|
|
Обзор подготовлен
CNews: Некоторое время назад произошли серьезные изменения в работе Управления информатизации Москвы. Расскажите о них подробнее.
Дмитрий Локтаев: В последнее время в области управления информатизацией Москвы произошло два знаковых события. Было выпущено постановление правительства Москвы о генеральном конструкторе и Совете главных конструкторов ГЦП «Электронная Москва», а Управление информатизации Москвы реорганизовано в Комитет информационных технологий. Теперь Москва во всеоружии готова штурмовать новые информационные вершины.
Расширена штатная численность и зона ответственности Комитета информационных технологий. Возросли полномочия генерального конструктора, в том числе в части согласования конкурсной документации и в решении вопросов эксплуатации информационных систем и ресурсов.
CNews: Чем вызваны эти изменения?
Дмитрий Локтаев: Сегодня информатизация и телекоммуникационная инфраструктура становятся одним из важнейших ресурсов управления и развития города. А вопрос ее эффективной эксплуатации является одним из ключевых.
Дело в том, что в настоящий момент в Москве разрабатывается большое количество новых информационных систем, и наступает период их сдачи в промышленную эксплуатацию. С момента ввода системы в промышленную эксплуатацию, организация, осуществляющая ее поддержку, получает право на оплату данных услуг. По нашим расчетам, общие эксплуатационные расходы могут оказаться слишком большими. Поэтому контроль за организацией процесса эксплуатации со стороны генерального конструктора так важен сегодня.
CNews: Известно, что значительные изменения произошли в организации работы Совета главных конструкторов, который осуществляет координацию по мероприятиям городской целевой программой «Электронная Москва». В чем суть модернизации этой системы?
Дмитрий Локтаев: Раньше Совет главных конструкторов состоял из технических специалистов отраслевых департаментов, большинство из которых делегировали свои обязанности представителям компаний-разработчиков, которые реализовывали их проекты. Теперь, Совет формируется из представителей органов исполнительной власти в ранге не ниже заместителя руководителя. Предполагается, что первое заседание обновленного Совета состоится в сентябре 2010 г.
Безусловно, такой порядок формирования Совета является более удачным. Статус Совета значительно вырос. Главные конструкторы назначаются Комитетом информационных технологий по представлению соответствующего органа исполнительной власти и по согласованию с генеральным конструктором. На сегодняшний день согласовано 90% кандидатур, готовится приказ об их назначении.
Сегодня решение приоритетных задач информатизации, таких как построение электронного правительства и оказание госуслуг в электронном виде, фактически ведет к реинженирингу процессов работы органов исполнительной власти, далеко выходя за рамки чисто технических вопросов. Этот процесс невозможен без непосредственного участия первых лиц и их политической воли.
CNews: Какие задачи в области информатизации работы городских служб запланировано решить в 2010 г.?
Дмитрий Локтаев: Утвержден план информатизации на 2010 год, на основании которого будут объявлять конкурсы на проведение целого ряда работ до конца года.
CNews: Каковы основные направления этого плана?
Дмитрий Локтаев: В рамках плана информатизации предусмотрена доработка большого числа уже существующих информационных систем. Он ориентирован на решение социальных проблем, в частности, появился большой раздел - создание единого информационного пространства города Москвы в социальной сфере (ЕИПГ).
Защита прав и свобод человека при обработке его персональных данных в информационных системах также нашла отражение в плане. Вы знаете, что с 1 января 2011 г. наличие систем защиты персональных данных становится обязательным. Таких информационных систем в Москве много. Нами проделана значительная организационная работа по подготовке к исполнению требований закона «О персональных данных».
Сегодня в Москве разработано единое техническое решение по защите персональных данных. Принято решение о консолидации бюджета на закупку средств защиты и ее проведении силами Комитета информационных технологий, с последующей поставкой многочисленным пользователям. Такой подход позволит в условиях ограниченного финансирования за счет экономии на масштабе защитить большее количество систем.
CNews: В 2010 г. заканчивается срок действия городской целевой программы «Электронная Москва-2». Каковы дальнейшие планы по развитию ИТ в столице?
Дмитрий Локтаев: В настоящее время разрабатывается трехлетний план информатизации - городская целевая программа (ГЦП) «Электронная Москва 2011-2013 гг.» и концепция информатизации до 2015 г. Эти документы будут представлены правительству города в октябре 2010 г. Работа ведется интенсивно, но единства мнений пока нет.
Сегодня у пользователей множество потребностей, которые, иногда, оказываются несоизмеримы с возможностями городского бюджета. Поэтому в настоящее время идет бурная дискуссия вокруг целей, которые должны стоять перед «Электронной Москвой-3», и системы показателей, измеряющей их достижение.
На мой взгляд, ЭМ-3 должна быть направлена на интеграцию существующих систем и повышение эффективности их эксплуатации. Мы сегодня находимся не в начале процесса информатизации, когда важно создавать что-то новое, а на этапе, когда уже существует огромное количество систем, которыми нужно эффективно управлять. Я буду рекомендовать переносить информационные системы с раздельных серверов, которые стоят у каждого пользователя, в единые ЦОДы, где они будут работать на одном мощном сервере или на группе серверов. Это облегчит их эксплуатацию, повысит надежность работы.
