|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете текущее состояние аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуры Росфинмониторинга? Достаточно ли имеющихся ресурсов для внедрения самых современных информационных систем?
Александр Спиридонов: Первоначальное формирование аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуры Росфинмониторинга началось в 2001-2002 года, в период образования и становления Комитета по финансовому мониторингу. В то время это позволило в сжатые сроки обеспечить решение первоочередных задач, поставленных перед Службой.
В 2009 году стало очевидным, что уровень развития аналитических приложений, используемых структурными подразделениями в своей повседневной деятельности, а также необходимость оперативной обработки постоянно возрастающих массивов информации, требует организации и проведения комплекса первоочередных мероприятий по ее модернизации. Руководителем Службы была поставлена задача провести необходимые работы, которые с учетом предварительного анализа текущего состояния и прогнозных оценок эксплуатационных характеристик существующих программно-аппаратных средств на перспективу были успешно выполнены в конце 2009 года.
Выделенные для этого целевые бюджетные ассигнования были направлены на комплексную модернизацию основного и резервного центров обработки данных, а именно на оборудование соответствующих серверных помещений, телекоммуникационной инфраструктуры службы, а также на переоснащение рабочих мест должностных лиц структурных подразделений. Созданная по результатам проведенной модернизации аппаратная и телекоммуникационная инфраструктура Росфинмониторинга позволяет разместить не только существующие, но и запланированные к развитию информационные системы.
Однако нельзя забывать, что мы работаем в режиме, при котором постоянно расширяется спектр задач, стоящих перед Росфинмониторингом, непрерывно увеличивается объем информации, которую мы можем использовать в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Кроме того, схемы «отмывания» становятся все более изощренными.
Все это требует применения достаточно сложных методов анализа информации и более интенсивного взаимодействия между сотрудниками, которые, безусловно, требуют значительных вычислительных мощностей.
Несмотря на выполненные в 2009 году масштабные работы по модернизации аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуры, позволившие серьезно увеличить наши вычислительные мощности, а также в связи с наблюдающимися тенденциями по снижению стоимостной доли технической составляющей в совокупной стоимости владения информационными системами, мы стараемся поддерживать необходимый уровень производительности в первую очередь за счет рационального использования имеющихся ресурсов и оперативной настройки нашей Единой информационной системы на выполнение приоритетных задач.
CNews: Насколько отличается уровень ИТ-оснащенности центрального аппарата Росфинмониторинга и его региональных подразделений? Налажен ли электронный информационный обмен между центральным аппаратом и региональными подразделениями?
Александр Спиридонов: Когда в предыдущем вопросе речь шла об аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуре Росфинмониторинга, я имел в виду не только центральный аппарат, но и наши межрегиональные управления по федеральным округам. Мы стремимся в максимально возможной степени унифицировать аппаратное и программное обеспечение, используемое центральным аппаратом и территориальными органами Росфинмониторинга, а также минимизировать различия в оснащенности между последними. Этот подход был заложен в качестве базового принципа при организации и проведении в 2009 году работ по модернизации и переоснащению нашей инфраструктуры.
Что касается информационного обеспечения, то несколько лет назад руководством Росфинмониторинга была поставлена задача обеспечить равноправие центрального аппарата и межрегиональных управлений применительно к закрепленным за ними задачами, что решается за счет обеспечения доступа межрегиональных управлений к федеральной базе данных и организации полноценного информационного обмена средствами территориально-распределенной сети.
Соответствующие работы были начаты еще в 2004 году, когда были организованы защищенные каналы передачи данных, развернута ведомственная цифровая телефонная и видеоконференцсвязь, что явилось основой существующей территориально-распределенной сети передачи данных. Именно в режиме видеоконференции у нас постоянно проводятся оперативные совещания, экспертные советы, обучающие семинары и другие мероприятия с непосредственным участием должностных лиц межрегиональных управлений.
В свою очередь на прикладном уровне, должностные лица наших региональных подразделений работают с теми же базами данных, информационно-поисковыми и аналитическими инструментами, что и должностные лица центрального аппарата. Примером такой работы являются прикладные подсистемы и компоненты, обеспечивающие взаимодействие сотрудников и поддерживающие основные деловые процессы, например, специализированное делопроизводство в рамках проведения финансовых расследований или осуществление надзорной деятельности, которые изначально проектировались для работы в рамках территориально-распределенной сети, а в настоящее время наши основные усилия направлены на оптимизацию и развитие имеющихся решений.
CNews: Известно, что процесс автоматизации деятельности любой организации неизменно приводит к пересмотру и оптимизации бизнес-процессов. Происходит ли что-то подобное в Росфинмониторинге в процессе внедрения единой информационной системы (ЕИС)?
