|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какова стратегия министерства в области развития системы социальных карт в федеральном масштабе?
Илья Массух: Проект создания единой социальной карты трансформировался в универсальную электронную карту, в которой, помимо социальных льгот и социальных услуг, будет интегрировано множество других приложений – платежные, транспортные, детские (например, школьные завтраки). Такова стратегия правительства. На совещании по региональному развитию в Уфе председатель правительства Владимир Путин сказал, что развитие универсальных электронных карт должно стать приоритетным, поскольку они будут являться ключом доступа к инфраструктурам электронного правительства.
Стратегия Минкомсвязи в этом направлении такова: мы будем максимально учитывать накопленный региональный опыт, не создавать нечто принципиально новое, а эволюционно развивать проект.
Например, в настоящее время в Башкирии силами частно-государственного партнерства между банком «Уралсиб» и правительством республики реализуется проект по созданию республиканской социальной карты. Этот регион является одним из самых развитых в технологическом отношении – по всей республике установлено около тысячи банкоматов, и через эти банкоматы граждане могут получать не только деньги, но и услуги Пенсионного фонда, Налоговой службы, оплачивать штраф в ГАИ. Отдельные элементы этого проекта будут использованы при создании универсальной электронной карты.
CNews: Доступ к каким сервисам сможет получить гражданин по универсальной карте?
Илья Массух: Универсальная электронная карта будет единым ключом доступа к государственным услугам. Она будет идентифицировать гражданина для доступа к тем или иным элементам инфраструктуры электронного правительства как федерального, так и регионального уровня.
В ней обязательно будет медицинское приложение, то есть с ее помощью человек сможет записываться на прием к врачу, получать рецепты и приобретать в аптеке лекарства. Таким образом мы сможем перейти к предоставлению адресной помощи, т.е. выдавать человеку не деньги, а необходимые ему лекарства. Кроме того, медицинское приложение позволит записываться на высокотехнологичную медицинскую помощь в любом регионе страны.
Еще одна составляющая универсальной электронной карты - пенсионное приложение, которое включает в себя начисление пенсии на карту, получение информации о накопительных пенсиях, предоставление льгот при оплате транспорта, лекарств и т.п.
На универсальной карте могут быть представлены и некоторые региональные услуги. Например, она может использоваться как карта школьника, на которую родители могут положить деньги для оплаты завтраков в школьном буфете.
Возможностей очень много. Но самое главное, в регионах, где плохо развита сетевая инфраструктура, универсальная карта может использоваться в оффлайне. Например, если человек пришел в аптеку, не имеющую выхода в интернет, то с его карты будет просто списано приобретенное лекарство, и он не сможет получить его вторично в другом месте.
CNews: Но инфраструктура может быть недостаточно развита в больницах, у терапевтов, выписывающих лекарства, может не быть даже компьютера.
Илья Массух: Наверное, поэтому правительство и приняло решение передать ведение данного проекта Минкомсвязи, и позволить Минздравсоцразвития сосредоточиться на информатизации больниц. При создании универсальной электронной карты очень важно правильно организовать взаимодействие с каждым ведомством. Ведь, как вы правильно сказали, если больницы не будут автоматизированы, то картой не возможно будет пользоваться. Поэтому Минздравсоцразвития должно направить все усилия на создание ведомственных информационных систем, автоматизацию больниц, страховых компаний, фондов обязательного медицинского страхования. А мы создадим такую универсальную электронную карту, которая будет работать в любом регионе.
CNews: Каковы сроки реализации поддержки универсальных карт в медицинских учреждениях?
Илья Массух: В соответствии со стратегией развития информационного общества, это 2014-2015 годы. Я думаю, мы пойдем по пути создания типовых решений на основе SaaS. Это достаточно удобная технология, предполагающая установку на клиентском месте только браузера. Что касается связи, то у нас существует отдельная программа развития магистральных каналов связи.
CNews: Насколько сложно преодолеть межведомственные барьеры?
Илья Массух: В нашей стране достаточно долгое время развивалась ведомственная информатизация, и развивалась она хаотически. Каждое ведомство строило хорошие системы, не особо заботясь о том, как они будут сопрягаться между собой.
Теперь поставлена задача организовать взаимодействие между ними. Она решаема, но для этого необходима координация расходов ведомств - мы должны понимать, что деньги не будут потрачены на систему, которая уже сделана для другого ведомства. Кроме того, такая координация поможет организовать процесс стыковки различных систем между собой.
