|
|
Обзор подготовлен
Термин машиносчитываемые паспорта (МСП) выглядит в наши дни, пожалуй, несколько громоздко и старомодно, напоминая о тех временах, когда нанометры еще называли миллимикронами, компьютеры - электронными вычислительными машинами, а программный код загружали при помощи перфокарт. Это неудивительно, поскольку вплотную заниматься автоматизацией процесса считывания паспортных данных начали еще в 60-е годы прошлого века1 .
В 1968 году при Международной организации гражданской авиации (ИКАО) был создан специализированный комитет по “паспортным картам”, опубликовавший в 1980 году документ ИКАО Doc9303 «Паспорт с возможностью машинного считывания», благодаря чему начали выпускать первые машиночитаемые паспорта, визы и другие проездные документы (Machine Readable Travel Document, MRTD) в США, Канаде, Австралии и других странах.
Почему ИКАО начала интенсивно заниматься МСП, понятно: это и ускорение пассажиропотока в аэропортах, и уменьшение роли “человеческого фактора” за счет частичной автоматизации процесса прохождения паспортно-визового контроля, и, в конечном итоге, повышение экономической эффективности и уровня безопасности авиаперевозок. Несмотря на безусловную важность всех этих задач, поначалу они могли кому-то показаться достаточно локальными, касающимися одной лишь авиа-отрасли. Однако это оказалось не так.
В условиях нарастающей глобализации экономики все эти проблемы достаточно быстро “переросли” рамки одних только международных воздушных пассажироперевозок. В результате, благодаря детальной проработке, длившейся не один год, документы ИКАО были взяты за основу при создании законодательных документов и нормативных актов многих стран, включая Россию. А в очередной раз доработанный в 1997 году Doc9303 стал единственным в своем роде, если посмотреть на число воспользовавшихся им стран, стандартом, принятым де-факто. В частности, рекомендации Doc9303 были учтены подавляющим большинством стран-участников регламентирующей полеты международной гражданской авиации Чикагской конвенции, внедривших машиносчитываемые и др. виды документов.
Паспорт гражданина РФ с машиносчитываемым кодом
Источник: ФГУП НИИ «Восход»
Интересно, что деятельность ИКАО оказала самое непосредственное влияние не только на унифицированные форматы для загранпаспортов, виз и любых других машиносчитываемых документов, нужных для пересечения границ по воздуху, воде или суше, но и на такие документы, как внутренние паспорта некоторых стран. В список этих стран входит Россия, где с 1 июля 2011 года началась выдача внутренних паспортов нового образца. Главное их отличие от паспортов предыдущих серий в том, что они являются машиносчитываемыми: внизу страницы с фотографией появился специальный код.
Эволюционный процесс превращения российского бумажного паспорта в машиносчитываемый лучше проследить на примере загранпаспортов. Ведь именно они стали тем испытательным полигоном, на котором предварительно обкатываются новые технологии для внутренних паспортов и других российских документов.
Для того чтобы документ стал машиносчитываемым, в него нужно внести соответствующую дополнительную запись. Как бы ни банально это звучало, но для этого в документе должно быть оставлено свободное место, называемое машиночитаемой зоной (МЧЗ).
Первый российский загранпаспорт с незаполненной на тот момент машиночитаемой зоной появился почти 15 лет назад - в конце 1996 года. Это были загранпаспорта 50-ой серии, выдаваемые МИД. В 1999-ом году МИД начал заполнять эту зону - в паспортах уже следующей, 51-ой серии. Они и стали первыми российскими МСП.
Окончательно и бесповоротно все новые российские паспорта стали машиносчитываемыми лишь 1 апреля 2004 года, когда подразделения МВД, также выдававшие загранпаспорта наряду с МИД, перешли на 62-ю серию, где МЧЗ заполнялась в соответствии с нормами ИКАО. Российские паспорта без МЧЗ сталои выдаваться лишь в особых, специально предусмотренных законодательством случаях, связанных, чаще всего, с экстренной необходимостью.
В том же 2004 году, в соответствии с указом президента РФ № 928, паспортами занялась Федеральная миграционная служба (ФМС России), а с 1 января 2006 года массовая выдача всех паспортов полностью перешла в ее ведение. В частности, российские загранпаспорта выдаются сегодня каждому гражданину РФ вне зависимости от его возраста, а срок действия последнего “немашиносчитываемого” загранпаспорта закончится не позднее 24 ноября 2015 года, а это значит, что российские загранпаспорта соответствуют основным рекомендациям ИКАО и не создадут дополнительных бюрократических проблем россиянам, выезжающим с ними за рубеж.
