|
|
Обзор подготовлен
ФЦП «Электронная Россия», которая реализовывалась в России на протяжении 8 лет, завершилась в 2010 г. Подводя итоги, чиновникам пришлось признать, что ее результаты оказались не слишком впечатляющими. Более того, Генеральная прокуратура выявила серьезные нарушения расходования выделенных на нее средств.
В 2010 г. закончилась крупнейшая федеральная целевая программа в области информатизации государственных ведомств «Электронная Россия». В 2002-2010 гг. на ее реализацию, по данным CNews, было потрачено около 21,2 млрд руб. (в ценах соответствующих лет) вместо запланированных 77,2 млрд руб. Минкомсвязи приводит несколько иные данные. В отчете об итогах реализации программы, представленном министерством в начале 2011 г., говорится об израсходованных 20,77 млрд руб.
Еще на начальном этапе своего существования «Электронная Россия» столкнулась с целым рядом трудностей. В частности, по итогам ее первого этапа, завершившегося в 2003 г., стало очевидно, что программа испытывает хроническое недофинансирование: в 2002 г. она получила 18% обещанных денег, в 2003 г. – 19%, а в 2004 г. – 28%.
Кроме того, ведомства, курирующие программу – Минэкономразвития и Минсвязи – никак не могли прийти к единому мнению относительно ее связи с административной реформой, и отсутствие генеральной политической линии по этому ключевому вопросу явно не способствовало реализации «Электронной России» и приводило к росту управленческих затрат.
Уже тогда, в 2004 г. представители этих двух министерств заявляли, что практика управления государственными ИТ-проектами и ИТ-бюджетами нуждается в значительных изменениях.
Сегодня, когда программа завершена, настало время подвести ее итоги. С докладом на эту тему в апреле 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева выступил заместитель министра Илья Массух.
По его словам, основными результатами «Электронной России» к 2006 г. стали создание интернет-сайтов ведомств, появление ГАС «Законотворчество» и государственной информационно-аналитической системы контрольно-счётных органов РФ (ГИАС КСО), а также Федерального информационного центра (ФИЦ).
К 2008 г., по данным Минкомсвязи, были созданы Государственная информационно-аналитическая система и решения региональной информатизации («одно окно», типовая АИС многофункционального центра (МФЦ) и др.), получили распространение технологии СПО, началось обучение госслужащих, на базе ФГУП НИИ «Восход» заработали ОГИЦ и инфраструктура системы удостоверяющих центров, а также начался переход на межведомственный электронный документооборот (МЭДО). Забегая вперед, заметим, что в 2009-2010 гг. «Ростелекомом» в связи с передачей ему функций единого исполнителя мероприятий программы по созданию инфраструктуры электронного правительства была заново создана инфраструктура ОГИЦ. Использование уже имеющейся инфраструктуры, созданной ФГУП НИИ "Восход", было признано нецелесообразным по той причине, что все оборудование физически находилось на территории института, и его перемещение на другую площадку не представлялось возможным.
В 2009 г. программа была пересмотрена, поскольку к этому времени многие ее цели не были достигнуты. По данным Минкомсвязи, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении услуг, «типовые решения» не получили широкого распространения, а созданные аппаратно-программые комплексы практически не использовались. Новая редакция «Электронной России» была направлена на создание общероссийского портала госзакупок и электронного правительства, в особенности на развитие электронных сервисов для населения и бизнеса, внедрения межведомственного документооборота и изменения нормативно-правовых актов. Во второй половине 2009 г. единым исполнителем мероприятий программы по созданию инфраструктуры электронного правительства был назначен «Ростелеком».
К концу 2010 г., по словам Ильи Массуха, удалось создать единый портал госуслуг и сводный реестр госуслуг и госфункций. Заработала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), было установлено 500 инфоматов, обеспечивающих доступ граждан к электронным госуслугам, на базе «Ростелекома» была заново создана система удостоверяющих центров.
Из всех озвученных представителями Минкомсвязи проектов, реализованных в рамках «Электронной России», рядовые граждане могут «потрогать руками» немного.
Сайты всех государственных ведомств, действительно, появились в интернете. Конечно, интерактивных сервисов, позволяющих пользователям быстро и просто общаться с государством, на них немного. Но, несмотря на это, они являются неплохим средством доступа к различного рода информации.
Заработал портал госуслуг, однако, реальной пользы от него пока немного: получение большинства документов от государства по-прежнему связано с массой неудобств. Появился и общероссийский портал госзакупок, благодаря которому блоггеры, подобные Алексею Навальному, пытаются бороться с воровством государственных чиновников.
«С точки зрения общества, итоги «Электронной России» не так заметны, как этого, наверное, хотелось бы тем, кто ее разрабатывал. Ведь в целом граждане по-прежнему взаимодействуют не с единой государственной структурой, а с отдельными ведомствами. Главным результатом этой программы является то, что она заставила всех в полной мере осознать роль и место информационных технологий в жизни граждан и государства. А также создала некоторую техническую основу для тех задач, которые мы решаем сейчас,- прокомментировал в интервью CNews итоги программы Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи правительства Российской Федерации. - Отмечу, что основная проблема реализации вообще ИТ-проектов – организация управления ими. Специалисты, имеющие за спиной опыт завершенных больших ИТ-проектов, понимают, насколько это важно. Если проекты внедрения ИТ реализуются не по стандартам лучших практик проектного управления, либо под непосредственным руководством не имеющих опыта реализации крупных ИТ-проектов менеджеров, они практически всегда обречены на неудачу».
«К сожалению, государство как заказчик не может пока продемонстрировать эффективность и в силу масштаба задачи, и в силу отсутствия адекватной единой структуры управления комплексом ИТ-проектов. Это вполне объяснимо и понятно,- продолжает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». - Однако отдельные инициативы можно назвать вполне успешными. Безусловно, радует переход от глобальных инициатив, не подкрепленных реальным компетентным управлениям, к достаточно внятным проектам по реализации конкретных задач».
«ФЦП «Электронная Россия» за восемь лет своего существования заложила мощный фундамент для перехода государственных структур в «бесконтактный» формат взаимодействия. После её завершения были сформулированы новые стратегические цели развития на ближайшую перспективу. В достижении этих целей информационным технологиям, отводится немаловажная роль. Это, действительно, важно для ИТ-отрасли, так как государство видит в информационных технологиях средство достижения стратегических целей. И такое видение, в свою очередь, является двигателем прогресса для российского ИТ-рынка на ближайшие годы»,- согласен с ним Вячеслав Елагин, заместитель директора департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко».
В конце августа 2011 г. Генеральная прокуратура объявила о выявлении хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)». По сообщению ведомства, Минкомсвязи заключил с «Ростелекомом» государственные контракты на сумму более 2 млрд руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия». «В дальнейшем путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн. руб. была завышена стоимость приобретенных программно-технических средств. Одновременно один из основных поставщиков оборудования перечислил 150 млн руб. на счета оффшорной компании», - заявили в Генеральной прокуратуре.
Также Минкомсвязи перечислило 10 млн руб. в «Ростелеком» за выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически компанией не выполнялись. Отчет об их выполнении полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи в рамках осуществления возложенных на него функций, добавляют в Генпрокуратуре.
Генеральная прокуратура направила материалы проверки в Следственный департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). На момент сдачи в печать этой статьи о дальнейшей судьбе этих материалов информации не поступало.
Так завершилась 8-летняя программа информатизации нашей страны под названием «Электронная Россия (2002-2010).
Наталья Рудычева/CNews Analytics