|
|
В 4 квартале 2009 г. стартовал проект создания универсальных электронных карт. С марта 2010 г. такие карты появились в трех пилотных регионах - Татарстане, Башкирии и Астраханской области. Целью их внедрения является упрощение взаимодействия граждан с государственными ведомствами и учреждениями, причем не только в пределах одного города или региона, а на всей территории страны.
По замыслу разработчиков, универсальная электронная карта заменит собой целый ряд применяемых в настоящее время документов, включая полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и даже банковские карты на основе международных платежных систем. Кроме того, она откроет доступ к региональным и муниципальным электронным госуслугам.
За свою более чем полугодовую историю проект внедрения универсальных карт претерпел серьезные изменения. На первом этапе его реализацией занималось Минздравсоцразвития, которое незадолго до подведения итогов конкурса в середине ноября 2009 г. изменило условия проекта. Новые требования коснулись как функционала карт, так и квалификации участников проекта — в конкурсной документации появились пункты о создании информационных систем для микропроцессоров, а от подрядчиков больше не требовался опыт в области разработки нормативной документации, что привело к исключению ряда компаний от участия в тендере. Вместо этого от будущих подрядчиков потребовалось умение проектировать микропроцессорные чипы.
В конкурсе, организованном Минздравсоцразвития, победителем, напомним, стала компания "АйТи". Она в альянсе с производителем микроэлектроники "Ангстрем", системными интеграторами "Компьюлинк", "Корус консалтинг" и IBS, платежной системой "Сберкарта" и ФГУП НТЦ "Атлас" занялась разработкой универсальной электронной карты.
Весной 2010 г. проектом, прежде курируемым Минздравсоцразвития, занялось Минкомсвязи. "Проект Минздравсоцразвития признан успешным, ведомство хорошо отмоделировало на "Гознаке" предоставление именно услуг здравоохранения, но функционал электронных карт должен быть значительно шире - пояснил Константин Носков, руководитель департамента ИТ и связи правительства РФ. - Поэтому было принято решение, что инфраструктурным ядром должно заниматься Минкомсвязи, которое разработало планы внедрения карт, обозначив в нем сроки и объем финансирования проекта".
В настоящее время проектирование универсальных электронных карт идет полным ходом - происходит проработка правовых, технологических и организационных вопросов, связанных с выпуском карт и переводом госуслуг в электронный вид. На конец 2010 г. запланирована эмиссия универсальных карт общих для трех пилотных регионов, в 2012 г. карту получат те граждане, кто написал заявление о ее выдаче, а в 2014 г. - все граждане без исключения. В Минкомсвязи отмечают, что наиболее проработанным решением являются карты Башкорстана, которыми активно пользуются льготные категории граждан, а с конца этого года будут пользоваться остальные группы населения.
Что касается финансовой стороны проекта, то в России согласно всероссийской переписи 2002 г. проживает свыше 108 млн человек - потенциальных пользователей электронной карты. Если исходить из того, что на изготовление каждой карты необходимо затратить 500-700 руб., то общая стоимость проекта может составить не менее 54 млрд руб. "Расходы на будущие внедрения можно примерно оценить по числу карт, - уточняет Наталья Монастырская, начальник отдела института проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИ ПВТИ). – Только для пилотного региона с числом льготников 200 тыс. человек, затраты ориентировочно составят 120 млн руб., а для Москвы, где льготников несколько миллионов, бюджет может превосходить 1 млрд руб."
Участвующий в проекте "Сбербанк" обеспечивает платежные сервисы, включая оплату услуг через банкоматы. По словам его руководства, в обозримом будущем с помощью электронных карт через банкоматы можно будет получать выписки из Налоговой службы, Пенсионного фонда, регистрировать предприятия и даже заказывать паспорта и прочие документы. В Сбербанке считают, что все эти услуги реализуемы технологически, и единственным препятствием на пути их внедрения являются недоработки в законодательстве.
После внесения необходимых поправок в существующие законы "Сбербанк" вполне может стать виртуальным оператором. При этом он начнет предоставлять услуги бесконтактной оплаты не только с электронных карт, но даже с мобильных телефонов, оснащенных соответствующей SIM-картой и чипом NFC (к слову, первую попытку адаптировать телефоны для оплаты проезда уже предприняли московский метрополитен и компания МТС).
Ближайшие планы "Сбербанка" связаны с созданием пула клиентоориентированных решений для доступа к счетам любым удобным способом – по телефону, через интернет и банкомат. С этой целью создаются специализированные региональные центры обработки данных, которые консолидированы между собой. Крупнейший ЦОД Сбербанка появится к 2012 г. – его площадь для серверного оборудования составит 5 тыс. кв.м, а мощность – свыше 20 МВт. К этому времени будет внедрена и единая биллинговая система.
Поддержка универсальных социальных карт потребует и технологического обновления — об этом в послании Федерального собранию заявил президент России Дмитрий Медведев. Например, нужны новые волоконно-оптические линии связи, которые бы снизили стоимость ИКТ-услуг для жителей Сибири и Дальнего Востока. Сегодня, по оценкам исследовательской компании ComNews Research, высокоскоростное соединение по-прежнему недоступно значительной части населения – в 12 из 35 российских городов стоимость безлимитного интернета на скорости 2 Мбит/c превышает 10% ежемесячных расходов пользователей. При этом жители, к примеру, Хабаровска вынуждены платить в 6 раз больше москвичей.
В июньском отчете ComNews Research сравнила безлимитные тарифы региональных провайдеров, оказывающих услуги доступа к интернету на скорости 2 Мбит/с. Для Москвы и Санкт-Петербурга – это минимально-доступный тариф, а для многих российских регионов - зачастую предельная скорость доступа. Наиболее дорогой интернет в настоящее время в Астрахани, Владивостоке и Хабаровске. Среднерасчетные тарифы находятся в интервале от 1583 до 1783 руб. А тройка самых "дешевых" городов с точки зрения интернет-пользователей – Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Здесь стоимость 2-Мбитного интернета составляет 300-366 руб. Таким образом, ограниченная доступность интернета в регионах — это вполне реальное препятствие на пути внедрения электронных госуслуг.
Впрочем, процесс уже не остановить. По словам Дмитрия Медведева, в течение ближайшей пары лет, начиная с 2012 г., когда начнется выдача новых универсальных электронных карт, в электронном виде должны быть доступны около 60 госуслуг.
Сергей Лосев / CNews Analytics
На вопросы CNews ответил Олег Дьяков, генеральный директор компании Peak Systems
CNews: Задача внедрения универсальной электронной карты гражданина России обсуждается уже не первый год, при этом концепция универсальной карты постоянно меняется. Что вкладывается в это понятие на сегодняшний день?
Олег Дьяков: Ситуация меняется в буквальном смысле практически ежедневно. На текущий момент обсуждается внедрение в ряде регионов пилотных проектов, в которых универсальная карта будет использоваться как инструмент для доступа к 15-ти государственным и муниципальным услугам. Среди них запись на прием к врачу, выписка электронных рецептов, прием заявлений на выплаты безработным, автоматизация технического осмотра и регистрации транспортных средств, оформление выдачи паспортов, информирование о состоянии счета в системе обязательного пенсионного страхования, выплата пенсий, пособий и субсидий.