Таким образом, любой современный паспорт или другой машиносчитываемый документ, оформленный в соответствии с принятыми сегодня во всем мире положениями ИКАО, отличается тем, что в него внесены дополнительные строки. Они представляют собой своеобразный штрих-код, предназначенный для считывания оптическим сканером.
Бросающееся в глаза отличие - отсутствие ставших сегодня привычными черно-белых полос штрих-кодов - не меняет сути дела. В частности, как и для большинства наиболее распространенных линейных штрих-кодов, предусмотрена возможность ввести набор символов машиночитаемой строки с клавиатуры, на случай отказа сканирующего оборудования.
Российский заграничный паспорт и новые внутренние паспорта содержат унифицированные машиночитаемые записи, поскольку это, в частности, дает возможность использовать одно и то же оборудование при их распознавании. В то же время понятно, что стандарты ИКАО, касающиеся, прежде всего, общих правил оформления международных документов, не могут регламентировать в деталях процесс выдачи и оформления паспортов, особенно внутренних.
В связи с этим, правила и способ формирования машиночитаемой записи во внутреннем паспорте РФ, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на ее территории, подробно описаны в ведомственных инструкциях ФМС. Согласно этим документам, в МЧЗ латинскими буквами вносится Ф.И.О. гражданина, информация о дате его рождения, дате выдачи паспорта, серии, номере, коде подразделения, выдавшего паспорт. Также включаются другие данные: указываются пол, сведения о гражданстве и т.д. Алгоритм формирования записи таков, что каждому внутреннему российскому паспорту соответствует одна-единственная, уникальная машиночитаемая запись, главная задача которой – обеспечить возможность быстрого переноса информации о владельце паспорта в соответствующую информационную систему, исключить задержки и ошибки, практически неизбежные в тех случаях, когда то же самое делается вручную.
При этом в машиночитаемый код также добавляются и технические данные – получаемые расчетным путем контрольные цифры, знаки-заполнители пробелов и пр., которые нужны исключительно для повышения качества распознавания. Имеет смысл заметить, что они не содержат в себе никакой дополнительной смысловой информации о владельце паспорта, с которой нельзя было бы ознакомиться очень простым способом, не требующим никаких инструкций и декодирующего оборудования. Для этого надо просто открыть свой паспорт и прочитать то, что в нем написано на первых его страницах.
Интересно, что информации, записанной на страницах паспорта обычным способом, вообще говоря, содержится больше, чем в машинном коде, что связано с технологическими ограничениями. Например, в тех редких случаях, когда фамилия гражданина длинная, она сокращается на 34-ом символе. Ведь в российском внутреннем паспорте в машиночитаемых строках содержится, в общей сложности, только 88 символов.
С тех пор, как десятилетия назад начали заниматься темой машиносчитываемых документов, появились более перспективные технологии, чем оптическое распознавание, на котором базируется любое штрих-кодирование.
Существенно изменилась и общеполитическая ситуация: обострились проблемы, связанные с нелегальной миграцией, борьбой с международным терроризмом, возросли пассажиропотоки и пр. Все это привело к тому, что возникла достаточно острая потребность в том, чтобы сделать паспортно-визовые документы более защищенными, более надежными методами проверять тот факт, что предъявитель документа является его истинным, законным владельцем, а значит – добавить в документ больше информации.
Идея вносить в бумажный документ все новые и новые записи и способы защиты от подделки, а затем дублировать информацию при помощи машиночитаемого кода, исчерпала себя в новых условиях достаточно быстро: в конечном счете, такой паспорт превратился бы во что-то подобное небольшой книге или папке с документами, испещренными всевозможными штрих-кодами, и потому выглядящим несколько загадочно для обычных граждан.
При этом следует заметить, что даже в самый современный двухмерный штрих-код практически невозможно поместить качественные изображения. Даже если изготовители документов идут по этому пути, то они, как правило, кодируют не само исходное изображение, а шаблон, созданный на его основе. Причина этого проста: размер шаблона обычно бывает как минимум на порядок меньше исходного изображения.
