|
|
Россия занимает 59 строку в составленном ООН глобальном рейтинге развития электронного правительства. Другими словами, за семь лет, прошедших с публикации первого рейтинга, положение России в рейтинге не испытывает заметных изменений.
Среди существующих глобальных рейтингов оценки уровня развития электронного правительства наиболее авторитетным, полным и стабильным является рейтинг ООН Global E-Government Survey (“Глобальное исследование электронного правительства”), который публикуется с 2003 года. В основе рейтинга лежит индекс развития электронного правительства – страна с наиболее высоким индексом занимает в рейтинге первое место. В свою очередь, индекс развития электронного правительства каждой страны рассчитывается путем усреднения результатов трех частных индексов: уровня развития онлайновых услуг, инфраструктуры и человеческого капитала. ООН также отдельно рассчитывает индекс электронного участия (e-participation), результаты которого не влияют на показатель развития электронного правительства.
При составлении рейтинга эксперты ООН исходят из двух основных приоритетов. Первый приоритет – интересы граждан при формировании электронного правительства (citizen-centric practice). Второй приоритет – собственно уровень развития электронного правительства. На практике это означает, что чем активнее правительства используют прямое взаимодействие с гражданами (поддержка блогов и форумов, публикация информации в социальных сетях), тем более высоким будет их рейтинг.
Индекс развития электронного правительства, 2009
Источник: Global E-Government Survey, 2010
Базовые кумулятивные индексы, на которых строится рейтинг, неизменны, однако конкретные вопросы, учитываемые при составлении этих индексов, меняются с течением времени. Например, в рейтинге 2010 года общее число вопросов было увеличено до 95, были добавлены новые параметры, позволяющие оценить механизмы прямого взаимодействия государства с гражданами через интернет. Всего было добавлено 25 вопросов, 16 вопросов было исключено, а формулировки 29 изменены. В результате внесенных изменений общая планка несколько поднялась, и средний уровень развития электронного правительства в 2010 году снизился по сравнению с результатами рейтингов прошлых лет.
Если сравнивать результат России со средним результатом по всему миру, то рейтинг выглядит успокаивающе. Особенно высок в России уровень человеческого капитала – за счет сравнительно высокого уровня грамотности населения и высокого процента поступления в учреждения среднего и высшего образования. Вместе с тем, из всех индексов, учитываемых в рейтинге ООН, этот носит наиболее формальный характер. Мировым лидером по показателю человеческого капитала является Куба. По всей видимости, если бы этот рейтинг учитывал не только количественные, но и качественные показатели обучения, его результаты были бы другими.
Базовые индексы России в обзоре 2010 года в сопоставлении со средними показателями по миру, региону и субрегиону
Источник: Global E-Government Survey, 2010
Из 10 стран Восточной Европы Россия занимает в рейтинге 8 место, превосходя лишь Белоруссию и Молдавию. Из ближайших соседей России Украина и Беларусь за последние два года существенно снизили свои позиции: Украина спустилась с 54 строки на 41, а Белоруссия - с 56 на 64. Молдавия, напротив, продемонстрировала положительный результат, поднявшись с 93 позиции на 80.
Индекс и рейтинг развития электронного правительства в странах Восточной Европы
Страна | Индекс развития электронного правительства | Позиция в рейтинге | ||
2010 | 2008 | 2010 | 2008 | |
Венгрия | 0,6315 | 0,6494 | 27 | 30 |
Чехия | 0,6060 | 0,6696 | 33 | 25 |
Словакия | 0,5639 | 0,5889 | 43 | 38 |
Болгария | 0,5590 | 0,5719 | 44 | 43 |
Польша | 0,5582 | 0,6134 | 45 | 33 |
Румыния | 0,5479 | 0,5383 | 47 | 51 |
Украина | 0,5181 | 0,5728 | 54 | 41 |
Россия | 0,5136 | 0,5120 | 59 | 60 |
Белоруссия | 0,4900 | 0,5213 | 64 | 56 |
Молдавия | 0,4611 | 0,4510 | 80 | 93 |
Источник: Global E-Government Survey, 2010
Обращает на себя внимание тот факт, что положение России в глобальном рейтинге достаточно стабильно: в 2003 году наша страна занимала 58 место, в 2005 году смогла подняться до 50, в 2008 опустилась до 60, а в 2010 поднялась на один пункт до 59. Однако это не означает, что в рамках рейтинга ООН в принципе нельзя изменить свой результат на более положительный. Достаточно ярким примером является Бахрейн, который смог подняться с 46 позиции в 2003 году до 13 в 2010. Однако более близким примером является Казахстан, поднявшийся с 83 строки рейтинга на 46.
Одной из наиболее интересных составляющих исследования ООН является индекс развития онлайновых услуг. Методика ООН выстроена на базе четырехэтапной модели развития онлайновых услуг:
Зарождающиеся онлайновые услуги. Предоставляет ли национальное правительство базовые информационные услуги в режиме онлайн?
Расширенные онлайновые услуги. Использует ли национальное правительство мультимедийные услуги и развивает ли двусторонний информационный обмен с гражданами?