Безусловно, надо использовать не только проприетарное ПО, а там, где это эффективно и с точки зрения технических характеристик, и с точки зрения экономии средств бюджета, переходить на свободное программное обеспечение. Потому что, несмотря на то, что свободное программное обеспечение нуждается в платной поддержке, его использование многократно дешевле, чем покупка лицензионного софта. Уже сейчас свободное программное обеспечение хорошо зарекомендовало себя в качестве ПО для рабочих станций, интернет сайтов, некоторых офисных приложений, почтовых клиентов.
Хочу отметить, что аппарат генерального конструктора работает исключительно на свободном ПО. Сотрудники легко адаптировались к новому решению, поскольку интерфейс операционной системы (а мы используем одну из разновидностей Linux) и офисного пакета (Open Office) практически ничем не отличается от всем привычных решений компании "Майкрософт".
В третьей Программе необходимо уделять самое серьезное внимание социальной сфере, особенно здравоохранению. В этой области существуют первоочередные задачи, такие как обеспечение электронной записи на прием к врачу и через регистратуру, и через интернет, хранение медицинской карты в электронном виде, обмен электронной информацией.
И, естественно, в ГЦП «Электронная Москва-3» должен найти отражение федеральный план перехода на оказание электронных услуг населению. Я считаю, что Москва должна выполнять этот план с серьезным опережением. Ведь развитие информационного общества и есть будущее Москвы.
CNews: Какие результаты реализации ГЦП «Электронная Москва» вы считаете наиболее значимыми?
Дмитрий Локтаев: Достижений немало, перечислю лишь некоторые из них.
В Москве открыт центр обслуживания населения в ЦАО, в ближайшее время появится еще несколько таких центров. В них жители столицы смогут подать заявление на получение 80-ти приоритетных услуг, а также контролировать движение своего заявления. Это стало возможным благодаря тому, что информационные системы тех ведомств, которые участвуют в предоставлении услуг, объединены в единое информационное пространство.
Уже несколько лет некоторые государственные услуги оказываются в режиме «одного окна». Конечно, многие документы по-прежнему приходится собирать самостоятельно, но сроки их получения значительно сокращены за счет того, что взаимодействие между органами исполнительной власти переведено в электронную форму.
Немало сделано и в области обеспечения безопасности граждан. В столице установлено около 100 000 камер, и это оказывает существенное влияние на уровень раскрываемости преступлений.
В области образования запущено несколько десятков различных систем. Автоматизирована сфера социальной защиты населения – информационная система здесь работает с 1996 г., и с ее помощью производится расчет всех льгот, пособий и пенсий для миллионов граждан.
Москва является одной из трех площадок, которые сейчас участвуют в федеральном эксперименте по проведению электронных торгов.
Но существует и сфера автоматизации, которая не видна гражданам, но, тем не менее, является необходимой для обеспечения жизнедеятельности города. Например, бюджет Москвы может быть посчитан день в день, полностью автоматизирован учет недвижимости, принадлежащей городу.
В департаменте природопользования создана система, в которой учитывается каждый участок, на котором существуют зеленые насаждения. Любая организация, которая собирается что-либо построить на этом участке, должна согласовать программу компенсационного озеленения, т.е. посадить новые деревья вместо вырубленных. Таким образом, удалось остановить тот беспредел, который царил в этой сфере в начале 90-х.
Можно сказать, что до настоящего времени основной акцент делался на автоматизацию внутренней деятельности городских структур, создание инструментария, который позволит чиновнику быстро и точно выполнять свою работу. Теперь все имеющиеся системы должны стать той основой, на которой будут базироваться электронные услуги населению.
CNews: Сколько всего Москва тратит на ИТ ежегодно в последние несколько лет? Каково в ИТ-расходах города соотношение затрат на развитие (совершенствование и поддержание имеющегося) и на создание новых информационных систем?
Дмитрий Локтаев: Информатизация Москвы вошла в фазу зрелости, поэтому структура затрат делится на три части: эксплуатация систем, развитие существующих систем и автоматизация новых отраслей.
Многие системы информатизации находятся в промышленной эксплуатации уже в течение многих лет, однако, каждый год их число увеличивается за счет ввода новых крупных решений. Поэтому бюджет на эксплуатацию с каждым годом растет быстрее, чем бюджет на развитие.
Возникающая структура расходов соответствует мировой практике в распределении бюджета — например, в США в крупных корпорациях и госструктурах 30-35% средств идет на развитие, а 65-70% на эксплуатацию.
CNews: Какое влияние оказал мировой финансовый кризис на финансирование ГЦП «Электронная Москва-2»? Какие статьи расходов подверглись наиболее значительному секвестированию?
Дмитрий Локтаев: К сожалению, были значительно сокращены инвестиции в информатизацию по всем направлениям. Более всего пострадали новые разработки, произошло сокращение эксплуатационных затрат на 20-30 %.
