Почему до сих пор не удалось организовать даже такого простого сервиса как электронная очередь?
Сергей Сапельников: Согласно постановлению правительства Российской Федерации и плану перехода на предоставление государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р, Росреестр должен оказывать в первоочередном порядке четыре приоритетные госуслуги: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП); предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и размещению публичных кадастровых карт в сети интернет; постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
Что касается реализации услуги по регистрации прав в электронном виде, то здесь есть серьёзные законодательные ограничения, связанные с обязательным личным участием заявителя в этом процессе, что исключает оказание этой услуги в электронном виде в полном объеме до внесения необходимых поправок в соответствующие нормативные правовые акты.
Остальные три услуги могут оказываться, в том числе, в электронной форме. План перехода к этой форме оказания услуг предусматривает пять этапов от простого списка услуг и перечисления необходимых документов и офисов на первых этапах до приема и выдачи заявлений в электронной форме на пятом этапе по всей РФ.