|
|
Обзор подготовлен
Согласно плану перехода федеральных органов исполнительной власти на СПО, утвержденному правительством России в 2010 г., уже до конца текущего года должен быть сформирован перечень спецификаций форматов хранения и протоколов обмена данными, а также создан пакет базового свободного ПО. Однако как показывают материалы недавно объявленного тендера Минкомсвязи, правительство не собирается ограничиваться этими результатами.
В числе мероприятий по переводу федеральных органов исполнительной власти на СПО, утвержденных распоряжением правительства от 17 декабря 2010 г. №2299-р, некоторые должны быть выполнены уже в текущем 2011 г., причем ряд работ должен подходить к завершению уже сейчас – во II-III квартале 2011 г. Хотя работы, предусмотренные на 2011 г., носят преимущественно «бумажный» характер, в их числе есть несколько, представляющих интерес для более широкой ИТ-аудитории.
Это прежде всего перечень спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными для государственных ИТ-систем, который должен быть разработан в текущем III квартале, а также пакет базового свободного ПО, который должен быть сформирован в IV квартале.
Мероприятия по переходу федеральных органов исполнительной власти на СПО на 2011 г.
№ | Наименование работы | Срок | Ответственное ведомство |
1 | Предложения по созданию центра консультативной и технологической поддержки государст венных заказчиков и разработчиков свободного программного обеспечения | II квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные ФОИВ |
2 | Установление порядка бюджетного учета в части использования свободного программного обеспечения | III квартал 2011 г. | Минфин России, Минкомсвязь России |
3 | Перечень спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, поддерживаемых программным обеспечением, разрабатываемым и приобретаемым для целей его использования в федеральных органах исполнительной власти, в частности для использования свободного программного обеспечения | III квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные ФОИВ |
4 | Предложения по созданию центра поддержки пользователей свободного программного обеспечения - государственных гражданских служащих | III квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные ФОИВ |
5 | Пакет базового свободного программного обеспечения (включая операционные системы, драйверы для оборудования и прикладное программное обеспечение для серверов и для рабочих мест пользователей) | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, заинтересованные ФОИВ |
6 | Ежегодный доклад о состоянии и перспективах использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации, в том числе о результатах мониторинга использования программного обеспечения в федеральных органах исполнительной власти | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
7 | Исследование возможных форм (способов) и перспектив государственной поддержки российских разработчиков, участвующих в международных проектах по разработке свободного программного обеспечения, которое может быть использовано для нужд федеральных органов исполнительной власти | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
8 | Инвентаризация информационных систем федеральных органов исполнительной власти и оценка ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение | IV квартал 2011 г. | Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные ФОИВ |
Источник: Правительство РФ, 2010
По всей видимости, эти результаты будут достигнуты в ходе выполнения работ по созданию компонентов национальной программной платформы (НПП), предусмотренных тендером, объявленным Министерством связи и массовых коммуникаций 15 августа.
Что касается перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, то его необходимость обусловлена несколькими факторами. Во-первых, он позволит государству вести диалог с поставщиками на нейтральном языке стандартов и спецификаций, полностью исключив упоминание торговых марок и контролируемых отдельными поставщиками неспецифицированных технологий. Во-вторых, он позволит упорядочить нынешний «зоопарк» несовместимых технологий, добиться большей унификации и совместимости различных информационных систем. В-третьих, без такого перечня трудно говорить о выполнимости ряда других запланированных мероприятий, в частности, связанных с созданием единой инфраструктуры разработки. Очевидно, что унифицированная инфраструктура имеет смысл только в том случае, если разработчики будут использовать более-менее единообразные технологии.
Впрочем, перечень спецификаций в конечном счете должен защищать интересы не государственных заказчиков и разработчиков, а граждан, осуществляющих доступ к государственным ИТ-системам. "К примеру, необходимо нормативно закрепить, что взаимодействие государственных информационных систем и граждан должно осуществляться с помощью браузера, отвечающего соответствующим международным стандартам", -- поясняет директор Центра ИТ-исследований и экспертизы при Академии народного хозяйства РФ Михаил Брауде-Золотарев.
Идея создания такого перечня появилась в практике европейского госсектора уже более 10 лет назад. В России ей тоже занимаются уже довольно давно. Так, Министерство экономического развития в 2006-2007 гг. проводило несколько НИОКР по этой тематике. К сожалению, наработки Минэкономразвития России тогда не получили дальнейшего развития. На наш взгляд, это связано как с отсутствием в то время у российского руководства политической воли по упорядочению государственных информационных систем и продвижению стандартизированных открытых технологий, так и с отрывом некоторых результатов НИОКР от практики разработки информационных систем для госсектора.
