|
|
Обзор подготовлен
CNews: Насколько сложным оказался 2009 г. для российской ИТ-отрасли? Насколько ощутимую поддержку в период финансового кризиса оказало ей государство? Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется российскому ИТ-рынку для выхода на докризисный уровень?
Роман Кругляков: 2009-й год стал годом проверки компаний на состоятельность. Во всех сегментах рынка было заметно сокращение бюджетов и значительный рост конкуренции. Наиболее успешно пережили этот период компании, которые имели определенный запас прочности и конкурентные преимущества, в том числе и в госсекторе. При этом даже успешным компаниям пришлось оптимизировать затраты. В этом смысле, для совершенствования управленческих процедур и укрепления команды такая встряска была полезна и дала новый опыт: в докризисное время мы научились быстро расти, в кризисное – сохранять при этом требуемый уровень эффективности.
Государство оставалось одним из самых стабильных сегментов ИТ-рынка, даже несмотря на затянутое принятие годового бюджета в большинстве организаций в том году. Безусловно, компании, имеющие значительный опыт работы с госсектором, в 2009-м году получили дополнительные преимущества.
CNews: В конце 2009 г. был обнародован план перехода к предоставлению электронных государственных услуг, готовится постановление, запрещающее госорганам запрашивать у граждан сведения, имеющиеся в их базах данных. Насколько в этой связи изменились потребности федеральных, региональных и муниципальных органов власти за последние годы?
Роман Кругляков: Мы наблюдаем значительный рост интереса к технологиям, так или иначе связанным с процессом оказания услуг в электронной форме. К этим технологиям, прежде всего, относятся портальные решения для предоставления услуг, системы обработки обращений, автоматизации регламентов, интеграционные технологии, реализующие взаимодействие систем в электронной форме.
Причем если в 2008-2009-м этот спрос в основном касался федеральных органов исполнительной власти, то в 2010-м к этому процессу активно подключились регионы, на что существенно повлиял проект нового закона о госуслугах и РП№1993 с перечнем приоритетных региональных услуг, подлежащих автоматизации.
CNews: Переход к оказанию электронных государственных услуг предполагает наличие полноценного бэк-офиса, который будет способен обеспечить электронное межведомственное взаимодействие. До настоящего времени основными препятствиями на пути его организации являлись отсутствие соответствующего законодательства, «информационный зоопарк» и нежелание самих ведомств делиться накопленными данными. Наметились ли позитивные сдвиги в этой области?
Роман Кругляков: Определенные сдвиги, безусловно есть. Понятие СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) уже фигурирует в ряде федеральных документов, предполагается наличие типового регионального решения.
Кроме того, надо отметить, что в случае административной воли все перечисленные вами препятствия в ряде случаев оказывались преодолимыми, чему доказательством служат ряд существующих межведомственных соглашений об обмене как на федеральном, так и на региональном уровне. Текущие активности Минкомсвязи всего лишь вносят в этот вопрос стандартизацию и служат еще одним «сигналом сверху» к тому, что надо переходить на электронную форму.
Также можно упомянуть, что есть и другие (менее совершенные технологически, но зачастую успешнее работающие в наших условиях) решения, позволяющие решить вопрос маршрутизации заявлений пользователя в отсутствие интеграционной шины и каналов связи. В частности, типовое региональное решение «Армады» по оказанию госуслуг предполагает 3 варианта взаимодействия с ведомственными системами: посредством интеграционной шины (регионального аналога СМЭВ), путем установки рабочего места системы обработки обращений в само ведомство (в этом случае фактически можно классифицировать это решение как межведомственный документооборот), и путем постановки задач «сотруднику-курьеру» для передачи пакетов документов «ногами» в случае, если связь отсутствует физически.
CNews: Какие продукты, услуги или решения группа компаний «Армада» предлагает российским государственным ведомствам сегодня? Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.
Роман Кругляков: Группа компаний «Армада» является ИТ холдингом, предлагающим своим клиентам весь спектр ИТ решений - в области разработки программного обеспечения, в области оказания ИТ услуг, а так же в области внедрения необходимых инфраструктурных решений.
«Армада» работает над многими значимыми в ИТ отрасли и в стране в целом проектами. В первую очередь, это порталы государственных услуг. Компания создала для правительства Москвы региональный портал государственных и муниципальных услуг, на котором представлена информация о более чем 200 услугах, оказываемых гражданам и организациям г.Москва. По заказу Федерального медико-биологического агентства РФ «Армада» внедрила в Москве, Ярославле и Красноярске типовое решение - единую интегрированную информационную систему для учреждений медико-социальной экспертизы.
