|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какие мероприятия по подготовке создания «электронного правительства» реализованы в Тамбовской области?
Сергей Бастрыкин: Основа развития «электронного правительства», его базис - это инфраструктура. Первоначально в Тамбовской области была поставлена задача внедрения базового уровня информатизации – это распространение средств вычислительной техники в органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления, а также создание единой телекоммуникационной сети этих органов.
В настоящее время эти задачи решены полностью, т.е. создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, которая позволяет успешно развивать информационное общество и формировать электронное правительство Тамбовской области.з
На базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления обеспечен широкополосный доступ к сети интернет органам исполнительной власти области (100%), администрациям городов и районов (100%), поссоветам и сельсоветам (92,4%), отвечающий всем требованиям безопасности.
Кроме того, создана внутриведомственная IP-телефонная сеть администрации области и администраций городов и районов, администраций сельсоветов и поссоветов – всего 309 точек подключения; внедрена организационно-техническая система, обеспечивающая регулярное проведение видео- и аудиоконференций по вопросам государственного и муниципального управления с участием органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления; создано единое цифровое пространство на основе использования электронной цифровой подписи.
CNews: Удалось ли приступить к реализации сервисов «электронного правительства» в вашем регионе?
Сергей Бастрыкин: Созданная инфраструктура позволила приступить к созданию элементов «электронного правительства», необходимых для населения области. Портал государственных услуг Тамбовской области – это одно из первых внедренных типовых решений Минэкономразвития. У нас установлена версия 2.5, идет активное наполнение портала.
Одно из важных направлений – предоставление гражданам услуг через центр телефонного обслуживания. При наличии нормальной инфраструктуры это наиболее простое и доступное решение. Первоначально центр телефонных обращений был создан на базе многофункционального центра предоставления услуг. Сейчас эта служба трансформируется в областной центр обращения граждан. Мы собираемся создать короткий номер для центра обращения граждан «111». Пока только один оператор сотовой связи, Tele 2, предоставил предоставил такой номер. В настоящее время продолжается работа с другими операторами связи.
Нам частенько приходится решать вопросы, которые не были решены на федеральном уровне. В частности, в работе созданного регионального удостоверяющего центра пришлось использовать все технологии, которые есть в других удостоверяющих центрах, и сейчас появилась возможность взаимодействовать с федеральными структурами, расположенными в области.
Многофункциональный центр, созданный в 2008 году, работает, и это единственное место для комфортного, быстрого получения услуг жителями области. Его пропускная способность составляет 1600 человек в день, на организацию информационной инфраструктуры МФЦ было затрачено 22 миллиона рублей, в нем представлено 26 организаций. Мы планируем сделать МФЦ центром межведомственного взаимодействия с развитой инфраструктурой, системой связи, и подключить к нему все региональные и другие органы власти.
Таким образом, основные усилия в настоящее время сосредоточены на расширении списка электронных государственных услуг, доступных населению области. Понятно, что сейчас, на первом этапе, речь идет в основном об информационном наполнении реестра – люди должны знать, куда и за какой услугой можно обратиться. Электронные услуги появятся на следующем этапе и уже в ближайшее время.
В настоящее время Тамбовская область участвует в пилотном проекте Минэкономразвития по предоставлению услуг в электронном виде. До конца 2010 года в области будет реализована запись на прием к врачу и постановка на учет в детские сады.
CNews: Насколько типовое решение портала госуслуг соответствовало вашим потребностям? Пришлось ли его дорабатывать, и насколько это было сложно?
Сергей Бастрыкин: Тамбовская область была пилотным регионом по внедрению типового портала госуслуг. Конечно, в процессе внедрения потребовалась доработка решения. Доработки требуются и сейчас, любая система должна развиваться, и потому что создание портала - это результат видения проблемы ИТ-специалистами, а его эксплуатация – прерогатива потребителей.
Я считаю, что создание типовых решений – это верное направление, но процедура их распространения вызывает множество вопросов. Получается, что на разработку этих решений выделяются деньги из федерального бюджета, а затем каждый регион оплачивает внедрение за неоправданно большие средства. В результате получается сумма, частенько превосходящая затраты на индивидуальную разработку.
Думаю, одним из возможных направлений удешевления внедрения в регионах типовых решений станет передача полностью сформированного типового решения с использованием технологий виртуализации.
CNews: Что касается Центра телефонного обслуживания. Насколько легко туда дозвониться? И какую информацию можно там получить?
Сергей Бастрыкин: Пока центр телефонного обслуживания не перегружен, он создавался с определенным резервом, но количество звонков постоянно увеличивается. У каждого оператора есть набор справочников, регламентов, к его услугам портал госуслуг. Так что оператор может ответить на значительное число вопросов. Сложные вопросы могут быть переадресованы специалистам - в центре предусмотрена возможность перевода такого звонка.
CNews: Какие услуги в настоящее время доступны в МФЦ?
Сергей Бастрыкин: МФЦ – большое двухэтажное здание, оснащенное всем комплексом необходимой инфраструктуры. Здесь в комфортных условиях можно получить весь спектр государственных услуг.
Сейчас в МФЦ предусмотрено два варианта получения госуслуг. Первый – надо сказать, не совсем правильный, - когда посетитель вынужден сам передать документы из одного окошка в другое. Но при этом ему не надо ездить по нескольким ведомствам – они все находятся в одном здании.
Второй вариант – обратиться в службу «одного окна», которая при наличии доверенности оформит все документы.
«Одно окно» - это правильный подход, но он уже устарел в связи с переходом на предоставление услуг в электронном виде. Для его реализации требуется слишком много людей, которые занимаются оформлением документов. В начале 2010 года запущена информационная система, которая позволяет часть документов получать и отправлять в электронном виде. Это значительно повышает скорость прохождения документов и снижает затраты.
Но будущее за электронными услугами, хотя бы потому, что предоставление их обходится значительно дешевле.
CNews: В какой мере информатизация региона зависит от региональных властей и в какой - от властей федеральных?
Сергей Бастрыкин: Если просуммировать средства, полученные нами из федерального бюджета на информатизацию, то они составят около 15% всех расходов в этой области. Таким образом, развитие ИТ в регионе зависит в большей части от воли регионального руководства. Тем более что суммы, выделяемые на информатизацию, сравнительно небольшие, и при желании их всегда можно найти.
CNews: Что, на ваш взгляд, надо предпринять в масштабах страны, чтобы процессы информатизации и создания «электронного государства» развивались более интенсивно?
Сергей Бастрыкин: Сейчас есть воля первого лица государства, но, на мой взгляд, недостает профессионального органа, который бы координировал процесс информатизации. В федеральных министерствах много хороших специалистов, но, к сожалению, не имеющих достаточного опыта практической работы. Поэтому сверху часто «спускаются» незрелые и очень слабые материалы. Но это только одна из многочисленных причин.
Очень сильно мешает развитию информатизации принятие решений, финансовые последствия которых для регионов не просчитаны. Это касается требований о защите персональных данных, информационной безопасности. Для выполнения этих требований государство должно выделить колоссальные суммы. При этом рынок компаний, оказывающих такие услуги, крайне неразвит, конкуренция на нем практически отсутствует, а цены высокие.
Но конечно главное в регионе – это воля первого лица. Если она есть, то большинство проблем можно решить.
CNews: Спасибо.