Транзакционные услуги. Использует ли национальное правительство интернет как средство предоставления публичных услуг, а также как инструмент обратной связи при решении вопросов общественной значимости?
“Подключенные” услуги. Обеспечивает ли национальное правительство взаимосвязь публичных услуг и функций? Осуществляет ли правительство консультации с гражданами по вопросам общественной значимости в рабочем порядке?
Для оценки уровня развития онлайновых услуг эксперты ООН анализировали правительственные сайты всех государств-участников. Используемая ООН методика предусматривает оценку “национального портала” (в случае России в качестве такового выбран явно устаревший сайт www.gov.ru) и пяти ведомственных порталов: здравоохранения, образования, социального обеспечения, труда и финансов. При изучении уровня предоставления онлайновых услуг обращается внимание на такие факторы как наличие или отсутствие RSS-каналов, возможность персонализации сайта, возможность единой авторизации, возможность присвоения тэгов и оценки контента, поддержка доступа к сайту с мобильного телефона и др.
Индекс развития онлайновых услуг
Рейтинг | Страна | Индекс развития онлайновых услуг |
1 | Южная Корея | 1,000 |
2 | США | 0,9365 |
3 | Канада | 0,8825 |
4 | Великобритания | 0,7746 |
5 | Австралия | 0,7651 |
6 | Испания | 0,7651 |
7 | Норвегия | 0,7365 |
8 | Бахрейн | 0,7302 |
9 | Колумбия | 0,7111 |
10 | Сингапур | 0,6857 |
… | ||
24 | Казахстан | 0,5270 |
25 | Швеция | 0,5270 |
… | ||
68 | Россия | 0,3302 |
Источник: Global E-Government Survey, 2010
Лидером рейтинга онлайновых услуг является Корея, которая имеет лучший результат и в общем зачете уровня развития электронного правительства. Россия в рейтинге онлайновых услуг занимает лишь 68 место. Из ближайших соседей примечательных результатов смог добиться Казахстан, занявший 24 место в рейтинге (на одной строке со Швецией!) благодаря активной государственной политике по использованию веб-сайтов в ведении диалога с гражданами. Казахстан набрал особенно большое число баллов по услугам, соответствующим четвертой – “подключенной” фазе развития.
Как уже отмечалось выше, индекс электронного участия не оказывает влияния на итоговый рейтинг развития электронного правительства и является самоценным индикатором. В 2010 году рейтинг электронного участия прежде всего был направлен на оценку уровня взаимодействия государства с гражданами с использованием инструментов Web 2.0, в том числе блогов, социальных сетей и мобильной связи. Особое внимание уделялось тому, чтобы взаимодействие с гражданами осуществлялось на постоянной основе, а не только во время предвыборных кампаний.
Индекс электронного участия: лидеры рейтинга
Страна | Индекс электронного участия | Рейтинг 2010 года | Рейтинг 2008 года |
Южная Корея | 1,000 | 1 | 2 |
Австралия | 0.9143 | 2 | 5 |
Испания | 0.8286 | 3 | 34 |
Новая Зеландия | 0.7714 | 4 | 6 |
Великобритания | 0.7714 | 4 | 25 |
Япония | 0.7571 | 6 | 11 |
США | 0.7571 | 6 | 1 |
Канада | 0.7286 | 8 | 11 |
Эстония | 0.6857 | 9 | 8 |
Сингапур | 0.6857 | 9 | 10 |
Бахрейн | 0.6714 | 11 | 36 |
Малайзия | 0.6571 | 12 | 41 |
Дания | 0.6429 | 13 | 3 |
Германия | 0.6143 | 14 | 74 |
Франция | 0.6000 | 15 | 3 |
Нидерланды | 0.6000 | 15 | 16 |
Бельгия | 0.5857 | 17 | 28 |
Казахстан | 0.5571 | 18 | 98 |
Литва | 0.5286 | 19 | 20 |
Словения | 0.5143 | 20 | 55 |
Источник: Global E-Government Survey, 2010
Среди 20 стран-лидеров снова обращает на себя внимание высокий результат Казахастана, который смог за два года сделать головокружительный скачок с 98 на 18 строку рейтинга. Как уже говорилось выше, этого результата удалось достичь благодаря созданию государственных веб-сайтов, обеспечивающих прямую связь правительства с гражданами.
«Как России следует относиться к результатам рейтинга ООН? Если по каким-то показателям набран низкий результат, это следует воспринимать как руководство к действию или просто как информацию к размышлению? – комментирует Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ. - Во-первых, не надо противопоставлять размышления и действия. Если перед действиями хотя бы немного подумать, хуже от этого не станет. Во-вторых, международные рейтинги, при всех их методических недостатках, дают гораздо более объективную и, что более важно, независимую от органов власти картину. Поэтому международные рейтинги – это не только повод для размышлений и действий. Именно международные рейтинги – и именно ввиду их независимости от органов власти – следует делать основными индикаторами при реализации программ формирования электронного правительства и, шире, административного и политического реформирования. Пусть местами мутное и не идеально ровное, но все же, настоящее зеркало дает лучшую картинку, чем наши фантазии о том, как мы выглядим».
Егор Гребнев/CNews Analytics