|
|
Обзор подготовлен
CNews: Российские власти последние годы уделяют большое внимание внедрению ИКТ на всех уровнях. Насколько в связи с этим изменились потребности федеральных, региональных и муниципальных органов власти?
Вадим Федоров: В законопроекте о государственных услугах, который в июле 2010 года прошел третье чтение в Государственной Думе, планируется запретить органам, оказывающим государственные услуги, требовать от заявителя предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении других госведомств. Органы власти должны перестать обмениваться документами и запросами и перейти на электронный обмен информацией из ведомственных баз данных. А это невозможно без системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая обеспечивает надежный управляемый обмен информацией между ведомственными информационными системами. Для реализации этой задачи на федеральном и региональном уровне потребуется решение класса «корпоративная шина предприятия» (Enterprise Service Bus). Государство при этом, естественно, должно определять направление развития и стандарты взаимодействия, а не рекомендовать использовать конкретные программные продукты.
Правительственная комиссия по проведению административной реформы одобрила правила организации межведомственного взаимодействия, где определены базовые принципы работы СМЭВ. Подход совершенно правильный: чем четче будут прописаны правила взаимодействия, тем успешнее будут проекты по СМЭВ. Так как большая часть услуг оказывается на региональном уровне, задача межведомственного взаимодействия должна решаться не только в центре, где за построение СМЭВ отвечает «Ростелеком», но и в регионах. Это означает, что в ближайшее время в субъектах федерации нужно будет выполнить большое количество интеграционных проектов.
CNews: В 2010 г. завершается ФЦП «Электронная Россия». Несмотря на множество нареканий, ее эффект достаточно очевиден – информационные технологии стали неотъемлемой составной частью работы органов государственной власти. Однако имеющиеся решения часто несовместимы между собой, что является серьезным препятствием на пути организации не только электронного межведомственного взаимодействия, но и взаимодействия между подразделениями ведомств. Какой выход из создавшегося положения представляется вам наиболее эффективным?
Вадим Федоров: Проблема организации межведомственного взаимодействия появилась достаточно давно. Решить ее позволяют интеграционные платформы. В частности, в ряде интеграционных проектов в государственном секторе используются технологии InterSystems.
Еще 2005 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» мы совместно с ФГУП НИИ «Восход» разрабатывали на интеграционной платформе InterSystemsEnsemble типовое приложение по обеспечению информационной поддержки управленческих процессов в региональных администрациях Российской Федерации. Это была типовая территориальная информационная система (ТИС-Т), в рамках которой решались задачи интеграции информационных систем региона и межведомственного взаимодействия. Типовое решение было разработано, но в 2005 году регионы оказались не готовы к реализации подобных проектов. Другой пример интеграционного решения в регионе - автоматизированная интегрированная система для управления регионом (АИС KrAI), которая была разработана около трех лет назад в Красноярском крае на основе интеграционной платформы InterSystemsEnsemble. В рамках данного проекта, наряду с решением других задач, была разработана инфраструктура межведомственного взаимодействия. Система объединяет 19 информационных систем различных структурных подразделений Красноярского края. В 2008-2009 гг. в Хабаровском крае в рамках внедрения системы учета и контроля за предоставлением гражданам жилых помещений из государственного жилищного фонда края был выполнен проект по интеграции ряда ведомственных систем.
Задачи интеграции и организации межведомственного взаимодействия неоднократно решались InterSystems и партнерами-разработчиками в рамках проектов по автоматизации деятельности органов государственной власти. Технические консультанты InterSystems выступали в качестве ведущих разработчиков и архитекторов наиболее удачных региональных проектов по организации межведомственного взаимодействия.
Наш опыт дает основания полагать, что не всегда органы государственной власти при внедрении информационных систем предъявляют требования к возможностям их интеграции. InterSystems Ensemble предоставляет целый ряд интеграционных адаптеров для взаимодействия с самыми разными протоколами, источниками данных и приложениями, что позволяет в рамках конкретного интеграционного проекта наладить связь практически с любой системой. А если система предоставляет удобный документированный интерфейс, то временные затраты на интеграцию бывают значительно меньшими. На уровне каждого отдельного ведомства сформировать технические требования к интеграции часто достаточно сложно: требуются грамотные системные архитекторы. Но если государство будет вырабатывать общие технические требования к СМЭВ, то заказчикам будет проще требовать от своих ИТ-подрядчиков готовности внедряемых систем к интеграции.