Александр Спиридонов: Безусловно, происходит. На наш взгляд, Росфинмониторинг является одним из немногих органов государственной власти, в котором такая закономерность проявляется наиболее отчетливо. Я бы выделил две основных причины этого явления.
Во-первых, наша служба была образована сравнительно недавно, и при организации нашей деятельности у нас не было необходимости поддерживать существующие деловые процессы, требующие автоматизации. Руководство сумело воспользоваться этой возможностью, и деловые процессы изначально проектировались в расчете на поддерживающие их информационные системы.
Во-вторых, все функции, которые возложены на Росфинмониторинг, практически напрямую связаны с автоматизированной обработкой информации. В связи с этим, у наших специалистов просто не остается иного выхода, кроме как «подстраиваться» под те изменения, которые вносятся в информационные системы. Совсем недавно мы сформировали новую организационно-штатную структуру службы в соответствии с приоритетными задачами, решить которые при прежней штатной численности и организации труда сейчас просто невозможно. За несколько лет до этого события мы начали работы по модернизации нашей Единой информационной системы в соответствии с этими задачами.
В конце прошлого года работы достигли определенной практической реализации, и у нас появилась технологическая среда, в соответствии с которой мы и провели реорганизацию. Пока еще рано подводить окончательные итоги проделанной работы, но уже сейчас можно сказать о том, что для полноценного пересмотра и оптимизации деловых процессов необходимо применять технологии, позволяющие организовать полный цикл внедрения новых моделей таких процессов, состоящий из стадий их описания, моделирования, тестирования и внедрения в существующую информационную инфраструктуру.
CNews: Руководство страны неоднократно заявляло о необходимости перехода на электронный обмен информацией и документами между всеми государственными ведомствами. Готов ли Росфинмониторинг к такому переходу?
Александр Спиридонов: В контексте поставленного вопроса мы просто не имеем права ответить отрицательно. Причем соответствующая готовность базируется на значительных шагах, сделанных с момента образования нашей Службы, и самое главное, достигнутых практических результатах.
Ранее было отмечено, что все основные задачи и функции, которые определены для Росфинмониторинга в качестве установленной сферы деятельности, напрямую связаны с автоматизированной обработкой разнородной информации. Для эффективного решения аналитических задач, стоящих перед структурными подразделениями и службой в целом, необходимо использование не только сведений об операциях и сделках, но и сведений по другим областям, характеризующим деятельность организаций, а данная информация формируется и ведется другими федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время, более 90% исходных данных, получаемых Росфинмониторингом из ведомственных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, поступает в электронном виде. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а намерены продолжать работы по информационно-технологическому обеспечению и совершенствованию взаимодействия нашей Службы с другими министерствами и ведомствами.
В то же время, могу предположить, что Вас интересует и другая форма электронного обмена информацией между органами государственной власти, а именно подключение федеральных органов исполнительной власти к системе межведомственного электронного документооборота в соответствии с поручением председателя правительства Российской Федерации. Конечно же, учитывая значительное количество органов государственной власти, задействованных в реализации данного проекта, новизну в реализуемой технологии для многих их них, на начальном этапе не может не возникать организационно-технических и методологических вопросов, требующих решения.
Все необходимые мероприятия по доработке ведомственной системы и подключению ее к системе межведомственного электронного документооборота, отнесенные к компетенции Росфинмониторинга, а также проведение необходимого тестирования проводится в режиме оперативного взаимодействия с уполномоченными ведомствами.
CNews: Используются ли в работе Росфинмониторинга системы, созданные на базе программного обеспечения с открытым исходным кодом? Если да, то как вы оцениваете эффективность перехода на такие системы? В каких областях, по вашему мнению, их наиболее целесообразно использовать: для решения простых задач (офисные программы, браузер и т.п.) или при создании сложных специальных систем?
Александр Спиридонов: Программное обеспечение с открытым исходным кодом в незначительной степени используется в рамках информационно-технического обеспечения деятельности Росфинмониторинга. В массе своей программное обеспечение такого класса применяется у нас в составе «офисных» приложений и в отдельных готовых решениях, используемых при автоматизации обеспечивающей деятельности.
Согласно утвержденной Концепции информатизации и обеспечения информационной безопасности Росфинмониторинга, в качестве базового общесистемного программного обеспечения, в максимальной степени удовлетворяющего по совокупности объективных факторов потребностям Службы, выбраны комплексные промышленные средства управления базами данных и построения аналитических подсистем и компонент.
