|
|
Обзор подготовлен
На вопросы CNews ответил Олег Дьяков, генеральный директор компании Peak Systems
CNews: Прошедший 2009 г. оказался сложным для российской экономики в целом и ИТ-отрасли в частности. Насколько успешно, на ваш взгляд, российским ИТ-компаниям удалось преодолеть финансовый кризис? Привел ли он к изменениям на российском ИТ-рынке?
Олег Дьяков: На наш взгляд, российский ИТ-бизнес справился с кризисом вполне успешно и без серьезных потерь. Да, большинство компаний «просело» по сравнению с 2008 годом, но падение было регулируемым и одного порядка по всему рынку. На наш взгляд, серьезных изменений на рынке не произошло и не предвидится.
CNews: Модернизация и развитие высокотехнологичного производства заявлены как основные приоритеты развития страны на ближайшие годы. Как, в этой связи, вы оцениваете готовность российского рынка к таким преобразованиям? Насколько страна обеспечена квалифицированными кадрами, производственными мощностями, инновационными идеями?
Олег Дьяков: Отставание нашей страны от мировых лидеров в отрасли ИТ наметилось еще в середине 80-х годов. Поэтому перед нами стоит очень сложная задача, решение которой займет не один год. Очень многое существует только на уровне идей. Кадров и мощностей нет, но никто и не ожидает, что они есть.
Рынок, конечно же, не готов к "модернизационному рывку", и основной задачей на сегодняшний день является воспитание кадров, наращивание мощностей, генерация идей. Хотя позитивные тенденции достаточно ясно видны – ширится рынок отечественного коммерческого программного обеспечения, появились и расширяются российские производители оборудования, запущены и развиваются проекты по универсальным электронным картам.
CNews: Ваша компания специализируется на проектах социальных карт. Что вы вкладываете в это понятие? Какова роль платежного приложения в социальной карте?
Олег Дьяков: Социальная (или универсальная электронная) карта - это многофункциональная персонализированная пластиковая карта. Она подтверждает право держателя на получение социальной поддержки, обеспечивает авторизованный доступ к государственным информационным ресурсам. Если на социальной карте есть банковское приложение, то это ещё и обычная банковская карта, на счет которой поступает пенсия или другие выплаты, а владелец с помощью карты распоряжается своими деньгами.
С помощью социальной карты также может быть реализовано медицинское обслуживание в лечебных учреждениях, проезд в общественном транспорте, получение информации и доступ к сервисам "электронного правительства", получение скидок в магазинах, льгот в предприятиях сферы ЖКХ, налоговой инспекции и т. д. Полный список возможностей таких карт пока окончательно не регламентирован, но реализуемые нами проекты открыты для дальнейших изменений и подключения любых новых возможностей.
CNews: Российские регионы один за другим внедряют социальные карты для своих граждан. Расскажите о вашем опыте реализации крупных региональных проектов.
Олег Дьяков: Наша компания участвовала в реализации, как минимум, двух крупных проектов – это проекты в Астрахани и Башкортостане. И в том, и в другом регионе на социальных картах работает несколько приложений.
В Астрахани, например, функционирует восемь приложений: банковское, транспортное, идентификация и доступ к персональной информации по ЖКХ, пенсионному фонду и налоговой службе, социальной защите, агентству занятости, развернутый медицинский сервис с возможностью выписки рецептов и ведения истории болезни, а также кампусное приложение Астраханского государственного технического университета.
Примерно такие же приложения работают и на уфимской карте. Это наиболее совершенные в техническом отношении проекты в России на сегодняшний день. Оба проекта реализованы в тесном сотрудничестве с банками – в Астраханском проекте участвовал "Сбербанк", в Башкортостане – банк "Уралсиб".
CNews: Такие проекты стоят недешево. Более того, на Петербургском международном экономическом форуме глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов заявил, что проект "Социальная карта москвича", который существует уже 15 лет, по-прежнему является убыточным. Как вы оцениваете эффективность внедрения социальных карт? Что, по вашему мнению, может сделать такие проекты окупаемыми?
Олег Дьяков: Убыточным или окупаемым для кого? В таких проектах участвуют, как правило, несколько крупных участников-инициаторов – это администрация региона, заинтересованные министерства и ведомства, банки, операторы услуг. Обсуждать конкретные цифры экономической эффективности таких проектов достаточно сложно, необходимо учесть прежде всего улучшение качества взаимодействия государства со своими гражданами, эффект от обеспечения прозрачности предоставления льгот.
