|
|
По данным рейтинга 50 крупнейших поставщиков ИТ в госсекторе, подготовленного CNews Analytics, госзаказ формирует более половины выручки у 34% опрошенных компаний. Напомним, что годом ранее этот показатель составлял 16%. По итогам сложного для отрасли 2009 года можно констатировать, что ожидания, связываемые с госсектором как с основным драйвером, почти оправдались.
В ситуации сокращения ИТ-бюджетов и сворачивания заметной доли ИТ-инициатив в 2009 году много надежд возлагалось на госзаказчика - как на самого стабильного, в силу пресловутой "инертности". Представители компаний-интеграторов, опрашиваемые CNews Analytics, год назад предполагали, что резко увеличится количество игроков, которые будут стремиться усилить свои позиции в госсекторе. Однако войти на этот рынок "новичкам" оказалось непросто, а активность в игре на "понижение" цены себя не слишком оправдала. В итоге список 50 крупнейших поставщиков ИТ для госсектора за год претерпел не так уж много изменений – и преимущественно они обозначились в расстановке прежних игроков.
Совокупная выручка 50 компаний за 2009 г. немного сократилась – на 5%. Понятно, что даже этот "остров стабильности" пережил не самое простое время, особенно в 1 квартале 2009 г. Бюджеты госструктур были утверждены позже, чем обычно, а по тендерам видно, насколько понизилась верхняя ценовая планка. Так, по данным рейтинга CNews Tenders за 2009 г. сумма самого крупного контракта составила 1,58 млрд руб., а годом ранее аналогичный показатель превышал 2,8 млрд руб.
Доля проектов в госсекторе в совокупной выручке ИТ-компаний
Источник: CNews Analytics, 2010
Анализ структуры выручки компаний-участниц рейтинга CNews Analytics обнаружил увеличение доли госзаказа - теперь у 34% игроков на него приходится более половины всех доходов. Напомним, что годом ранее такие результаты констатировали лишь 16%. Между тем, 38% респондентов зафиксировали эту долю на уровне от 10 до 29% , а годом ранее таковых было 46%.
На первую десятку компаний рейтинга CNews Analytics по итогам 2009 г. приходится 66% совокупной выручки всех 50 поставщиков ИТ для госструктур. Годом ранее показатель был немного выше – 70%. В целом спад выручки от проектов в госсекторе по итогам 2009 года зафиксировали 36% компаний. В частности, наиболее значительно – на 68,5% - сократилась выручка "Компьюлинка"; на 44% - у "Оптимы", на 40% - у "АйТи". Даже у лидера рейтинга по выручке, компании НКК, отрицательный показатель (-12%).
Напротив, максимальный – феноменальный для 2009 г. - рост продемонстрировал Aladdin - более 296%. Компания, в частности, вела проекты в Пенсионном Фонде, Федеральной Таможенной Службе, отмечая, что это стало результатом работы в 2008 году, когда продукты и технологии Aladdin были приняты в качестве корпоративного стандарта ее госзаказчиков, а последовавшие внедрения выбранных решений в 2009 году, их тиражирование в масштабах всей госорганизации позволили увеличить объем продаж.
Как комментирует Сергей Груздев, генеральный директор Aladdin, столь масштабный рост продаж в государственном секторе в 2009 году имеет свои объективные причины: "В связи с началом кризиса в 4 квартале 2008 года мы "недобрали" по целому ряду проектов. В условиях неясных перспектив заказчики "замораживали" свои бюджеты и приостанавливали запланированные внедрения. В то же время, поскольку эти внедрения были заказчикам объективно необходимы, в период некоторого "оттаивания" - уже в 3-м и 4-м квартале 2009 года - мы получили эффект "отложенного спроса". Таким образом, реализация приостановленных ранее проектов позволила нам частично компенсировать потери, возникшие в 2008 году. В 2006-08 годах заказчики из государственного сектора реализовывали много "пилотных" проектов. В отличие от коммерческих компаний государственные учреждения несколько дольше принимают решения о внедрении тех или иных технологий. Этим объясняется, что в течение последних нескольких лет госструктуры тщательно изучали наши решения по информационной безопасности, знакомились с предложенными продуктами. Тот факт, что многие из этих "пилотных" проектов "доросли" до полномасштабных внедрений только к концу 2009 года, подтверждает всем известную "инертность" госсектора. Компания Aladdin серьезно рисковала, выполняя такие проекты, ведь в условиях кризиса все они подразумевали отсрочку платежей со стороны заказчиков. Тем не менее, нам повезло, и реализация таких "долгих" проектов в конце 2009 года позволила увеличить объем наших продаж в государственном секторе".