Если рассматривать вопрос в масштабах страны, то, конечно же, использование отечественных разработок, базирующихся на программном обеспечении с открытым кодом, в первую очередь целесообразно в областях, которые связаны с элементами обеспечения национальной безопасности, обороны и стратегического управления.
CNews: Используются ли в работе Росфинмониторинга такие новейшие технологии как виртуализация и SaaS? Каковы ваши планы по внедрению этих технологий?
Александр Спиридонов: Технология виртуализации широко используется при построении информационно-коммуникационной инфраструктуры Росфинмониторинга, что способствует оптимальному размещению прикладных подсистем и компонент Единой информационной системы, эффективному использованию аппаратного обеспечения центров обработки данных и повышению уровня их отказоустойчивости, а также существенно упрощает технологию удаленного доступа средствами территориально-распределенной сети с регионального уровня.
Относительно применения технологии Software as a service (SaaS) можно отметить, что в классическом ее понимании она не используется в Росфинмониторинге, и на то есть ряд объективных причин следующего характера. Применительно к Росфинмониторингу модель SaaS является малоэффективной, т.к. специфика автоматизации деловых процессов Службы требует глубокой проработки в значительной степени аналитических задач.
Вместе с тем, Росфинмониторинг уполномочен обеспечивать соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации, что в разрезе данной технологии и действующего законодательства на сегодняшний момент нереализуемо.
Конечно, если рассмотреть долгосрочную перспективу, то в качестве доверенного провайдера, обладающего необходимой репутацией и технологическими возможностями можно рассматривать Общероссийский государственный информационный центр, а учитывая, что Росфинмониторинг уполномочен формировать и вести федеральную базу данных, а также обеспечивать методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, то и он сам может стать поставщиком SaaS.
CNews: В вашем ведомстве существует Информационно-технологическое управление. Кроме того, для ряда работ привлекаются сторонние организации. Каким образом распределяются обязанности по построению и обслуживанию ИТ-инфраструктуры между внутренним ИТ-подразделением и аутсорсерами? ИТ-подразделение осуществляет только функции заказчика или является и исполнителем каких-либо работ?
Александр Спиридонов: На сегодняшний день информационное общество обладает четким пониманием того, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти является высокотехнологичной и ресурсоемкой областью деятельности, требующей высокой квалификации специалистов, которые к тому же постоянно должны поддерживать свой профессиональный уровень и совершенствовать опыт. Все это приводит к высокому уровню мотивации труда, который зачастую не в состоянии обеспечить государственная служба. Поэтому определенный объем работ отдается на «аутсорсинг» в подрядные организации путем размещения государственного заказа необходимых работ и услуг.
В то же время, даже для грамотного формирования постановки задачи и написания технических требований, и самое главное, для обеспечения дальнейшей эксплуатации полученных результатов нужны соответствующие штатные специалисты, обладающие современными взглядами. Именно эти люди сегодня и работают в Информационно-технологическом управлении нашей Службы. При разграничении обязанностей по построению и обслуживанию информационно-коммуникационной инфраструктуры мы используем следующие принципы и подходы.
Во-первых, разработка технологий финансового мониторинга и формирование соответствующих технических требований по разработке и модернизации подсистем и компонент Единой информационной системы осуществляется специалистами данного управления в тесном взаимодействии со структурными подразделениями Службы, а дальнейшая реализация осуществляется путем закупки соответствующих работ или услуг у сторонних организаций.
Во-вторых, эксплуатация прикладного программного обеспечения Единой информационной системы, общесистемных программных средств и средств вычислительной техники осуществляется своими силами, а в рамках закупаемых услуг по технической поддержке производится их доработка или устранение технологически сложных и ресурсоемких нештатных ситуаций, а также выполнение специфических регламентных работ по комплексному обслуживанию центров обработки данных.
В-третьих, в целях поддержания необходимого уровня отказоустойчивости общесистемного программного обеспечения, своевременного получения критически важных обновлений осуществляется закупка услуг по стандартной, а иногда и расширенной технической поддержке применяемых систем управления базами данных, компонент управления территориально-распределенной сетью и иных промышленных платформ.
Применение такого интегрированного подхода позволяет успешно решать текущие потребности в области информационно-технологического обеспечения деятельности Службы и развивать современные методы и технологии финансового мониторинга.
CNews: Насколько эффективна, на ваш взгляд, существующая процедура госзакупок в области ИТ? Позволяет ли она действительно добиться при заключении сделки оптимального соотношения цена-качество? Какие коррупционные риски, на ваш взгляд, несет в себе действующая сегодня процедура и какие меры надо предпринять для их устранения?