При разработке аналогичных перечней стандартов и спецификаций за рубежом общепринятым является подход «от простого к сложному», когда первая версия документа представляет собой простой и легкий в применении документ, который в дальнейшем дорабатывается по мере получения обратной связи от государственных заказчиков и исполнителей. Разработанные в рамках НИОКР Минэкономразвития документы изначально были высоко детализированы и не очень просты в применении. Следует надеяться, что в нынешнем году этот недостаток будет учтен и первая версия перечня стандартов и спецификаций будет достаточно проста и удобна.
Нужно отметить, впрочем, что в Европе, откуда к нам пришла сама идея единого перечня стандартов и спецификаций, дела в этой области обстоят не идеально гладко. Так, в Великобритании, где национальный перечень спецификаций e-GIF (eGovernment Interoperability Framework) появился раньше других стран, его развитие фактически затормозилось с 2005 г., когда была опубликована ныне действующая версия 6.1. Одна из причин задержки – непрекращающееся противоборство между противниками и сторонниками использования в госсекторе стандартов, требующих выплаты роялти – такие стандарты в принципе не совместимы со свободными лицензиями, но крупные поставщики проприетарного ПО считают их использование в госсекторе оправданным. Однако есть вероятность, что в ближайшем будущем развитие e-GIF сдвинется с мертвой точки. Новое коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов неоднократно заявляло о своем намерении оптимизировать ИТ-расходы, в том числе, за счет более эффективного использования открытых стандартов. Весной 2011 г. была проведена общественная консультация по поводу использования стандартов в правительственных ИТ-системах, результаты которой будут опубликованы уже этой осенью. Есть вероятность, что полученные результаты будут использованы при подготовке новой версии британского перечня стандартов и спецификаций.
Политические баталии вокруг государственных перечней спецификаций ведутся не только в Великобритании: аналогичное противостояние (с участием тех же игроков) можно было наблюдать во Франции и Евросоюзе, и предметы дискуссии, в целом, всегда одни и те же: критерии определения открытых стандартов, допущение технологий, требующих выплаты роялти и не совместимых со свободным ПО, а также выбор между стандартами офисных документов ODF (ISO/IEC:26300) и OOXML (ISO/IEC:29500). Как только российский перечень спецификаций приобретет реальную значимость, подобные дискуссии дойдут и до России, и государству следует готовиться к ним заранее.
Вторая часть интересующих нас результатов, запланированных на 2011 г., связана с разработкой комплекта базового свободного ПО. Однако охват тендера Минкомсвязи шире: по всей видимости, разработка базового пакета свободного ПО будет вестись в рамках более широкого проекта, в ходе которого также будет выполнена часть работ, запланированных на 2012 г. и далее. В частности, предстоит разработать прототип эталонной среды разработки, сборки и обновления операционной системы и прототип системы публичного доступа к компонентам НПП.
Почему государственный заказчик решил объединить разработку пакета базового свободного ПО, понять несложно. За счет этого к концу 2011 г. удастся создать не только пакет базового свободного ПО как отчуждаемый дистрибутив программного обеспечения, но и элементы процесса, необходимого для полноценной разработки и поддержки этого ПО. Это вполне логичный шаг. Однако следует заметить, что опубликованный тендер предусматривает создание лишь узкоспециализированной инфраструктуры разработки, позволяющей собирать компоненты операционной системы на базе функционально завершенных пакетов исходных текстов, но не позволяющей вести проекты по разработке программного обеспечения «с нуля» – как это сделано в репозитории американских военных forge.mil и как это стремятся сделать европейцы в репозиториях, подобных общеевропейскому OSOR.eu. Вероятно, этот недостаток будет устранен на одном из следующих этапов развития инфраструктуры НПП.
Как показывает опыт внедрения СПО в российских школах, наличие центров компетенции, доступных конечным пользователям, зачастую является залогом успеха внедрений: в тех городах, где имеются активные сообщества пользователей свободного ПО, готовые оказывать поддержку учителям (Нижний Новгород, Дзержинск, Ростов-на-Дону), внедрение СПО шло намного активнее, чем в регионах, где доступные центры компетенции отсутствуют. Успех внедрения СПО в федеральных органах исполнительной власти во многом будет зависеть от того, сможет ли государство организовать эффективную общероссийскую сеть центров компетенции, способную оказывать пользователям из организаций госсектора компетентную поддержку на уровне, по меньшей мере не уступающем местным сообществам пользователей СПО.
Чем должен заниматься Центр консультативной поддержки? Мнение эксперта:
Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра исследований и экспертизы информационных технологий Академии народного хозяйства РФ
Основной функцией Центра консультативной и технологической поддержки должна стать комплексная поддержка миграционных проектов по переходу на СПО. Из опыта многих стран мира известно, что обязательным условием залогом успеха перехода на СПО являются организационные и образовательные мероприятия, а не чисто технологические.