В частности, чтобы решить эту задачу применительно к госуслугам, мы внесли в Думу законопроект о государственных услугах, который регламентирует их предоставление. Одной из инноваций законопроекта является то, что с гражданина не будут требовать справок, находящихся в другом ведомстве. Что это значит? Сейчас, например, если человек пришел оформлять пенсию, его просят принести справки из налоговой, из ЖЭКа, с работы, из Фонда социального страхования и т.п. После принятия этого закона Пенсионный фонд должен будет сам собирать эти справки. На первых порах для этого потребуется очень много курьеров. Но, в конечном итоге, ведомства догадаются, что удобнее и дешевле использовать электронное взаимодействие. Таким образом, этот закон должен подтолкнуть ведомства к межведомственному взаимодействию.
Одновременно Минкомсвязи на федеральном уровне создает систему межведомственного электронного взаимодействия, которая позволит согласовать форматы передачи данных. Аналогичная задача была успешно решена в европейском союзе на уровне стран, и теперь там обсуждаются вопросы межгосударственного взаимодействия. Мы стараемся учитывать этот опыт и совершать как можно меньше ошибок.
CNews: На каком этапе находятся работы по созданию государственной электронной почты, с помощью которой граждане смогут получать доступ к электронным госуслугам?
Илья Массух: Как сейчас налоговая служба или суд общаются с гражданами? Они отправляют им повестки по месту жительства. Но существуют и более современные средства доставки сообщений. Поэтому мы решили, что настало время присвоить каждому человеку электронный почтовый ящик. Причем сделать это необходимо на общегосударственном уровне для того, чтобы быть уверенным в том, что сообщение придет именно тому адресату, которому оно предназначено.
Надеюсь, этот проект будет запущен к концу 2010 г. в виде или функции личного кабинета портала госуслуг, или отдельного почтового сервиса. Его поддержкой будет заниматься оператор электронного правительства «Ростелеком» - серьезная организация, которой такая задача по слечу.
Это будет инновация общемирового масштаба, потому что о таких проектах выдачи электронных почтовых ящиков я еще не слышал.
CNews: В случае если электронные госуслуги будут строиться на веб-интерфейсе, нужен ли защищенный веб-браузер? Ранее объявлялось о создании такого продукта ФГУП НТЦ «Атлас».
Илья Массух: Что касается веб-браузера, то вопрос его создания достаточно спорный. Я считаю, что нам не надо создавать свои сотовые телефоны, калькуляторы и т.п. С веб-браузерами ситуация аналогичная – этот рынок активно развивается во всем мире, существует открытый код, который можно идентифицировать. Для специальных систем, имеющих статус гостайны, можно создать браузер на основе свободного кода. Но, на самом деле, проще защитить такие системы гальванически развязанными сетями.
CNews: Как вы оцениваете успехи Ростелекома по проведению работ по электронному правительству?
Илья Массух: Решение президента и председателя правительства было правильное. Мы получили единую точку ответственности за создание инфраструктуры электронного правительства. Для «Ростелекома» эта задача была новая, поэтому что он хороший оператор дальней связи, магистральных каналов, а в данном случае его обязали заняться функционалом. Насколько я знаю, «Ростелеком» активно набирает сотрудников для работы в этом новом направлении.
Надо сказать, что все телекоммуникационные операторы в мире так или иначе связаны с электронным правительством. Это и Deutsche Telekom, и France Telecom, и Orange, и Vodafone. Поэтому «Ростелеком» движется в русле общего тренда развития телеком-операторов.
Что касается успехов, то они заметны каждому гражданину – постепенно появляются новые сервисы. В данном случае это успех как федерального правительства, так и оператора.
CNews: Какова роль свободного ПО в создании электронного правительства? Принятие каких решений в данной сфере ожидается в ближайшее время?
Илья Массух: Минкомсвязи активно поддерживает тему развития СПО и деятельность Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО). Надо сказать, что инфраструктура электронного правительства, та, которая создается в «Ростелекоме», в приоритетном порядке оснащается именно продуктами российской разработки, реализованными на базе свободного программного обеспечения. Это, в основном, ALT Linux, но используется и ASPLinux, и Red Hat. Мы считаем, что когда создается государственная система, то, если есть возможность, надо использовать свободные решения.
В ближайшее время мы планируем создать базовый пакет для государственных органов, в который войдут и операционные системы, и офисные приложения, с тем, чтобы он использовался там, где требуется только текстовый редактор, электронная таблица и браузер. Такой пакет существует в псевдо-бесплатном варианте у российских производителей свободного ПО. Я говорю о псевдо-бесплатности потому, что при его установке не производятся лицензионные отчисления, но оплачиваются услуги по поддержке. Для государства это очень важно, потому что услуги остаются в стране, а не уходят в Microsoft, IBM или другие западные компании. В конечном итоге эти деньги поступают инженеру, который настоил работу системы, а он – российский гражданин.
CNews: Спасибо.