Другая проблема взаимодействия ИТ-систем – это управление НСИ. Если данные рассогласованы, то никакого обмена информацией не получится. Думаю, что проекты по внедрению СМЭВ потянут за собой постепенную переработку систем управления НСИ.
CNews: Какие услуги и решения InterSystems предлагает российским государственным ведомствам сегодня?
Вадим Федоров: InterSystems – это технологическая компания, разработчик программного обеспечения. В нашем продуктовом портфеле есть система управления базами данных Caché, BI-платформа DeepSee и интеграционная платформа Ensemble, которая может стать ядром для создания СМЭВ. Все эти программные продукты применяются партнерами-разработчиками InterSystems, создающими на их основе прикладные системы, которые позволяют решить задачи автоматизации практически всех государственных услуг в социальной сфере. InterSystems работает не только через партнеров: мы взаимодействуем непосредственно с заказчиками крупных интеграционных проектов на InterSystemsEnsemble.
У InterSystems существует отдельная линейка программных продуктов для автоматизации в области здравоохранения. Лабораторная информационная система (ЛИС) InterSystemsTrakCareLab предназначена для автоматизации деятельности медицинских лабораторий. Использование ЛИС позволяет, в частности, автоматизировать лабораторную службу региона и централизовать выполнение лабораторных исследований, что существенно снижает стоимость оказания лабораторных услуг и повышает качество медицинского обслуживания.
Платформа для обмена медицинской информацией HealthShare ориентирована на создание централизованных национальных или региональных систем здравоохранения. Все медицинские учреждения подключаются к единой системе, содержащей электронную медицинскую карту пациентов, формируемую из медицинских записей в информационных системах учреждений, которые посещал человек. Проекты на HealthShare реализованы нашей компанией в ряде европейских стран и в США. В перспективе подобные системы могут внедряться и в России.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными?
Вадим Федоров:Проектов в государственном секторе нами и нашими партнерами выполнено много, обо всех рассказать сложно. В числе наиболее масштабных можно отметить проект, реализованный в Пенсионном фонде РФ. На СУБД Caché разработана система по администрированию страховых взносов. Система администрирует все налоговые поступления в Пенсионный фонд России, с нею работают более 15 тыс. сотрудников во всех отделениях ПФ РФ.
В ГИБДД Санкт-Петербурга и ряде других регионов РФ система на СУБД Caché позволяет инспектору, просканировав водительское удостоверение, увидеть в режиме онлайн все нарушения водителя, выписать штраф и на месте принять его.
В Одессе на интеграционной платформе InterSystems Ensemble реализован проект автоматизации информационного взаимодействия между службой «единого окна» Управления разрешительных и согласовательных процедур Одесского городского совета и уполномоченными организациями, участвующими в процессе подготовки и согласования разрешительных документов для субъектов хозяйственной деятельности.
CNews: Ваша компания работает на рынке более 30 лет, хорошо известна за пределами РФ и имеет опыт реализации крупных проектов государственного масштаба. Какой опыт других стран мог бы, на ваш взгляд, быть полезен для России?
Вадим Федоров: Традиционный подход к приобретению сложного программного обеспечения - это покупка лицензий и услуг по техническому сопровождению, без которого крупные информационные системы функционировать не могут. Сейчас в мире становится популярным другой подход к использованию решений – подписка на программное обеспечение, в рамках которой заказчики оплачивают аренду лицензий и техническую поддержку. Эта достаточно простая и эффективная модель позволяет избежать значительных начальных затрат на приобретение лицензий и оставляет заказчику возможность смены поставщика программного обеспечения. Я думаю, что переход к схеме подписки позволит государственным органам более эффективно использовать бюджетные средства и предоставит ведомствам большую гибкость.