В целом данные проекты должны быть выгодны банкам, в большинстве случаев они могут принести вполне значимые дополнительные доходы транспортным операторам, в среднесрочной перспективе такой проект может стать прибыльным для всех участников.
CNews: Задача внедрения универсальной электронной карты гражданина России обсуждается уже не первый год, при этом концепция универсальной карты постоянно меняется. Что вкладывается в это понятие на сегодняшний день?
Олег Дьяков: Ситуация меняется в буквальном смысле практически ежедневно. На текущий момент обсуждается внедрение в ряде регионов пилотных проектов, в которых универсальная карта будет использоваться как инструмент для доступа к 15-ти государственным и муниципальным услугам. Среди них запись на прием к врачу, выписка электронных рецептов, прием заявлений на выплаты безработным, автоматизация технического осмотра и регистрации транспортных средств, оформление выдачи паспортов, информирование о состоянии счета в системе обязательного пенсионного страхования, выплата пенсий, пособий и субсидий.
CNews: Тот же Михаил Задорнов заявил, что создание универсальной электронной карты обойдется России в 250-300 миллиардов рублей за пять лет. А глава Сбербанка Герман Греф, со своей стороны, сказал, что внедрение технологии обойдется в 150 миллиардов рублей. Как вы оцениваете перспективы реализации этого проекта на федеральном уровне? Какие сложности, на ваш взгляд могут возникнуть? Возможна ли интеграция уже имеющихся региональных решений в этой области в единую систему или речь идет о повсеместном внедрении нового решения?
Олег Дьяков: Перспективы вполне реальны. Хотя, конечно, это длинный и трудоемкий процесс. Обсуждать конкретные сложности не до конца сформулированного и не утвержденного проекта пока просто невозможно. На сегодняшний день никаких неразрешимых проблем мы не видим, несмотря даже на то, что в течение многих лет информатизация ведомств в различных регионах страны централизованно не регулировалась, и фактически мы имеем сейчас пестрый набор различных решений, которые предполагается объединить в единое информационное пространство. Интеграция уже имеющихся карточных проектов возможна. По крайней мере, наши проекты мы делали и делаем из расчета потенциальной будущей необходимости объединения систем на федеральном уровне.
CNews: Руководство страны много говорит о необходимости повышения качества и доступности госуслуг, а также о том, что внедрение электронных сервисов, исключающих участие посредника в процессе взаимодействия государства и гражданина, должно способствовать снижению коррупции. Какие решения, предлагаемые вашей компанией, применимы в этой области? Расскажите о них подробнее.
Олег Дьяков: Одна из задач любой автоматизации – исключить участие людей в процессах. А чем меньше людей, тем, очевидно, меньше возможностей для коррупции. Наши решения по обеспечению доступа к государственным сервисам с помощью электронных карт хорошо вписываются в эту схему. Однако было бы наивным полагать, что одним внедрением электронных карт можно победить коррупцию, и мы не рассматриваем наши решения, как реальное средство борьбы с коррупцией. Это инструмент для автоматизации процессов и инновационного развития общества.
CNews: Каков, на ваш взгляд, прогноз развития российского ИТ-рынка в 2010 г.? Когда, по вашему мнению, ИТ-рынок сможет вернуться к докризисным показателям как по объему, так и по темпам роста?
Олег Дьяков: Могу предположить, что часть компаний вернется к докризисному уровню уже по результатам 2010 года. Другим компаниям потребуется ещё 1,5-2 года. ИТ-рынок не существует сам по себе, и его состояние хорошо отражает общую ситуацию в стране. Будет расти экономика - и ИТ-рынок, учитывая сегодняшние тенденции, почувствует это одним из первых.
CNews: Каковы планы компании PEAK Systems на ближайшие годы?
Олег Дьяков: До конца 2010 года в наших планах 2-3 новых региона, в которых мы должны сделать такие же совершенные проекты, как в Астрахани или Уфе. А 2011 г. принесет, мы надеемся, ещё большее расширение нашего бизнеса.
Помимо конкретных проектов мы работаем над формированием тиражируемого унифицированного решения, способного универсально удовлетворить рынок карточных проектов. В наших целях и задачах есть и диверсификация бизнеса — мы ищем другие ниши для внедрения проектов на смарт-картах. Это могут быть проекты с крупными корпорациями, учебные заведения, транспортные компании.
CNews: Спасибо.