|
|
Обзор подготовлен
Многие ведомственные СЦ одновременно являются и одним из наиболее современных средств госуправления, и довольно ярким примером так называемого межведомственного феодализма. Тем не менее, объединение информационно-аналитических ресурсов разных ведомств является сегодня важным трендом, соответствующим общегосударственной стратегии создания информационного общества.
Особенностью человеческого восприятия является то, что подобного рода задачи лучше всего решаются с помощью образов. Принцип Single Customer View реализован сегодня в работе любого ситуационного центра (СЦ), что делает СЦ незаменимым инструментом, во-первых – для руководителя, во-вторых – для коллективной работы (с привлечением отраслевых экспертов), в-третьих – для подготовки персонала. Под СЦ сегодня все чаще понимают уже не инструмент для решения каких-то экстраординарных и чрезвычайных задач или, тем более, не атрибут, подчеркивающего статус организации, а скорее эффективное средство для повседневного управления органами государственной власти (ОГВ) и крупными госкорпорациями, позволяющее им системно планировать, прогнозировать, координировать работу и оценивать результат.
Делать акцент на людях и их потребностях, давая определение современного СЦ, абсолютно правильно. Тем не менее, необходимо вспомнить и об его основных функциях и техническом обеспечении. Поэтому кратко перечислим основные подсистемы СЦ и задачи, которые они решают, не углубляясь при этом в чисто технические детали.
Моделирование экономических процессов было важной и приоритетной темой на протяжении ряда последних десятилетий. Еще во времена СССР были созданы достаточно мощные для того времени ВЦ, развивалась академическая наука, ее достижения применялись в отраслевых НИИ, органах госуправления, на производстве. Более того, в связи с масштабами централизации экономики СССР вопросы “экономико-кибернетических операций” были весьма актуальны, имея при этом и отчетливо выраженную политическую составляющую. Достаточно в этой связи ознакомиться с достаточно бурными событиями, развернувшимися в свое время вокруг так называемой системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ).
Вся эта проблематика сегодня актуальна и применительно к такому современному средству госуправления как СЦ, что абсолютно логично, поскольку именно прогнозирование и анализ возможных сценариев развития той или иной ситуации помогает руководителю действовать проактивно, упреждающе, получать новую уникальную информацию. Совершенно очевидно, что невозможно эффективно решать задачи государственного масштаба, не применяя, например, статистических методов анализа. По мнению ведущих специалистов OLAP-технологии, витрины данных, data mining, всевозможные модели предметных областей и экспертные системы находят сегодня свое эффективное применение при решении задач госуправления.
Можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Если наугад выбрать любую из самых современных технологий работы с информацией, существующую в рамках BI-подхода или за его пределами, то, вполне возможно, найдется небольшая госструктура, которая уже применила или готовится применить фрактальный анализ или же создает нейронную сеть в своем СЦ или ситуационной комнате.
Объективно оценить эффективность подобного рода деятельности в целом довольно проблематично, хотя есть отдельные примеры безусловных успехов в этом направлении. В то же время, складывается впечатление, что хотя интерес к всевозможным “продвинутым” средствам моделирования и анализа информации растет (и со временем даст свои результаты), аналитическую составляющую работы среднестатистического СЦ, выходящую за рамки составления отчетов, первичного структурирования, обработки и отображения поступающей информации сегодня “в целом по стране” несколько преувеличивают. Как бы там ни было, достаточно очевидно, что гораздо большее практическое значение пока имеет, например, оперативный и регулярный мониторинг, а также автоматизированная обработка и накопление актуальной для принятия управленческих решений информации.
Подобно тому, как задачу моделирования в целях госуправления можно с той или иной степенью точности описать не очень-то подходящей для этого аббревиатурой BI, задачу управления разнообразной информацией, поступающей в СЦ, с чисто технической точки зрения можно попытаться свести к не менее известной проблеме под названием Enterprise content management (хотя, пожалуй, в данном случае аббревиатура ECM выглядит еще менее уместно). Понятно, что придуманные за рубежом термины и методы разрабатывались, в первую очередь, для крупных западных корпораций, поэтому может быть и близки, но не соответствуют полностью особенностям отечественного госуправления.
Тем не менее, если отвлечься от малопродуктивного спора о наименованиях, общепринятые для такого рода задач термины в первом приближении достаточно хорошо описывают суть дела. Ведь сбор, классификация, структурирование, первичная обработка разнородной информации, оптимальное проектирование хранилищ данных и т.п. – это важные задачи, стоящие перед создателями СЦ, отвечающего современным требованиям.
Причем основная трудность, пожалуй, кроется не столько в технической стороне вопроса, сколько в методологической. Без выделения группы основных параметров, актуальных для данной конкретной задачи управления, нельзя говорить о системности подхода к управлению, невозможно применить статистические методы, обосновать потребность СЦ в ресурсах и т.д. и т.п. На практике это обычно приводит к тому, что над созданием очередного СЦ совместно трудится рабочая группа разработчиков и отраслевых экспертов. Организация работы СЦ в режиме мониторинга во многом определяет то, насколько эффективным окажется этот инструмент в повседневной работе руководителя, а также в случаях необходимости срочно разрешить ту или иную возникшую ситуацию.
