|
|
Обзор подготовлен
В 2011 г. на смену «Электронной России» пришла новая программа «Информационное общество». Расходы на ее реализацию из федерального бюджета должны составить 123,1 млрд руб. в год. Результаты одного из приоритетных направлений программы – внедрения электронных госуслуг - появились уже 1 октября 2011 г.
В ноябре 2010 г. председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение об утверждении госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. Обсуждение этой новой разработанной Минкомсвязи программы, которая должна прийти на смену «Электронной России», велось на протяжении всего года. Сроки ее реализации и объемы финансирования неоднократно менялись.
В окончательном варианте предусмотренные проекты разделены на две группы: внутренние, автоматизирующие работу ведомств, и внешние, создающие ИТ-сервисы для граждан. Ответственными за внутренние проекты являются Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ и Минобрнауки, а заказчиками внешних - федеральные министерства и ведомства.
Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Из них на внутренние проекты будет тратиться по 3,1 млрд руб. в год. Средства субъектов федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб.
Помимо ожидаемых проектов, связанных с развитием электронного документооборота, ЭЦП, безопасностью передачи данных и других, плавно перекочевавших из «Электронной России», в «Информационном обществе» есть и ряд довольно «свежих» мероприятий. Так, одно из них - развитие средств поиска информации по различным видам контента – предполагает создание поисковика, способного искать тексты, изображения, аудио и видео. Его планируется использовать на всех государственных сайтах.
10 самых дорогих проектов «Информационного общества»*
Место | Название мероприятия | Ответственное ведомство | Затраты на 2011 г., млн руб. | Затраты на 2011-2013 гг.**, млн руб. |
1 | Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации | ФСО | 440 | 1320 |
2 | Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде | Минэкономразвития | 221 | 697 |
3 | Создание национальной программной платформы | Минкомсвязи | 161 | 490 |
4 | Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) | Минкомсвязи | 158 | 453 |
5 | Создание национальной платформы облачных вычислений | Минкомсвязи | 152 | 476 |
6 | Развитие средств поиска информации по различным видам контента | Минкомсвязи | 150 | 470 |
7 | Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства | Минэкономразвития | 101 | 367 |
8 | Развитие мероприятия «Электронный регион» | Минкомсвязи | 100 | 300 |
9 | Формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия | Минкомсвязи | 92 | 296 |
10 | Создание единого интернет-портала о культуре России | Минкомсвязи | 86 | 258 |
* По непосредственным затратам из федерального бюджета на 2011 год ** Расходы на 2012 и 2013 гг. Минкомсвязи планирует пересмотреть в сторону увеличения
Источник: «Информационное общество», CNews Analytics
Другое мероприятие - создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента – это аналог сервиса Apple iTunes. Правда, будет он государственным или частным, пока не решено, говорит представитель Минкомсвязи.
Также в «Информационное общество» вошли проекты по развитию электронных госуслуг, национальной программной и облачной платформ, платежной системы. Кроме того, согласно программе, в России должен появиться единый реестр автодорог, туристический атлас страны, электронный образ Красной книги, база данных документов об образовании, федеральный электронный кадастр недвижимости и другие сервисы, доступные через интернет.
Благодаря реализации «Информационного общества» к 2020 г. Россия должна будет войти в первую 10-ку международного рейтинга по индексу развития информационных технологий, в 20-ку рейтингов по развитию электронного правительства и сетевого общества, надеются разработчики программы. Сейчас в данных рейтингах Россия находится на уровне 50-70-х мест.
В середине августа 2011 г. Минкомсвязи объявило первый тендер по программе «Информационное общество». Он состоит из 7 лотов на общую сумму 88 млн руб. Один из лотов – на 27 млн руб. - посвящен созданию прототипов базовых компонент национальной программной платформы (НПП), а также описанию порядка сборки, приемки, размещения и эксплуатации ПО в фонде алгоритмов и программ.
В феврале 2011 г. Владимир Путин подписал распоряжение № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». В этом плане сказано, что к апрелю 2011 г. чиновники должны определить требования к ИС электронного документооборота (с учетом обработки служебной информации ограниченного распространения), а в мае - решить, какие документы могут использоваться в электронном виде.
К июню планируется обеспечить «должностных лиц федеральных органов исполнительной власти средствами электронной цифровой подписи в целях использования в электронном документообороте», создать или модернизировать СЭД министерств и ведомств. С 1 января 2012 г., согласно плану, безбумажный документооборот должен заработать во всех федеральных органах власти.
Одновременно правительство решительно взялось за электронные госуслуги. В апреле 2011 г. был утвержден состав подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг в составе правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Председателем этой подкомиссии был назначен директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ Алексей Попов . Одной из первых инициатив подкомиссии было назначение в каждом ведомстве ответственного за внедрение ИТ в ранге не ниже замруководителя.
Затем подкомиссия взялась за госуслуги. «Чтобы эти услуги стали электронными и оказывались бы по принципу «одной инстанции», они должны пройти дорожную карту, - рассказал в интервью CNews Алексей Попов. - Для этого, во-первых, услугу необходимо спроектировать – нарисовать блок-схему и определить ответственные за ее исполнение ведомства. Во-вторых, после проектирования внести изменения в нормативно-правовые акты. В-третьих, параллельно приступить к технической реализации – разработать web-сервис, разместить его в СМЭВ, протестировать, обеспечить обмен. В-четвертых, необходимо обеспечить юридическую значимость документооборота - это ЭЦП, единое пространство доверия. На пятом этапе - провести обучение сотрудников ведомств работе в новых условиях «единой инстанции» при оказании услуг заявителям».
По его словам, публичность информации о достижениях каждого ведомства в деле перехода на электронный документооборот является одной из важных составляющих успеха этого начинания. Поэтому с осени 2011 г. такая информация появилась в открытом доступе на специально созданной страничке в интернете.
Чуть позже подкомиссия опубликовала список чиновников, по чьей вине тормозится переход на электронное межведомственное взаимодействие. В него попали три замминистра и девять замглав федеральных агентств и служб. Кроме того, прорабатывается идея публикации полной информации о жизненном цикле проектов госинформатизации: от идеи до мониторинга результатов, по которому будет видно, что реально получил заказчик. В настоящее время раскрывается лишь информация об объявленных тендерах и их победителях.
«Предоставление государственных услуг по принципу «одной инстанции» – один из важнейших модернизационных проектов государства. Срок его реализации уже был сдвинут на три месяца (на 1 октября 2011 года) для федеральных и на год (на 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных органов власти, - говорит Алексей Попов. - Уверен, что к октябрю 2011 г. нам удастся достигнуть существенных практических результатов».
Наталья Рудычева, Александр Левашов, Денис Легезо/CNews
На вопросы CNеws ответил Михаил Тюркин, генерал-лейтенант внутренней службы, начальник департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России.
CNews: Департамент ИТ в МВД РФ был создан в начале 2011 г. Какие цели были поставлены перед новым подразделением руководством ведомства?
Михаил Тюркин: Очевидно, что в современных условиях эффективное развитие информационных технологий является ключевым фактором совершенствования деятельности любого федерального органа исполнительной власти. И министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение.
Указом президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 в структуре министерства внутренних дел был создан департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Перед этим департаментом были поставлены задачи совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем; координации работ по совершенствованию систем связи; противодействия техническим разведкам; технической, в том числе криптографической, защиты информации; формирования и ведения информационных ресурсов; межведомственного информационного взаимодействия; реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации и другие.