|
|
Обзор подготовлен
Разработка продуктов для госсектора с использованием технологий «оффшорного программирования» требует значительных инвестиций на этапе создания этих продуктов. Пока эти процессы в России развиваются слабо, впрочем, как и все инвестиционные направления.
Продукты вендоров или, как их еще называют, «коробочные продукты» определенного назначения, концентрируют в себе все современные технологии и инновации. Разработкой таких «коробок» занимаются сотни ведущих международных компаний и продают их по всему миру. Рынок России, с этой точки зрения, является чрезвычайно привлекательным и ёмким.
Однако, при внедрении «коробочных продуктов» в наших компаниях и государственных организациях, часто возникает целый ряд сложных проблем с локализацией и адаптацией под существующие бизнес- и государственные процессы. При этом не каждый заказчик готов подстраиваться под требования ИТ-решений. Вполне понятно, что при создании «коробочных продуктов» разработчики ориентируются на массовый спрос и типовые бизнес-процессы.
«При внедрении продуктов в России мы зачастую сталкиваемся с тем, что бизнес- и государственные технологии настроены иначе, чем в странах-производителях продукта. Приняты иные стандарты, процедуры и нормативы. Это наблюдается в целом ряде отраслей: госсектор, энергетика, транспорт, металлургия и т.п., где по-другому построены процессы документооборота и делопроизводства, ведения архивов, взаимодействия граждан с государственными структурами и др.», - делится опытом Любовь Петрова, руководитель дирекции консалтинга и разработки компании «Verysell Проекты».
Эти различия и являются причиной больших затрат при внедрении «коробок». Все мы прекрасно знаем случаи использования масштабных ERP – систем, которые переделываются под существующие процессы заказчика иногда более чем на 60% и превращаются из «коробочного продукта», который создан для минимизации затрат при его внедрении, в «черную дыру» в бюджете крупного потребителя этого решения. При этом возникает закономерный вопрос – может быть, дешевле было разработать индивидуальное решение по требованиям этого заказчика?
Если заказчик работает по общепринятым мировым стандартам, такие проблемы сведены к минимуму и «коробочные продукты» мировых производителей являются предпочтительными при выборе решения. «Это мы можем наблюдать в условно новых отраслях нашей экономики, таких как: сотовая связь, финансовые и страховые компании, крупные торговые сети и др. В традиционных отраслях, которые складывались десятилетиями (государственные организации и ведомства, промышленность и др.) процессы требуют существенных изменений (реинжиниринга) и, прежде всего, в законодательной сфере, - продолжает Любовь Петрова. – Поэтому при всей привлекательности и кажущейся простоте внедрения «коробочных продуктов» мировых производителей вопрос затрат на локализацию под требования конкретного заказчика всегда будет определяющим. И прежде чем принимать такое решение, надо определить степень соответствия существующих бизнес-процессов, которые мы намерены автоматизировать, и моделей процессов, которые были заложены при разработке продуктов вендора. Это позволит исключить сложности при внедрении или свести их к минимуму».
Сам термин «оффшорное» у россиян вызывает специфическую реакцию, т.к. оффшоры с начала 90-х годов прошлого века ассоциируются с использованием технологий ухода от налогов и вывода капиталов из страны. И очень любопытно видеть реакцию публики, когда крупные или очень крупные проекты для государственных ведомств выполняют именно они.
Понятие «оффшорное программирование» за последнее десятилетие приобрело другой смысл и воспринимается как одна из инновационных технологий создания программных продуктов и решений.
Однако налоговая составляющая присутствует и в этом случае. Большинство стран, которые предоставляют в широком масштабе услуги по аутсорсингу программистов, используют льготные схемы налогообложения этой деятельности. Отсюда и снижение затрат на аренду офисов, работа программистов в удаленном режиме, возможность максимальной типизации и модульности программных решений и т.п., что обеспечивает конкурентные преимущества такой технологии разработки программного обеспечения различного назначения. Эти зоны по сути своей являются площадками для внедрения самых современных технологий создания ПО и их быстрого распространения по всему миру. Уже не имеет существенного значения, где данный продукт или решение разрабатывается.