В качестве иллюстрации достаточно привести “классическую” задачу организации мониторинга СМИ, заключающуюся в сборе информации из разных источников и в самых разнообразных форматах (видео, аудио, статьи в отечественных и зарубежных СМИ, а также, в ряде случаев, данные, уже накопленные в других ведомственных информационных системах (ИС), базах знаний, статистических базах данных (БД), картографических сервисах, собранных из new-media и т.д. и т.п.), достаточно важную, как показывает практика, для любого ОГВ.
Заместитель начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, Николай Ильин кратко описал историю этого вопроса: “Мы начинали в 90-х годах, когда не было реальных данных по экономике. Тогда актуальной была проблема мониторинга общественно-политической ситуации. Это базировалось на обработке СМИ, поскольку других источников информации не было. Мы обеспечивали извлечение информации из СМИ и обработку результатов социологических опросов. Была сформирована большая служба, в каждом субъекте по 10-15 чел, которые могут проводить социсследования по этим методикам. Мы вполне успешно прогнозировали результаты парламентских и президентских выборов”.
В настоящее время все эти технологии активно развиваются и совершенствуются. Например, “видеопотоки из новостных лент, из основных наших каналов заносятся в базу данных. И сейчас нет никаких проблем с обработкой этих материалов, - сообщил г-н Ильин. – Мы очень хорошо работаем с семантическими картами. Блестяще работаем. Они строятся по материалам СМИ, откуда извлекается информация о взаимодействии физических и юридических лиц. Объекты размещаются на карте, показывается сила взаимодействия между ними и цепочки этого взаимодействия”.
Информацию, собранную, обработанную или же полученную различными способами, включая моделирование, экспертные оценки и пр., необходимо представить для всех участников коллективной работы и процесса выработки управленческих решений в максимально подходящем для этого виде - визуальном. Система ВКС была и остается ключевым элементом любого современного СЦ, позволяющим резко увеличить эффективность работы руководителя, построить на новом уровне диалог между территориально распределенными подразделениями, привлечь экспертов, вырабатывать качественные и обоснованные решения в реальном режиме времени.
"В процессе общения посредством ВКС качественно воспринимается 60% информации, поэтому ВКС является важным инструментом, позволяющим наиболее полноценно заменить общение личное, в ходе которого усваивается 80%", - считает сотрудник СЦ аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Байдин.
С технической точки зрения, использования ВКС, делает необходимым обеспечение СЦ ОГВ телекоммуникационными каналами, отвечающими необходимым требованиям по пропускной способности и информационной безопасности (ИБ). Актуальными являются программно-аппаратные решения, позволяющие снизить нагрузку на канал связи. Необходимо наличие помещений для размещения экрана коллективного пользования (с многоэкранным интерфейсом), рабочих мест участников совещаний и обслуживающего персонала СЦ, прочего оборудования.
Ситуационный центр Министерства обороны РФ
Отличительной чертой многих современных СЦ является, например, расширенное использование электронных карт, интеграция с геоинформационными системами, развитый интерактивный многослойный интерфейс, позволяющий, например, не только наложить информационные данные на картографическую основу, но и быстро, в наглядном виде детализировать ее по конкретному региону. Характерным отличием организации работы современных СЦ является повышенное внимание к разработке методик, гибких сценариев и алгоритмов, направляющих ход коллективного обсуждения, позволяющих проводить их наиболее эффективно, “технологично”, превратить СЦ в своего рода фабрику принятия качественных и своевременных управленческих решений.
Если попытаться охватить ситуацию с российскими СЦ единым взглядом, то можно заметить, что стоимость создания СЦ год от года увеличивается. Одной из причин этого является постепенное изменение структуры затрат при создании новых СЦ. Если раньше большая их доля приходилась на “видимую часть” СЦ (видеостену или проекционную установку, ремонт помещения и т.п.), то сейчас все больше государственных средств расходуется на создание информационно-аналитических подсистем СЦ. Хотя при этом следует признать, что число сообщений в СМИ об уникальных результатах, достигнутых с их помощью, пока как минимум на порядок меньше, чем сообщений об их внедрениях.
Число СЦ и, соответственно, проводимых с их помощью совещаний, непрерывно увеличивается, сроки ввода новых СЦ в строй сокращаются. Создание системы СЦ, которая охватит в ближайшие годы все субъекты федерации, предусмотрено ключевыми государственными программами информатизации госсектора.
Точкой роста, вокруг которой система интегрированных между собою СЦ сегодня растет особенно интенсивно, являются ситуационные центры, обслуживающие первых лиц государства, в т.ч. мобильные, необходимые для сопровождения их во время поездок. “Создается центр управления системой ситуационных центров органов государственной власти. И руководители достаточно активно используют эти технологии для принятия решений, - рассказывает Николай Ильин. - Президент Российской Федерации, председатель правительства, министры, полномочные представители по округам, губернаторы... Практически два-три совещания проходят сегодня ежедневно с использованием этой технологии. Сейчас в год реально вводится в эксплуатацию по 10 ситуационных центров по федеральным региональным органам власти. Если мы потратили на первый СЦ четыре года, то сегодня его можно создать за 2 месяца, я имею ввиду программно-технический комплекс”.