Также одним из важнейших проектов является создание крупнейшей статистической системы РФ - Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), которая объединяет ресурсы более чем 50 российских органов федеральной государственной власти. Система создана с использованием свободного программного обеспечения. Проект выполняется в рамках контракта с Федеральным агентством по информационным технологиям при участии Федеральной службы государственной статистики. Система объединит официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ. Система создана в целях обеспечения доступа с использованием сети интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к официальной статистической информации.
«Армада» участвует в федеральном проекте, инициированным Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ по разработке и внедрению типовой автоматизированной системы для регистрации нарушений правил дорожного движения с помощью средств видеофиксации и администрирования денежных взысканий. Внедрение решения позволит нашей стране приблизиться к европейскому уровню безопасности на дорогах, упростит гражданам и ГИБДД процедуру оплаты и администрирования штрафов, а бюджеты регионов получат дополнительный доход. Прототип системы мы разработали в 2009 году, недавно закончилось его первое крупное внедрение – в г.Санкт-Петербург.
В качестве примеров наших государственных заказчиков из банковского сектора - проект создания для Банка России интеграционного портала, предоставляющего региональным сотрудникам банка безопасный доступ к внутренним системам банка. Интеграционный портал является решением, внедрение которого позволит быстро внедрять новые системы, эффективно подключать и обслуживать пользователей. Для Сбербанка России нами был создан новый интернет-портал и новые сервисы и разделы внутреннего корпоративного портала, обеспечивающие совместную работу сотрудников.
В сфере управления проектами можно отметить успехи компании PM Expert, входящей в группу «Армада» и являющуюся лидером в области управления проектами в России. PM Expert выполнил ряд проектов и научно-исследовательских работ в области регламентации проектной деятельности, информационно-аналитического обеспечения инновационных проектов и автоматизации проектного управления для Министерства промышленности и торговли РФ, «Объединенной авиастроительной корпорации, «Атомэнергопрома» и других. Также, компания PM Expert выступила одним из инициаторов и разработчиков базовой серии национальных стандартов в области управления проектами, которые в начале этого года прошли этап публичного обсуждения.
В области ИТ-услуг, в составе группы «Армада» работают, прежде всего, компании «Союзинформ» и Helios IT-Solutions. Так, в прошлом году были пролонгированы контракты с крупными государственными структурами (оказание услуг ИТ-аутсорсинга — осуществление полной поддержки всей ИТ-инфраструктуры). В числе постоянных заказчиков — Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство и ряд других. Новыми заказчиками компании стали Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ. Существенно вырос новый сегмент бизнеса, связанный с аутсорсингом управления проектами (PM Expert), в том числе с функцией технического заказчика («Союзинформ»). Так, компания «Союзинформ» выступила в роли управляющей компании в проекте по строительству интеллектуальных зданий Высшего арбитражного суда РФ в г. Москве и 9 регионах. Бюджет исполнителя составляет обычно несколько процентов от бюджета проекта находящегося в управлении.
CNews: Руководители страны все чаще говорят о необходимости модернизации и технологической независимости страны. Как, в этой связи, вы оцениваете готовность российского ИТ-рынка к созданию отечественной операционной системы на базе Open Source?
Роман Кругляков: Уже около 10 лет в России поддерживается отечественная технология полного цикла разработки и поддержки СПО на основе репозитория «Сизиф» - российского аналога таких всемирно известных свободных проектов разработки операционных систем, как Debian и Fedora. С использованием «Сизифа» ежегодно выпускаются новые версии операционных систем на базе Open Source различных разработчиков. Крупнейшим из них является отечественная компания «Альт Линукс». В настоящее время ОС «Альт Линукс» используется в государственных и муниципальных учреждениях, в тысячах школ России, федеральных и региональных системах электронного правительства, отечественных суперкомпьютерах, а также на компьютерах рядовых пользователей.
Таким образом, отечественный рынок не только готов к массовому использованию отечественных продуктов на основе СПО, но и имеет существенный задел для создания национальной программной платформы, частью которой как раз и является разработка отечественной операционной системы на базе СПО. Реализация национальной программной платформы (НПП) – одна из важных стратегических задач России на пути к модернизации экономики и технологической независимости страны. Понимая это, а также перспективность рынка СПО в России, «Армада» вот уже несколько лет принимает активное участие в разработке и продвижении отечественных решений на СПО.
Именно сейчас, при глобальной смене технологий , у России появляется возможность прорыва, основанного на реализации открытых технологий, которые предлагает сообщество СПО. При этом глубоким заблуждением было бы рассматривать разработку НПП исключительно как локализацию и адаптацию имеющихся дистрибутивов свободных ОС для настольных компьютеров и небольших серверов. Напротив, необходимо создать организационную, технологическую, техническую, научную, образовательную компоненты НПП для обеспечения независимости отечественной разработки ПО, интеграции с международными проектами разработки и, в конечном счете, становления России как одного из международных центров разработки всего спектра ПО, от системного до прикладного. Наши усилия направлены на это.