«В России в настоящее время более распространена проектная модель, в которой достаточно активно применяется технология «оффшорного программирования». Ни у кого не вызывает негативной реакции, когда проект выполняется в Москве, а команда разработчиков находится в Минске или Челябинске. Это уже становится нормой, т.к. в регионах достаточно квалифицированных специалистов, которые за меньшие деньги готовы предложить качественные услуги по разработке ПО. Однако здесь повышается роль руководителя проекта, который должен обеспечить требуемый уровень качества разработки, соблюдение установленных сроков и эффективные коммуникации между членами всей команды», - комментирует Любовь Орлова.
Разработка продуктов с использованием технологий «оффшорного программирования» требует значительных инвестиций на этапе создания. Пока эти процессы в России развиваются слабо, впрочем, как и все инвестиционные направления. Капиталы вкладываются в бизнесы, которые дают быструю отдачу и подвержены низким рискам. «Но улучшение инвестиционного климата в стране и меры, предпринимаемые правительством по развитию инновационных процессов, должны в ближайшие 2-3 года изменить эту ситуацию», - уверены в компании «Verysell Проекты».
Сейчас российские компании разрабатывают продукты мирового уровня, однако это сопровождается большим количеством проблем: и в законодательстве, и в доступности инфраструктуры, и в стоимости аренды и содержания офисов и т.п., что в конечном итоге приводит к завышению стоимости разработки по сравнению с «оффшорными» продуктами и снижению их конкурентоспособности. Доля таких продуктов на российском рынке незначительна, и успешными считаются, скорее всего, уникальные программные продукты специального назначения, а не ПО массового спроса.
Как уже отмечалось, отечественная специфика такова, что крупных «оффшорных» разработчиков в полном смысле этого в России можно пересчитать по пальцам: Luxoft, СUSTIS , «Verysell Проекты»...
Зачастую проекты этих компаний для клиентов в РФ принято называть «заказными разработками». А специализацией являются заказная проектная разработка сложных информационных программных комплексов, консультационные услуги по постановке бизнес-процессов, применению новых проектных и информационных технологий.
Генеральный директор СUSTIS Владимир Рахтеенко рассказывает: «Каждый наш проект – это результат индивидуальной работы с клиентом и детального учета специфики его деятельности. При создании уникальных и малотиражных решений мы придерживаемся принципов заказной разработки, которые позволяют более гибко реагировать на изменение требований бизнеса и снижать риски проекта».
При этом, наверное, понятно, почему подобными услугами пользуются, не взирая на их высокую цену, крупные корпоративные заказчики. Переход от «ИТ-зоопарка» и самописных систем на разработки, базирующиеся на промышленных стандартах, того стоит. Мало того, при оценке совокупной стоимости владения ИТ-решением, получается существенный выигрыш за счет сохранения значительной части сделанных ранее инвестиций в бизнес-практику и системную архитектуру.
При анализе реализованных тем же СUSTIS проектов для госсектора видно, что важнейшую роль при принятии решений об их выборе сыграли эксклюзивность, короткие сроки разработки и гарантия соответствия результата ожиданиям заказчика.
В качестве примера подобного внедрения в компании приводят кейс в Центральном банке РФ в самый разгар финансового кризиса 2008-го года. Дмитрий Алехин, и.о. директора Центра информационных технологий ЦБ РФ, так описал суть данного проекта: «Результатом нашего сотрудничества стали разработанные системы и решения, применяемые при проведении Банком России по размещению депозитов на финансовых рынках при проведении кредитных аукционов, для контроля параметров валютного рынка и для управления портфелем ценных бумаг на внешнем рынке».
Стоит напомнить, что начиная с сентября 2008 года последствия нарастающего мирового финансового кризиса стали ощутимы и в России. Правительство РФ и ЦБ РФ приняли решение о срочных мерах поддержки банковского сектора. Уникальность подобной задачи потребовала и внедрения уникальных ИТ-решений, причём в весьма сжатые сроки.