Александр Спиридонов: Начиная с 2005 года, с момента вступления в действие 94-ого Федерального закона, обсуждение регулируемых им отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, не прекращается.
К положительным моментам практического регулирования соответствующей сферы деятельности необходимо отнести установленный данным Федеральным законом единый порядок размещения заказов, направленный на повышение эффективности использования бюджетных средств, а также на расширение возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия путем развития добросовестной конкуренции, что само по себе явилось важным шагом в сторону предотвращения коррупции.
Следующим значительным продвижением в данном направлении стали утвержденные 10 сентября 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации № 722 правила оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Соответствующие правила позволили конкурсным комиссиям получить единый с методологической и законодательной точки зрения инструмент оценки заявок на участие в конкурсе, использующий более прозрачное содержание и значимость критериев такой оценки в целях выявления лучших условий исполнения государственных контрактов.
Учитывая необходимость постоянного совершенствования мер, направленных на устранение коррупционных рисков в области государственных закупок, нельзя останавливаться на достигнутом, и целесообразно продолжать совершенствовать законодательную базу. В условиях сложной экономической ситуации, характеризуемой общим состоянием мировой экономики, нельзя забывать, что при развитии нормативно-правового обеспечения государственных закупок одним из приоритетов является необходимость развитие здоровой конкуренции. В то же время, для достижения оптимального соотношения цены-качества при заключении государственных контрактов в рамках проведения оценки заявок на участие в конкурсе необходимо максимально эффективно использовать критерии качества работ и квалификации участников размещения заказа.
Применительно к нашему опыту следует отметить, что работы по внедрению, технической поддержке и модернизации информационно-программных средств Единой информационной системы Росфинмониторинга – как стадии жизненного цикла программного обеспечения, взаимоувязаны, и при этом не могут по своей сути, иметь иной подход к оценке квалификационных и качественных критериев, применяемых при выполнении работ, обладающих особо важным значением, и требующих высокой квалификации специалистов.
В случае иного подхода возникает риск потери эксплуатационных характеристик, установленных техническим заданием на создание этих подсистем и компонент ЕИС, нарушение целостности и, как следствие, снижение эффективности их функционирования, что непосредственным образом отразится на автоматизируемом процессе деятельности Службы.
CNews: Как вы оцениваете изменения, произошедшие в последнее время в области перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде? В какой мере этот процесс затрагивает Росфинмониторинг?
Александр Спиридонов: Внедрение и развитие технологии «электронного правительства» как формы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, является неотъемлемым элементом, способствующим признанию нас на мировой арене, как страны с прогрессивно развивающейся экономикой, прозрачной и понятной для населения.
Для современного информационного общества характерна максимально возможная прозрачность деятельности государственных органов власти, заключающаяся в оперативности и удобстве получения организациями и гражданами соответствующих государственных услуг, а также информации о результатах деятельности ведомств. Проблемные вопросы и недостатки, характерные для этой области в текущем ее состоянии, неоднократно отмечались в течение последнего года на всех уровнях, и очередной раз их формулировать нецелесообразно, а вот отметить практические результаты необходимо. Эти результаты нашли свое отражение в создании единого портала государственных услуг и организации работ по поэтапному размещению на нем сведений о деятельности министерств и ведомств.
Конечно, в рамках установленной сферы деятельности Росфинмониторинг не оказывает организациям и гражданам государственных услуг, но, выполняя возложенные на него функции, взаимодействует с кредитными и некредитными организациями в электронном виде. Поэтому нами активно проводится работа в области совершенствования нормативно-правового обеспечения государственных функций, в том числе, в рамках разработки и согласования соответствующих административных регламентов. При этом прорабатываются не только вопросы законодательного характера, но и вопросы применения перспективных информационных технологий для совершенствования такого взаимодействия.
CNews: Каковы планы вашего ведомства в области внедрения и развития ИТ на ближайшие годы?
Александр Спиридонов: Вспоминая интервью для вашего аналитического издания, состоявшееся год назад, мне хочется отметить, что все те задачи, которые мы сформулировали на период 2009 года, нами были в значительной степени успешно выполнены.
Поэтому, если рассматривать перспективу ближайших несколько лет, то в качестве основной и стратегической задачи мы видим перед собой необходимость завершения разработки и начала реализации ведомственной программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Росфинмониторинга в рамках исполнения решения заседания президиума Совета при президенте Российской Федерации по развитию информационного общества. Для этого на сегодняшний день мы имеем значительный практический задел, позволяющий в перспективе выйти на новый качественный уровень решения поставленных перед Службой задач.
CNews: Спасибо.