|
|
Информационные технологии могут стать одним из эффективных инструментов по борьбе с коррупцией. Переход на электронные способы совершения государственных закупок, предоставление государственных услуг в электронном виде и доступность информации о работе судов и судебных решениях позволят сделать эти процедуры прозрачными и, потому, поддающимися контролю.
Пожалуй, следующей по популярности после модернизации и электронных госуслуг темой 2009 г. стала тема борьбы с коррупцией. Громкие разоблачения, судебные процессы и отставки руководителей достаточно высокого уровня призваны были доказать, что борьба с этим всероссийским злом пойдет не на жизнь, а на смерть.
Но очевидно, что кроме принятия необходимых в таком случае административных и карательных мер надо ликвидировать сами причины возникновения коррупции и создать условия, в которых вероятность разоблачения взяточника настолько велика, что на ее фоне сама взятка становится значительно менее привлекательной.
Известно, что к числу сфер государственной деятельности, оставляющих широкий простор для взяточничества, относятся госзакупки и госуслуги. По поводу первых еще в 2008 г. весьма однозначно высказался председатель Счетной палаты Сергей Степашин, заявив, что ФЗ №94 о госзакупках - один из самых коррупциогенных в России и подлежит в первую очередь соответствующей экспертизе. Что касается вторых, то любой человек, живущий в России, хоть раз в жизни сталкивался с тем, что положенное ему по закону невозможно получить законным путем.
Любая коррупция основана на том, что существует некий человек, который может единолично принять важное для других решение. Именно он и требует "благодарности" за свой труд, в простонародье именуемой "откатом". Исключить такого человека из процесса общения с государственными структурами могут информационные технологии. Компьютеру не доступны человеческие хитрости типа "да, но…..", он принимает однозначные решения исходя из поставленных условий и не требует материального вознаграждения за свой труд.
Именно поэтому поставленная перед страной задача модернизации и информатизации направлена не только на достижение экономического роста, но и на борьбу с таким злом, как взяточничество. Это хорошо понимают и президент, и правительство страны.
В конце 2009 г. премьер-министр Владимир Путин, выступая на заседании правительства, говорил о необходимости перехода к государственным закупкам на электронных аукционах. При этом он подчеркнул, что эта мера является антикоррупционной, поскольку "использование интернет-технологий исключает личные контакты между органами власти и поставщиками товара на стадии размещения заказа".
Что касается предоставления государственных услуг в электронном виде, то и здесь председатель правительства был настроен решительно и заявил, что "граждане России должны иметь равные возможности по получению государственных и муниципальных услуг. Причем в максимально удобной форме, не допускающей проволочек и злоупотреблений".
Еще одним средством по борьбе с нечестными чиновниками призвана стать ГАС "Управление", которая изначально (с 2006 года) разрабатывалась как система системы контроля за реализацией национальных проектов. Позднее задачи системы расширились, и на сегодняшний день она рассматривается как единая информационно-аналитическая система управления страной в целом. Ее создание должно завершиться до конца 2012 г., а вся ответственность за эти работы лежит на назначенном оператором ГАС "Управление" "Ростелекоме".
С помощью ГАС "Управление" будет оцениваться работа чиновников "по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий". Пользователями системы станут Администрация президента, Аппарат правительства, Счетная палата и полномочные представители президента в федеральных округах, которые смогут в режиме реального времени контролировать эту работу.
Насколько эффективной с точки зрения противодействия коррупции окажется ГАС "Управление", сказать пока сложно. С одной стороны, любая открытость первичных данных делает их подтасовку небезопасной и легко контролируемой. С другой стороны, качество контроля действий чиновников зависит от того, насколько грамотно и полно он будет осуществляться. "Нет особых проблем вынести на рабочие столы руководителей страны метрики для оценки работы чиновников (dashboard) на основе предоставляемой ими информации, но значительно труднее и полезнее сопоставить данные разных ведомств между собой, - прокомментировал CNews источник в руководстве ИТ-компании. - Например, чего стоит сравнение показателей по совершаемым преступлениям, если при этом не учитывается произошедшее за этот период изменение уголовного кодекса?"
Очевидно, что коррупция не может существовать локально, в одном конкретном ведомстве или регионе. В условиях безнаказанности она стремительно распространяется на все сферы жизни.
О том, что российская судебная система далека от совершенства, говорится уже давно. Несмотря на то, что и в этой области регулярно происходят громкие разоблачения, в беспристрастности и справедливости судей не уверен никто – уж слишком закрытой от посторонних глаз является их деятельность. В 2002 году началась реализация Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, одними из важнейших направлений которой стали ИТ-оснащение судов и обеспечение возможности доступа заинтересованных пользователей, в том числе судей, к информации о судебных решениях. Эта программа распространялась как на деятельность судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, так и на систему арбитражных судов, а ее финансирование составило 1500,00 млн руб. на информатизацию судов общей юрисдикции и около 280,00 млн рублей на информатизацию арбитражных судов.
В 2007-2011 г. эта программа продолжилась, на информатизацию судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, поддержание ГАС "Правосудие" было выделено 2180 млн руб., а на систему арбитражных судов - 3649 млн руб.
Прозрачность, или транспарентность, правосудия является одним из эффективных средств борьбы со злоупотреблениями в этой области. В это понятие включается не только снятие ограничений на доступ СМИ и простых граждан на судебные заседания, но и доступность текстов судебных решений. Автоматизированные системы, созданные и в судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах, позволили создать интернет-ресурсы, на которых можно размещать документы для открытого просмотра. Осталось обязать суды делать это, причем не от случая к случаю, а систематически.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон №262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", согласно которому все российские суды обязаны размещать в интернете тексты своих решений сразу после их принятия, а приговоров - после вступления в законную силу, а также раскрывать основные сведения о судьях.
Это должно стать одним из шагов на пути к борьбе со злоупотреблениями в судебной системе и восстановить доверие к ней граждан. Ведь, по словам главы Высшего арбитражного суда Антона Иванова: "Любое коррупционное правонарушение всегда происходит в условиях закрытости. Если мы будет развивать открытость судебной системы, это станет надежным заслоном".
Наталья Рудычева/CNews Analytics
CNews: На сайте Высшего арбитражного суда стал доступен "Банк решений арбитражных судов", затем появилась электронная "Картотека арбитражных дел". Расскажите подробнее об этих проектах.
Игорь Соловьев: В 2005 г. была поставлена задача открыть информацию о деятельности арбитражных судов, которая позже была реализована в виде федерального закона №262 о доступе к информации о судебной деятельности. Мы начали этим заниматься задолго до появления этого закона. Нам хотелось, чтобы граждане больше доверяли судебной системе, а это возможно лишь в условиях, когда ее деятельность открыта.
Таким образом, проблемой открытости мы начали заниматься с 2005–2006 гг., прошли довольно длинный путь. В 2008 г. была реализована идея публикации всех судебных актов, а в 2010 г. создана "Картотека арбитражных дел", в которой не только публикуются сами документы, но существует возможность контролировать их переход от инстанции к инстанции. В картотеку поступают все протоколы, которые создаются в суде. Это происходит в автоматическом режиме, поэтому документы публикуются в том виде, в котором они были изготовлены для сторон, т. е. без каких-либо исключений.