Еще один кейс. В июле 2009 г. компании СUSTIS и «Электронная школа» завершили совместный проект по разработке и пилотному внедрению автоматизированной информационной системы (АИС) «Аналитика образования» в Информационно-аналитическом центре (ИАЦ) Департамента образования г. Москвы.
Основная сложность получения необходимой сводной отчетности из 3816 образовательных учреждений Москвы заключается в высокой динамике требований, предъявляемых к ней со стороны потребителей. Запросы на выходные данные постоянно меняются и, как правило, не повторяются. Как результат – огромный объем ручной работы.
Структура информационных потоков и положение в ней системы «Аналитика образования»
Источник: компания СUSTIS, 2011г.
Для разработки системы компанией СUSTIS была применена собственная технологическая платформа СUSTIS Universal.Net и «тонкий клиент» СUSTIS Forms. Это позволило минимизировать трудозатраты на создание ядра серверной части и функциональных интерфейсов, сосредоточившись на основной бизнес-логике решения. В системе используется СУБД Oracle.
В клиентах СUSTIS применительно к госсектору числится уже немало структур: Департамент образования г. Москвы, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Комитет по труду и социальному развитию Администрации г. Саратова и т.д.
Есть и образцы решения нетривиальных задач упоминавшейся выше компанией Luxoft. Так, один из кейсов относится к области прикладной компьютерной лингвистики. PR-службе клиента (одно из федеральных министерств РФ) необходимо было решить задачу обеспечения высшего руководства отчетами о представлении наиболее важных мероприятий в прессе. Для этого необходимо было проанализировать несколько сотен газет, журналов, форумов и блогов, выбрать самые важные материалы, снабдить их комментариями и подготовить для печати. Все эти действия необходимо осуществить в течение двух часов.
В итоге команда Luxoft разработала систему «Медиа Дайджест» с использованием технологий .Net. Приложение имеет архитектуру сервер-клиент. Серверная часть приложения состоит из четырех основных подсистем: сбора данных, полнотекстового поиска на основе Oracle Text с плагином Russian Context, обработки дайджеста и мониторинга.
Архитектура системы Медиа Дайджест
Источник: компания Luxoft, 2011г.
Аналитический инструмент приложения отвечает за модификацию дайджеста и его экспорт в Microsoft Publisher. Экспорт осуществляется с помощью Interop Microsoft Office Library. Инструменты администратора предназначены для поддержки и мониторинга работы системы. Клиентская часть приложения сочетает широкие возможности верстки с использованием стандартных средств MS Office.
Вадим Ференец
На вопросы CNews ответил Роман Кругляков, генеральный директор компании «Армада».
CNews: Какие государственные инициативы оказывают сегодня наиболее существенное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка, по вашим наблюдениям?
Роман Кругляков: Основными государственными проектами по-прежнему остаются перевод государственных услуг в электронный вид, развитие межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, распространение Универсальной электронной карты и создание инфраструктуры для ее использования.
Жесткая позиция правительства в отношении выполнения ведомствами и регионами сроков, предусмотренных действующим законодательством (прежде всего, речь идет о 210-ФЗ), привела к возникновению достаточно большого сегмента рынка, связанного с перечисленными инициативами.
Очень ожидаемым государственным проектом является модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и внедрение медицинских информационных систем и персонифицированного учета во всех медицинских учреждениях России. Работы в этом направлении находятся на стартовой позиции, федеральная инфраструктура еще не создана, но в регионах уже началась активная деятельность и появились отдельные пилотные внедрения.
Я бы отметил еще несколько инициатив, о которых в последнее время заявляли представители правительства РФ, и которые в будущем должны оказать заметное влияние на рынок ИТ в госсекторе. Речь идет о повсеместном внедрении проектного управления, создании единого фонда алгоритмов и программ и переводе госорганов на СПО.
Компания «Армада» активно участвует в процессах информатизации органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы считаем, что и в дальнейшем локомотивом развития ИТ-отрасли в России, прежде всего, будут являться государственные программы.