Удостоверение личности моряка
Источник: ФГУП НИИ «Восход», 2011
Удостоверение личности моряка, помимо машиносчитываемых строк, содержит двухмерный штрих-код с шаблоном, сделанным на основе изображений отпечатков пальцев. Фото предоставлено ФГУП НИИ «Восход»
Между тем, настоятельная необходимость добавлять в документы полноценные, не сжатые тем или иным алгоритмом или способом исходные изображения– тоже появилась. После громких терактов 11 сентября 2001 г., в США стала действовать программа US-Visit, в рамках которой у въезжающих в США граждан других государств стали, в частности, требовать изображения отпечатков пальцев. Аналогичные требования ввели и европейские страны.
ИКАО не могла не отреагировать на все эти изменения и начала действовать со свойственной этой организации систематичностью. В частности, в 2003 году рабочая группа ИКАО приняла решение об использовании технологии радиочастотной идентификации (RFID), рекомендовала биометрию лица в качестве основного способа распознавания и пр.; в 2006-ом году в составе ICAO Doc 9303 появился дополнительный второй том, посвященный электронным паспортам, содержащим чип с 2D-изображением и т.д. Все это привело к появлению нового, “электронного” поколения стандартизированных документов, в которые в стали внедрять микросхемы.
Использование чипов позволило наращивать объем текстовой и графической информации, содержащейся в паспорте, что никак не отражалось на его физических габаритах. Более того, благодаря крошечным размерам самого чипа, стало, теоретически возможным умещать весь объем паспортных сведений и дополнительной информации не в привычной паспортной “книжке”, а, например, в миниатюрной пластиковой карте.
Тем не менее, имеет смысл подчеркнуть, что в настоящее время чипы и RFID технология используется в новых паспортных документах не в качестве замены, а в качестве дополнения к уже отработанным “полиграфическим”, “оптическим” и прочим методам защиты и передачи информации.
Антон Степанов
1 - Статья подготовлена при поддержке и на основании материалов, предоставленных ФГУП НИИ «Восход».
На вопросы CNews ответил Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы РФ.
CNews: Федеральная миграционная служба (ФМС) России стала одним из первых органов государственной власти РФ, который начал предоставление электронных государственных услуг гражданам. 1 апреля 2010 г. ФМС России объявила о том, что готова принимать заявки на оформление загранпаспортов через сайт gosuslugi.ru. Расскажите об основных этапах работ, которые предшествовали этому событию.
Константин Ромодановский: В соответствии с распоряжениями правительства в Федеральной миграционной службе были проведены необходимые организационные мероприятия, внесены изменения в нормативно-правовые акты. В частности, в каждом региональном и территориальном органе ФМС России были созданы рабочие группы, в обязанности которых входило оказание государственных услуг в электронном виде. Были проведены методические занятия, организовано обследование не только объектов информатизации, но и, в большей степени, самих государственных услуг - как их правильно оказывать, в каком виде, и не требуется ли для этого пересмотра всей процедуры оказания услуги. Затем на основании полученных результатов были подготовлены изменения в административные регламенты оказания государственных услуг и работы с гражданами.
Одновременно проводилась и серьезная технологическая подготовка. Было разработано новое программное средство «Кабинет служащего», проведена его интеграция с порталом государственных услуг. Таким образом, вся информация, оставленная гражданином на портале, автоматически попадает в «кабинет» сотрудника ФМС, где и обрабатывается. Такое решение замечательно тем, что позволяет организовать практически прямой электронный диалог, что минимизирует временные затраты и гражданина, и работника ведомства, а также не оставляет места для услуг различных посредников.
Например, гражданин направляет заполненную анкету на электронный адрес ведомства. Сотрудник ФМС должен рассмотреть ее в течение суток и или принять к исполнению, или вернуть заявителю с конкретными пометками – поменять то или иное поле. Понятно, что такой диалог удобнее вести дистанционно, чем стоя в очереди. Затем, когда анкета утверждена, гражданина так же через интернет записывают на прием для фотографирования (если речь идет о паспортно-визовых документах нового поколения) или для получения документа.
В настоящее время, кроме оформления паспортов, в полном объеме оказывается услуга по предоставлению адресно-справочной информации. Гражданин может запросить сведения о родственнике или просто знакомом, и его контактные данные будут отправлены этому знакомому с тем, чтобы он мог с ним связаться. Если запрашиваемого человека нет в базах данных, об этом тоже сообщат. Таким образом, услуга, которая раньше оказывалась в адресно-справочных службах, теперь полностью автоматизирована и доступна удаленно через портал госуслуг.