Выручка от проектов в госсекторе от проектов в госсекторе 50 ИТ-компаний (тыс.руб.)*
*На Топ10 приходится 66% совокупной выручки
Источник: CNews Analytics, 2010
130% составил рост воронежской компании РЕТ. В компании отмечают, что госсектор активизировался – так, в бюджете Воронежской области затраты на ИT выросли почти в 3 раза. "Кроме того, со сменой губернатора, наша область вошла во многие федеральные проекты. Мы стали больше работать в этом направлении", - комментирует Екатерина Кувязева, PR-менеджер РЕТ.
Рост 106% продемонстрировала "АМТ-Груп". Кирилл Гусаров, коммерческий директор компании, отмечает: "В последнее время мы наблюдаем повышенное внимание государственных структур к вопросам информатизации рабочих процессов. В 2009 году мы завершили реализацию нескольких крупных проектов, что дало нам возможность значительно укрепить свои позиции в данном сегменте рынка". Речь здесь идет, в первую очередь, о проектах для Федерального Казначейства, Росэнергоатома, Курчатовского института.
В целом результаты рейтинга CNews Analytics подтверждают, что в изменившейся экономической ситуации госсектор сохраняет свою роль драйвера для отечественной ИКТ-отрасли. На его долю по-прежнему приходится около 30% потребляемых ИТ-продуктов и услуг, и, вероятно, таковой она и останется в ближайшие годы.
В контексте общего сокращения бюджетов в 2009 г., "проседание" здесь, конечно, заметно, однако в целом на структуру рынка оно, по мнению опрошенных экспертов, не слишком не повлияло. Большинству компаний, исторически много работающих с госсектором, удалось удержать свои позиции, и сейчас они настроены вполне оптимистично. Благо общая тенденция к повышению эффективности деятельности и взаимодействию госструктур сохраняется и, кажется, даже усиливается. По крайней мере, сейчас - на фоне очевидной активности первых лиц государства в отношении ИТ, а также скорого старта новой госпрограммы "Информационное общество".
Правда, сегодняшние прогнозы, хотя и позитивные, все еще осторожны. Больше надежд связываются с 2011-м, нежели чем с 2010 г. Предполагается, что лишь через 2 года рынок вернется к докризисным показателям, и вообще на быструю динамику ИТ-шники, даже работающие с госсектором, особенно не рассчитывают. Однако рассчитывают на стабилизацию, которая сформирует трамплин для нового - ожидаемого - скачка.
CNews: Как вы оцениваете роль государства в целом и госзаказа в частности в том, что последствия финансового кризиса не стали для ИКТ-рынка катастрофическими?
Леонид Гуштуров: Вопросы построения информационного общества относятся сегодня к наиболее приоритетным в нашей стране. Важнейшую роль в их решении играет создание полноценной инфокоммуникационной инфраструктуры для взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан. Несмотря на то, что в прошлом году под влиянием кризиса проводилось некоторое сокращение бюджетов, общая тенденция к внедрению механизмов электронного взаимодействия госструктур сохранилась – соответственно, сохранились и объемы потребляемых услуг. Этот рынок не самый маржинальный, но весьма стабильный, что очень важно в кризисных условиях.