CNews: В 2010 г. государственные ведомства перешли на организацию госзакупок путем проведения электронных аукционов. Насколько эффективна, на ваш взгляд, эта процедура госзакупок в области ИТ? Позволяет ли она действительно добиться при заключении сделки оптимального соотношения цена-качество? Какие коррупционные риски, на ваш взгляд, несет в себе действующая сегодня процедура и какие меры надо предпринять для их устранения?
Роман Кругляков: Коррупционная составляющая при проведении закупок в виде аукционов, возможно, и снизится, зато возможность выбрать наиболее подходящего подрядчика на сложные ИТ-проекты ставится под большой вопрос. Такие показатели как опыт компании, ее кадровый потенциал, готовность выполнить конкретный предлагаемый проект – оценить при такой форме организации закупок очень сложно.
На аукционах сейчас должны закупаться массовые продукты и услуги, по которым легко определить рыночную цену. В первую очередь, это относится к типовому оборудованию, лицензиям на стандартное ПО. Это сегмент, который не является для нас приоритетным. Могу только в целом прогнозировать в нем дальнейший рост ценовой конкуренции и снижение маржинальности, увеличение числа недобросовестных предложений - когда компания не может поставить товары по предлагаемой цене (что выясняется обычно уже после заключения государственного контракта). Недавняя шумная история с завышением цен на государственных закупках медицинских томографов, вероятно, подстегнет новый виток ужесточения законодательства в этой области.
Для закупки услуг по разработке программного обеспечения и большинства ИТ сервисов выбор поставщика сейчас происходит в основном при помощи конкурсов - при выборе подрядчика на сложный проект необходимо учитывать его опыт и другие параметры, помимо цены. Но даже здесь в 2009-м резко выросло число конкурсов, в которые подавались относительно небольшие компании, указавшие минимальный срок исполнения и минимальную стоимость, фактически имевшие задачу выживания и старавшиеся выиграть любой ценой, «а там разберемся». Увы, формально они соответствовали всем критериям законодательства, но заказчик получал от таких подрядчиков результат в очень редких случаях, зачастую дело заканчивалось разрывом контракта. Итог – затягивание сроков по началу проекта, проведение новых конкурсов. Хотелось бы увидеть изменения в этой части законодательства.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2011-2012 г.?
Роман Кругляков: Стратегической целью «Армады» является достижение в среднесрочной перспективе доли 3—5% российского ИТ-рынка. При этом органический рост и приобретения будут преимущественно сконцентрированы в высокомаржинальных сегментах — разработке программного обеспечения и ИТ-услугах. В ближайшие годы усилия менеджмента «Армады» будут направлены на то, чтобы обеспечить органический рост выручки компании на уровне выше рыночного при одновременном повышении рентабельности по показателю EBITDA.
«Армада» будет по-прежнему концентрироваться на работе с госсектором. На текущий момент доля заказов из этого сегмента составляет 75% в общей выручки группы компаний, и мы планируем сохранить эту пропорцию при дальнейшем росте. Во всех развитых странах государство выступило ключевым заказчиком в период становления экономики, поэтому наличие опыта и клиентской базы в этом сегменте является существенным конкурентным преимуществом нашей компании.
По мнению аналитиков PMR, государственный сектор (который составляет около 30% ИТ-рынка), в ближайшее время, особенно в 2011 г., станет одним из факторов роста российского рынка информационных технологий (в 2010 году эксперты прогнозируют объем рынка на уровне 2009 года). Важно то, что «Армада» исторически специализируется на разработке программного обеспечения и ИТ-услугах – двух секторах, которые сегодня становятся основными в структуре государственного ИТ-заказа. Эта тенденция также является долгосрочным трендом – построение крупных инфраструктурных решений, где в 90-е годы лидировали крупные системные интеграторы, заканчивается. Так, в 2010 году Минкомсвязи объявило об утверждении долгосрочной программы «Информационное общество 2011—2020» в рамках которой планируется создание «электронного правительства» и национальной программной платформы. «Армада» имеет рыночную экспертизу, необходимую для участия в этих проектах.
В целом, долгосрочным трендом для российского ИТ-рынка, по мнению аналитиков, станет увеличение доли ИТ-рынка в ВВП с текущих 1,02% (в 2009 году) до 2—4%, как в развитых странах. Также, по мнению аналитиков, постепенно будет снижаться доля аппаратного обеспечения - по данным IDC, инфраструктура сегодня составляет около 60% российского ИТ-рынка, в то время как в развитых экономиках это значение не превышает 40%. Мы уверены, что в России начнется эпоха существенного роста софтверных и сервисных компаний, где главную роль будут играть инновации, экспертиза, команды, идеи, и «Армада» будет принимать в этом росте самое непосредственное участие.
CNews: Спасибо.