|
|
Финансовый кризис во многих государствах ускорил тенденцию к повышению прозрачности государственного управления, считают авторы отчета ООН об уровне развития электронных правительств в разных странах мира. Широко распространилась практика создания специальных сайтов с детализированной информацией о предпринятых государством антикризисных мерах, где граждане могут узнать, сколько средств было выделено государством на каждую из антикризисных программ, а также выяснить, какие из этих программ затрагивают их лично.
В качестве одного из успешных антикризисных проектов эксперты ООН называют антикризисный сайт правительства Калифорнии, где посетители могут сообщать властям информацию о необоснованных расходах бюджетных средств. Стоимость разработки и поддержки сайта в течение 1 года составила в сумме 61 тыс. долл., однако полученная информация позволила правительству штата всего за несколько месяцев сэкономить более 20 млн долл.
Особое внимание стало уделяться такому аспекту прозрачности государства как публикация открытых государственных данных, к числу которых относятся, в частности, статистические, геоинформационные сведения, информация о текущей деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов власти и др.
Примеры электронных услуг из мировой практики
Бельгия | Проект Au travail (На работу!) позволяет одновременно подать заявку на получение компенсационных пакетов и поиск подходящих вакансий. |
Великобритания | Онлайн-система PatientOpinion позволяет гражданам оставлять отзывы и оценивать уровень услуг учреждений здравоохранения. |
Великобритания | Веб-сайт Real Help Now (Реальная помощь на месте) позволяет пенсионерам, домовладельцам и трудоустроенным гражданам найти информацию об антикризисных компенсационных пакетах, на получение которых они имеют право. |
Великобритания | Британское управление по финансовым услугам, столкнувшись во время кризиса с наплывом вопросов о выплате долгов, решило избавиться от излишней нагрузки, создав специальный веб-сайт. |
Индия | Проект AESSIMS позволяет оперативно собирать информацию о распространении эпидемий, а также информировать население с использованием мобильной связи. |
Индия | Осуществляется выплата пособий по безработице в сельской местности с использованием системы платежных смарт-карт. |
Оман | Электронная биржа труда позволяет подавать заявки на трудоустройство по SMS. |
Сингапур | В рамках пакета антикризисных мер правительство использовало ведомственные базы данных для того, чтобы переводить пособия на прямые депозитные счета наиболее нуждающихся граждан. |
Филиппины | Осуществляется помощь в диагностике и лечении заболеваний для жителей удаленных районов с использованием мобильной связи. |
Эстония | В рамках национального мозгового штурма “Сделаем! Моя Эстония” 11 000 участников предложили свои идеи о том, как сделать жизнь в Эстонии лучше. Впоследствии идеи были систематизированы в специальном банке идей, а часть из них была воплощена в виде реальных проектов. |
Южная Корея | Осуществляется публикация информации о качестве питьевой воды в Сеуле в режиме реального времени. |
Источник: CNews Analytics, 2010
Доступность открытых государственных данных становится новым критерием качества электронного правительства – ООН планирует включить блок вопросов по открытым данным в методику составления рейтинга развития электронного государства за 2012 год.
Японский Университет Васеда публикует собственный рейтинг электронного правительства. В отличие от рейтинга ООН, он публикуется ежегодно, а не раз в два года, но охватывает меньшее число стран – в 2010 году в рейтинг было включено лишь 40 участников. Россия занимает в нем 36 место, уступая Вьетнаму и Бразилии, но превосходя Чили, Перу, Бруней и о-ва Фиджи.
Методика рейтинга университета Васеда также отличается от методики ООН. В ее основе лежит семь групп показателей: готовность сетевой инфраструктуры, доступность ключевых приложений на интерфейсном уровне, оптимизация управления, национальные порталы, наличие в правительстве должности CIO, продвижение электронного правительства и электронное участие. Разница в методике влечет за собой разницу результатов: лидером рейтинга университета Васеда является не Корея, которая занимает лишь 7 место, а Сингапур (в рейтинге ООН Сингапур занимает 11 позицию).
«Думаю, Россия может существенно повысить свои позиции в рейтинге развития электронного правительства ООН 2012 года, если у нас наконец-то появится государственная инициатива по открытым данным и если начнется мониторинг исполнения уже принятых нормативных документов, - комментирует Иван Бегтин, директор Лаборатории интеллектуального анализа данных. - Например, N 8-ФЗ, закон о публичности информации на сайтах органах власти и подзаконные акты ввели множество требований к сайтам органов власти, однако на практике до сих пор надзорный орган – прокуратура – мониторинга соблюдения этого закона не осуществляет, а случаи привлечения к ответственности за его неисполнение носят единичный характер».
Однако если сравнивать результат России в рейтинге Университета Васеда за 2010 год с результатами прошлых лет, то обнаруживается та же тенденция, что и в рейтинге ООН: позиция России, в целом, остается приблизительно на одинаковом уровне. В 2009 году результат был незначительно лучше – Россия занимала 29 строку из 34, а в 2008 году, напротив, несколько хуже – 32 из 34. Таким образом, несмотря на разницу в системах оценки, рейтинг ООН и Университета сходятся в том, что уровень электронного правительства в России в целом невысок и с течением времени существенным образом не меняется.
Егор Гребнев/CNews Analytics