|
|
История внедрения социальных карт в регионах Российской Федерации насчитывает уже 10 лет. Около 5 лет назад было заявлено о необходимости объединить имеющиеся решения и создать единую систему предоставления адресной социальной помощи. Однако работы в этом направлении продолжаются и сегодня.
Во многих российских городах – например, в Астрахани, Уфе, Екатеринбурге, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и др. – более 10 лет назад были внедрены социальные карты, позволяющие не только оплачивать проезд на общественном транспорте, но и получать медицинские услуги и пенсии. Изначально они предназначались лишь льготным категориям граждан, однако со временем число владельцев соцкарт расширилось, например, их получили школьники и студенты.
В Москве первые социальные карты появились еще в 1996 г. по инициативе московского правительства и при участии Банка Москвы. Карта изготавливалась за счет бюджетных средств и упрощала получение пенсий, стипендий, соцвыплат и ряда других услуг, использовалась вместе с полисом обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях.
В 2004 году в Чувашии началась реализация проекта "Мультикарта", в основе которого лежала многофункциональная микропроцессорная пластиковая карта стандарта EMV, реализующая различные независимые или связанные между собой приложения. Ключевым преимуществом использования мультикарт является возможность автономной и безопасной работы с ними без необходимости постоянного подключения по коммуникационным каналам к процессинговому центру.
Внедрение социальных карт в регионах во многом упростило процесс проведения социальных реформ, однако несогласованность действий разработчиков в отсутствие единых технологических стандартов привела к несовместимости имеющихся региональных решений и, как следствие, невозможности применять социальную карту одного региона в других. Особенно остро эта проблема заявила о себе после ввода в действие федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года "О монетизации льгот".
В начале 2005 года при участии Федерального агентства по информационным технологиям начались работы по созданию унифицированного решения, в основу которого должен был быть положен успешный опыт внедрения социальных карт в Москве и Московской области, а также практика использования карт на железнодорожном транспорте. Планировалось разработать технологии, позволяющие применять региональные карты в любой части страны. Для этого было проведено исследование "Разработка технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт".
Тогда же, в 2005 г., были разработаны концепция создания региональных систем социальных карт с учетом необходимости обеспечения межрегионального взаимодействия и проведения взаиморасчетов, типовые положения о социальном регистре населения и электронной социальной карте, рекомендации по внедрению в субъектах РФ системы учета и предоставления социальной помощи с использованием социальных карт, технологические требования, проекты стандартов и другие нормативно-технические документы к унифицированной социальной карте, Концепция центра межрегионального взаимодействия, а также создан комплексный испытательный стенд для отработки технологии межрегионального взаимодействия.
В тот же период начала создаваться ИИС "Социальная карта", разработкой которой занимались ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации" (ФГУП ВНИИ ПВТИ) — генеральный исполнитель проекта, компании "АйТи", ГУП "Московский социальный регистр", "Розан Файнэнс", "Сберкарта", "Систематика", "Терна СИС". В декабре 2006 г. было объявлено о создании 3 наиболее важных компонентов ИИС: центра межрегионального взаимодействия, программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего информирование о состоянии накопительной части счетов граждан, и системы, обеспечивающей функционирование социального приложения унифицированной социальной карты для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В начале 2007 года в Тверской области началась тестовая эксплуатация элементов системы.
Одновременно Федеральное агентство по информационным технологиям начало активно продвигать идею интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета государственных услуг населению на основе унифицированных социальных карт, которые должны представлять собой пластиковое удостоверение личности с именем, фамилией и фотографией владельца, штрих-кодом, банковским приложением и чипом с набором идентификационных данных.
Весной 2008 г. идея создания унифицированной социальной карты получила свое продолжение. Компания "АйТи" (она стала координатором предпроектного исследования и разработчиком техзадания) разработала проект унифицированной карты Нижегородской области. С ее помощью изначально решалась довольно узкая задача — адресные выплаты льготным категориям населения, оплата проезда на транспорте, оказание услуг в здравоохранении и ЖКХ. В 2010 г. этот проект вступил во вторую фазу — была введена в эксплуатацию единая платежная система, разработана единая база данных граждан, получающих социальную поддержку и др.
Аналогичный проект реализуется и в Башкортостане. Картой, выполненной на базе MasterCard, до конца этого года смогут воспользоваться проживающие в этом регионе школьники и студенты. Впоследствии она станет универсальным электронным удостоверением всех жителей республики. Что интересно, помимо стандартных атрибутов идентификации, таких как имя, номер паспорта, место регистрации, проживания на электронной карте появится, возможно, электронный почтовый адрес – именно такую идею высказал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Более того, e-mail станет своеобразным логином и обратной связью при общении с местными органами госвласти.
Несмотря на то, что социальные карты по-прежнему остаются чисто региональными решениями, их внедрение подготовило реализацию аналогичного федерального проекта. Прежде всего, благодаря им были разработаны регламенты оказания различного вида услуг — медицинских, социальных и финансовых. Кроме того, анализ существующих проектов позволил избежать целого ряда ошибок в масштабах страны. Например, в рамках июньского XIV Петербургского международного экономического форума, где презентовалась универсальная электронная карта, было проведено множество панельных дискуссий, в которых участвовали все заинтересованные стороны. На одной из таких встреч председатель правления "Сбербанка России" Герман Греф озвучил ряд деталей о новых электронных картах, в которых были учтены многие ошибки, имевшие место при внедрении региональных соцкарт.
По его словам, доступ к новой карте осуществляется либо через PIN-код, либо через отпечаток пальца при помощи соответствующего считывателя. В момент эмиссии программируется два пальца по выбору человека: один палец доступа к карте, второй - тревога. Информация не хранится на карте, она - лишь ключ доступа к базе данных ведомств. Наконец, электронная карта может работать и в оффлайновом режиме, однако для получения услуг устойчивый канал связи все равно необходим — сегодня в удаленных регионах, небольших городах вопрос с интернетизацией решен плохо.
В отличие от региональных, карты федерального уровня должны внедряться при участии целого ряда ведомств — Минздравсоцразвития, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, МВД, Федеральной налоговой службы и так далее. Таким образом, когда идентификационные данные гражданина находятся на социальной карте, а ведомства получают доступ к единым электронным базам данных, появляется возможность оказания электронных услуг в любой точке страны.
Расходы на построение системы верификации электронных ключей доступа оцениваются в более чем 75 млрд руб. Эти средства, по словам руководителя правительства Владимира Путина, необходимы для создания системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде во всех ведомствах и на всей территории страны. "Иначе - проблемы совместимости, отсутствие нормального межведомственного и межрегионального документооборота, - отмечает премьер, - такую обособленность нам нужно преодолеть, она вредна и опасна. Для этого, впрочем, необходимо урегулировать все законодательные и организационные вопросы внедрения электронных карт".
Сергей Лосев / CNews Analytics