|
|
Согласно концепции, разработанной в Принстонском университете, государство должно заниматься сбором данных, а их предоставление для публичного пользования необходимо перепоручить коммерческим компаниям. Приведет ли следование этой концепции к тому, что сайты госведомств вообще перестанут быть востребованы?
Проект Белого дома следует идеологии “Правительство как платформа” (government as a platform), которая была представлена в 2008 году в статье, опубликованной группой исследователей из Принстонского университета в Журнале права и технологий Йельского университета (Yale Journal of Law and Technology). Авторы публикации предлагают разделить функцию накопления данных и функцию их представления на публичных веб-сайтах.
По их мнению, государство плохо справляется с задачей представления данных, поэтому ее следует перепоручить частному сектору, оставив за государством лишь блок задач, связанных со сбором данных и их публикацией в машиночитаемых форматах. Государство должно, прежде всего, выступать в качестве поставщика “сырой” информации – в этом и заключается суть концепции “Правительство как платформа”. С этой точки зрения, значительная часть государственных сайтов оказывается ненужной.
Концепция “Правительство как платформа” менее умозрительна, чем может показаться. Получившая мировую популярность навигационная система GPS изначально создавалась американскими военными для решения собственных задач. Тот факт, что сегодня GPS может быть использована во множестве гражданских приложений, и на основе этой технологии созданы целые классы потребительских устройств – следствие вполне конкретного политического решения, в результате которого данные американских навигационных спутников стали открытыми и общедоступными.
Таким образом, государственные технологии действительно могут обладать значительным потенциалом для стимулирования развития частного рынка, и американская администрация надеется, что 250 000 опубликованных наборов данных вызовут к жизни принципиально новые приложения и сервисы, а вместе с ними – новые рабочие места и новые источники налоговых поступлений.
Fly on time - сервис, основанный на данных госстатистики
Источник: www.flyontime.us
* Сервис Fly on time позволяет найти нужный рейс на основе статистических сведений о задержках авиарейсов, опубликованных государственными службами.
Но действительно ли коммерческой ценностью обладают все 250 000 наборов данных, опубликованных на сайте data.gov? Беглого знакомства с каталогом достаточно для того, чтобы прийти к отрицательному ответу – значительная часть этих данных не сможет заинтересовать никого, кроме узких специалистов. Командно-административный подход администрации президента Барака Обамы к проблеме открытых данных позволил получить результаты, внушительные в количественном отношении, однако сомнительные в плане экономической эффективности.
Очевидно, что одной лишь публикации наборов данных не может быть достаточно для успеха концепции “Правительство как платформа”. Данные должны быть не просто опубликованы – они должны быть восприняты частным сектором и использованы в новых приложениях. Публикация же невостребованных данных может привести лишь к росту расходов и компрометации идеи.
С этой проблемой в полной мере столкнулся Нэт Торкингтон (Nat Torkington), один из ключевых участников проекта новозеландского правительства в области открытых данных Open New Zealand (Открытая Новая Зеландия). Нэт Торкингтон признается, что в начале их команда была склонна решать проблему “от технологий”: проект по публикации правительственных открытых данных они восприняли как задачу по разработке веб-сайта с каталогом наборов данных.
В конечном счете, оказалось, что у созданного ими каталога нет пользователей, и пришлось инициировать отдельный проект по формированию сообщества. Нэт Торкингтон приходит к выводу, что должным образом выполненная публикация данных требует денег, поэтому правительству следует прежде всего “определить наиболее ценные наборы данных, обладающих высоким потенциалом в области обратной связи с общественностью, межведомственной оптимизации, информирования граждан или имеющих высокую коммерческую ценность”.
Нэт Торкингтон выделяет пять групп людей, заинтересованных в публикации государственных данных: “правительства с низким рейтингом, ожидающие PR-эффекта от раскрытия данных, сторонники государственной прозрачности, которые хотят получить более эффективное и более честное правительство, сторонники интересов граждан, которым нужны сервисы и информация, позволяющая сделать их жизнь лучше, сторонники открытости, которые считают, что правительства действуют от лица людей и потому правительственные данные должны быть для людей бесплатны, а также зануды, которые надеются, что публикация наборов данных из общественных уборных позволит стране получить тот же экономический эффект, что и открытие [американского] картографического реестра TIGER”.
CNews: Кто из российских ведомств мог бы взяться за организацию национального проекта по открытым данным?
Иван Бегтин: Мне доводилось разговаривать на эту тему с несколькими чиновниками. Большинство из них сходились во мнении, что запустить подобный проект, не настроив против себя остальных, очень сложно. Поэтому обязательным условием запуска такого проекта является политическая воля руководства страны. Например, как в США, где запуск проекта Data.gov был инициирован Бараком Обамой.
Я считаю, что такие проекты - не ведомственного уровня. В России такой проект мог бы быть инициирован правительством или Администрацией президента и представляться на уровне президента или главы правительства.
В настоящее время тема государственных открытых данных наибольшее развитие получила в странах островного права (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия), аналогичные инициативы присутствуют лишь в нескольких странах Северной Европы (Эстония, Норвегия). Однако тема открытых данных, безусловно, будет набирать актуальность. Следует ожидать, что уже в перспективе двух-трех лет жители стран, в которых программы государственной публикации открытых данных отсутствуют, не будут иметь доступа к ряду современных сервисов и потому испытают ограничения в своих возможностях. Сбалансированная государственная программа по публикации государственных данных, в которой были бы учтены ошибки, допущенные в аналогичных проектах других стран, позволит снять этот риск и воспользоваться теми экономическими преимуществами, которые сулит концепция “Правительства как платформа”.
Но следует понимать, что государственный проект по публикации открытых данных без диалога с гражданами – бесперспективен. И это предостережение касается не только российского государства, но и российских граждан – российское сетевое сообщество пока что создало очень немного конструктивных проектов, которые могли бы стать основой отечественной программы по открытию государственных данных.
Егор Гребнев/CNews Analytics