Но стоит отметить, что наличие в городе единого государственного заказчика-координатора ГЦП «Электронная Москва» позволило оптимально перераспределить имеющиеся ресурсы между разными направлениями программ с тем, чтобы сохранить общий вектор развития в период финансовой нестабильности.
CNews: Существуют ли еще сферы деятельности, которые не затронула (или затронула незначительно) информатизация?
Дмитрий Локтаев: Мы стараемся равномерно развивать процесс информатизации города с основными акцентами на государственные услуги и социальную сферу.
CNews: Среди основных проектов Москвы в сфере ИТ можно назвать «Одно окно». Как вы видите основные направления развития этого проекта? Какие направления, по вашему мнению, требуют наибольшего внимания? Насколько гладко развивается обеспечение информационного взаимодействия служб «одного окна»?
Дмитрий Локтаев: «Одно окно» - одна из ключевых московских систем, которая способствует тому, чтобы государственные услуги оказывались быстрее, с меньшим количеством сложностей для граждан.
Непосредственно работа «одного окна» является только видимой частью айсберга, в то время как в подводной части находится автоматизация самого органа исполнительной власти, оказывающего госуслугу. Для полноценной работы необходимо наличие полного и достоверного информационного ресурса. Должны быть выстроены взаимосвязи между базами данных разных ведомств.
Последний вопрос является самым сложным с технической точки зрения. Информационные ресурсы разных органов исполнительной власти Москвы создавались в разные отрезки времени и изначально не проектировались для автоматического взаимодействия друг с другом. В столице, в отличие от многих регионов, существует большая история автоматизации, и в этом есть огромный плюс, несмотря на то, что некоторые новые задачи технически проще решаются с «чистого листа». Мы будем планомерно увеличивать количество услуг, оказываемых в режиме «одного окна», и совершенствовать межведомственное взаимодействие.
Одновременно будет развиваться система Центров обслуживания населения - по имеющемуся плану должно быть открыто около 100 таких центров. Тогда любой гражданин в своем районе сможет получать электронные услуги - через контакт-центр записываться на прием, отслеживать, что происходит с его документами.
CNews: В рамках ГЦП «Электронная Москва» создается система мониторинга информационных систем и ресурсов города. Мониторинг реализован в режиме реального времени или проводится с установленной периодичностью? Каких результатов для повышения эффективности расходования средств вы ожидаете от осуществления такого мониторинга?
Дмитрий Локтаев: Система мониторинга информационных систем (СМИС) относится к территориально распределенным информационно-телекоммуникационным системам сбора, анализа и помощи в принятии решений. Она необходима городу, потому что устраняет возможности для злоупотреблений, и, главное, позволяет обеспечить эффективную модель эксплуатации.
У нас сегодня физически рассредоточены серверные компоненты многих систем и, главное, не унифицированы аппаратная инфраструктура и базовое ПО. В этих условиях online мониторинг невозможен. По мере реализации стратегии централизации, безусловно, качество и оперативность мониторинга возрастут, но главную экономическую эффективность все-таки даст реализация стратегии, а не мониторинг.
CNews: Создание социальной карты москвича стало одним из наиболее известных жителям проектов, реализованных под эгидой ГЦП «Электронная Москва». Какие пути дальнейшего развития этого проекта вы видите?
Дмитрий Локтаев: На смену социальной карте москвича постепенно приходит унифицированная карта, на которой появляется все больше приложений: идентификационное, банковское, ОМС, электронная цифровая подпись, приложение для взаимодействия с Пенсионным фондом РФ и др.
CNews: Какие решения, созданные в процессе реализации ГЦП «Электронная Москва», на ваш взгляд, могут быть тиражированы для внедрения в других регионах? Существуют ли примеры такого внедрения?
Дмитрий Локтаев: Для внедрения московского решения в другом регионе должен быть пройден определенный путь. Первый шаг - это создание на базе действующей информационной системы типового решения. Cтолица – уникальный по своим масштабам город, и решения, разработанные для нее, могут быть избыточными для других регионов. Далее, необходимо чтобы Минкомсвязи своим приказом присвоило решению официальный статус типового. После этого можно приступать непосредственно к внедрению решения в регионе.
Несмотря на объективные трудности, положительный опыт существует. Архитектура среды электронного взаимодействия, разработанная в столице, стала основой созданной Ростелекомом СМЭВ (Среда межведомственного электронного взаимодействия) федерального уровня. Этот факт является еще одним подтверждением признания лидерства Москвы в информационных технологиях.
Кроме того, банк решений, создаваемый межведомственной рабочей группой (МРГ) по региональной информатизации, содержит значительное число московских решений. В рамках работы МРГ проводились семинары, на которых демонстрировались эти решения, и по их итогам начался процесс передачи целого ряда решений региональным органам власти.
В ближайшее время планируется создание Центра компетенций МРГ, который будет заниматься организацией таких семинаров и обмена опытом, распространять материалы о предлагаемых решениях. Сейчас эта работа находится в ведомстве Комитета информационных технологий.
CNews: Спасибо.