Поэтому Центр должен в первую очередь сконцентрироваться на формировании типовых планов миграции на конкретные наиболее распространенные и потенциально востребованные типы свободного ПО, предусматривающие все необходимые этапы — от планирования и разъяснения важности, технической и организационной подготовки до анализа и адаптации процессов, обучения персонала, поддержки пользователей, формирования новых служебных инструкций, документации и т. п.
Если на стадии планирования не определить, каким именно образом используется в данной организации, к примеру, обычный офисный пакет, и не адаптировать внедряемое свободное ПО (путем настройки, создания шаблонов и макросов, адаптацией пользовательского интерфейса и т.п.), то вряд ли стоит рассчитывать на успех миграционного проекта.
Общая информация о принципах организации таких центров поддержки будет в ближайшее время представлена в докладе Минкомсвязи правительству (по всей видимости, два документа с предложениями по организации центров поддержки, изначально запланированные на II и III кварталы, будут представлены в одно время). На текущий момент CNews удалось получить общую информацию о том, как будет организована сеть центров поддержки. Известно, что их будет несколько – по меньшей мере, один на каждый федеральный округ. При этом будет существовать единый федеральный центр, осуществляющий общую координацию. В каждом центре предполагается развернуть компьютерный класс для тренингов, а также несколько сред разработки ПО. Предполагается, что к работе региональных центров поддержки будут привлекаться не только федеральные организации, но и региональные компании.
На базе каких организаций будет формироваться сеть центров поддержки? По всей видимости, в зависимости от условий разных регионов, выбор может быть сделан как в пользу вузов, так и государственных учреждений. Существует некоторая вероятность, что региональные центры поддержки будут организовываться на базе частных коммерческих организаций, однако этот вариант в настоящее время еще обсуждается.
Согласно тексту вышеупомянтого распоряжения правительства, к сентябрю 2011 г. уже должен был быть выполнен ряд работ, связанных с переходом правительства к использованию свободного программного обеспечения, причем ответственность за выполнение этих работ возложена на несколько федеральных министерств. Однако достаточно развернутый ответ о ходе их реализации CNews удалось получить только в Минэкономразвития РФ.
Еще в апреле 2011 г. это министерство подготовило предложения по созданию центра поддержки пользователей СПО, которые «направлены на оказание необходимой помощи государственным гражданским служащим при переходе на работу с СПО и включают в себя как общие параметры работы центра, так и ряд предложений для различных групп пользователей». Среди конкретных предложений Минэкономразвития – создание интернет-портала с базой нормативных документов и базой знаний по внедрению СПО, лентой новостей и форумом. С помощью того же портала предполагается реализовать доступ к репозиторию СПО, используемого в федеральных органах исполнительной власти. Непосредственно с портала можно будет отправить запрос на техническую поддержку, а для государственных заказчиков и разработчиков ПО предполагается создать отдельный раздел.
В то же время, в Минэкономразвития на данном этапе отказались предоставлять информацию о ходе разработки перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, сославшись на то, что это будет возможно только после того, как свою часть работы завершит Минкомсвязи, являющееся основным исполнителем.
Егор Гребнев/CNews Analytics
На вопросы CNews ответил Роман Кругляков, генеральный директор компании «Армада».
CNews: Какие государственные инициативы оказывают сегодня наиболее существенное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка, по вашим наблюдениям?
Роман Кругляков: Основными государственными проектами по-прежнему остаются перевод государственных услуг в электронный вид, развитие межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, распространение Универсальной электронной карты и создание инфраструктуры для ее использования.
Жесткая позиция правительства в отношении выполнения ведомствами и регионами сроков, предусмотренных действующим законодательством (прежде всего, речь идет о 210-ФЗ), привела к возникновению достаточно большого сегмента рынка, связанного с перечисленными инициативами.
Очень ожидаемым государственным проектом является модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и внедрение медицинских информационных систем и персонифицированного учета во всех медицинских учреждениях России. Работы в этом направлении находятся на стартовой позиции, федеральная инфраструктура еще не создана, но в регионах уже началась активная деятельность и появились отдельные пилотные внедрения.
Я бы отметил еще несколько инициатив, о которых в последнее время заявляли представители правительства РФ, и которые в будущем должны оказать заметное влияние на рынок ИТ в госсекторе. Речь идет о повсеместном внедрении проектного управления, создании единого фонда алгоритмов и программ и переводе госорганов на СПО.
Компания «Армада» активно участвует в процессах информатизации органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы считаем, что и в дальнейшем локомотивом развития ИТ-отрасли в России, прежде всего, будут являться государственные программы.