Следующие шаги – это SaaS, это так называемые «облака». Сейчас об этом ведется много разговоров, но пока нельзя говорить о реализации большого количества подобных проектов. Тем не менее, у нас есть партнеры, которые уже сейчас используют «облака» в своих решениях для автоматизации документооборота в государственном секторе. И мы всячески поддерживаем эту модель, считая ее более гибкой и эффективной. Разумеется, подобный опыт за пределами России используется гораздо более активно, но нам хотелось бы, чтобы и российские заказчики подумали о возможности применения такой модели.
В числе инновационных зарубежных проектов, реализованных нашей компанией в госструктурах, есть смысл упомянуть проект по интеграции с помощью платформы Ensemble медицинских учреждений Великобритании, обслуживающих более 60% населения этой страны. Интересен проект в ЮАР, связанный с построением единой национальной лабораторной информационной системы на основе InterSystemsTrakCareLab. Система объединила 260 государственных лабораторий.
Можно отметить также проект по миграции информационных систем полиции Бельгии с реляционных СУБД на Caché, интеграционное решение в крупнейшем Бразильском штате Сан-Паулу (население - более 40 млн), где Ensemble стала платформой для организации межведомственного взаимодействия и разработки композитных приложений для автоматизации государственных услуг.
CNews: В 2010 г. государственные ведомства перешли на организацию госзакупок путем проведения электронных аукционов. Насколько эффективна эта процедура при проведении госзакупок в области ИТ? Позволяет ли она действительно добиться при заключении сделки оптимального соотношения цена – качество?
Вадим Федоров: Нелегко отобрать квалифицированного поставщика для сложного проекта, который нужно сначала выполнить, а потом развивать и поддерживать. Заказчики далеко не всегда думают о долгосрочном сотрудничестве. Пытаясь оптимизировать затраты на проект, не задумываясь о себестоимости работ по разработке, внедрению и технической поддержке, они стремятся сделать так, чтобы все участники тендера максимально «упали по цене». В силу этих причин многие наши партнеры иногда вынуждены отказываться от некоторых проектов, потому что понимают, что за выделенные заказчиком деньги они не смогут обеспечить должное качество сервиса. Получается, что участвовать в таком проекте подрядчику экономически невыгодно.
CNews: Руководством страны внедрена система оценки деятельности губернаторов по 43 ключевым показателям. Обработка необходимых данных могла бы осуществляться в ситуационном центре губернатора. Еще недавно ситуационные центры были, в основном, красивыми помещениями с большими экранами, которые использовались крайне редко и не всегда по прямому назначению. Изменилась ли ситуация в настоящее время?
Вадим Федоров: В настоящее время ситуация с использованием ситуационных центров понемногу меняется. Заказчики все больше задумываются о том, какие информационные системы будут работать в ситуационных центрах.
Ситуационный центр необходим для координации работы разных ведомств в случае чрезвычайной ситуации и для общего мониторинга ситуации в регионе. Информация, которая собирается в ситуационном центре, может и должна использоваться аппаратом губернатора для подготовки показателей эффективности его деятельности. Но вряд ли обработка информации для подготовки показателей - основная задача ситуационного центра губернатора.
Наша BI-платформа DeepSee в сочетании с интеграционной платформой Ensemble позволяет делать очень интересные системы для мониторинга бизнес-активности, бизнес-аналитики, решать задачи получения нужной для работы ситуационного центра информации из ведомственных систем. Технологии InterSystemsв настоящее время активно применяются в ситуационных центрах Великобритании. Сейчас мы и в России участвуем в ряде проектов по автоматизации ситуационных центров, но пока эти проекты не завершены - рассказывать о них рано.
CNews: Каковы ближайшие планы компании InterSystems, связанные с информатизацией госсектора в России?
Вадим Федоров: Сегодня наши партнеры внедряют новые информационные системы на технологиях InterSystems для автоматизации государственных услуг. В отдельных ведомствах InterSystems совместно с партнерами-разработчиками решают задачи интеграции приложений. InterSystems принимает активное участие в региональных и федеральных проектах по организации межведомственного взаимодействия: у нас есть для этого соответствующие технологии, опыт и партнеры. Мы планируем и в дальнейшем активно работать по перечисленным направлениям.
CNews: Спасибо.