Система взаимосвязанных между собой “правительственных” СЦ отличается тем, что к ним предъявляются повышенные требования к ИБ, отказоустойчивости, для чего используется сертифицированное оборудование. В их работе активно участвуют экспертно-аналитические службы анализа и прогнозирования, привлекаются ведущие эксперты, различные ведомства и крупнейшие госкорпорации, активно используются возможности технологии telepresence, необходимые для переговоров первых лиц и т.п.
Масштабы ведущихся работ по созданию новых СЦ позволяют говорить о том, что в этом направлении активно накапливается опыт и нарабатываются типовые решения, необходимые для того, чтобы впоследствии стало возможным максимально унифицировать и стандартизировать все российские СЦ ОГВ, объединить их между собой, консолидировать усилия, необходимые для того, чтобы сократить имеющееся отставание в деле применения передовых технологий моделирования и прогнозирования, отмечаемое большинством экспертов, организовать территориально распределенную обработку собранных данных и т.д. И, в частности, окончательно определиться с терминологией, что достаточно важно для успешного решения задач такого масштаба.
Предусмотрено развитие СЦ и в рамках целевых программ, таких как ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", в рамках масштабных национальных проектов по подготовке к Олимпийским играм и пр.
Мощным драйвером роста государственных СЦ по-прежнему является создание, развитие и модернизация СЦ, необходимых для предотвращения экстренных и чрезвычайных ситуаций, оперативной организации аварийно-спасательных работ, межведомственной координации дежурно-диспетчерских служб и др., таких как СЦ МЧС РФ. При этом также, в частности, активно задействуют выносные мобильные комплексы, интегрированные с системой ГЛОНАСС и пр. В рамках СЦ, обеспечивающих комплексную безопасность граждан, используется расширенный функционал систем видеонаблюдения, видео-аналитики и др.
Весьма востребованы СЦ для управления ключевыми отраслями экономики (ТЭК, энергетика и др.), сложными комплексными экономическими и стратегически значимыми хозяйственными объектами. В качестве примера можно привести ситуационно-кризисный центра «Росатома», СЦ «РЖД» и мн. др. Интересно отметить и крупные корпоративные СЦ, создаваемых, например, операторами мобильной связи, одной из целей которых является оперативное оповещение населения, находящегося на определенной территории о наступлении чрезвычайных ситуаций.
Ситуационный центр московского метрополитена
Источник: МК.ru
СЦ создаются отдельными государственными и муниципальными ведомствами, крупными промышленными предприятиями и т.д. По сути СЦ востребованы сегодня всюду, где имеются значительные информационные потоки, стоят сложные и масштабные управленческие задачи, а также существует техническая и финансовая возможность или государственная целесообразность их создания. В частности, в подавляющем большинстве случаев, уже через несколько месяцев после ввода СЦ в эксплуатацию, внедрившие их ОГВ и компании отмечают существенное снижение командировочных расходов, повышение качества управленческих решений и т.д. Рост сфер применения СЦ является сегодня мировым трендом (наряду с унифицированными коммникациями, облачными вычислениями и др.).
Нельзя не заметить, что весьма близким к СЦ функционалом обладают сегодня и всевозможные аварийно-диспетчерские службы и центры оперативного мониторинга, в частности, диспетчерские центры энергосистем, диспетчерские аэропортов и др. Их отличием часто является то, что они сочетают в себе некоторые характерные особенности СЦ и командного пункта, что позволяет немедленно исполнять принятые решения. Также для них характерна тесная интеграция с основными производственными процессами, высокая степень автоматизации, круглосуточная работа дежурного персонала, ориентированность, прежде всего, на строгое соблюдение регламентов, что в большинстве случаев позволяет провести достаточно четкую границу, отличающую их от ситуационных центров, важной задачей которых является помощь в выработке новых управленческих решений руководителем ОГВ или компании. В качестве примера можно привести Центр телеавтоматического управления движением транспорта УГАИ г. Москвы, координирующий в автоматическом режиме управление светофорными объектами, осуществляющий телевизионный надзор за ситуацией на дорогах и пр.
Следует также упомянуть использование СЦ и в других областях, в частности, в системе образования, что делает обучение студентов методам математического моделирования, системному анализу, технической стороне вопроса организации инфраструктуры современного СЦ практически ориентированным, а также ведет к появлению новых специальностей, таких как сценаристы и режиссеры СЦ и т.д.
Таким образом, важным моментом, который надо учитывать, отвечая на вопрос “Что такое современный СЦ?”, является то, что основной акцент сегодня делается не на технические аспекты его реализации (которые могут быть разными в каждом конкретном случае) или даже на отдельные его подсистемы, а на создание среды для общения и коллективной работы с информацией, наиболее подходящей к тем специфическим задачам, которые поставлены перед данным ОГВ. И начинать создание СЦ, поэтому, нужно с детального изучения потребностей организации.
В заключение следует упомянуть о том, что многие ведомственные СЦ одновременно являются и одним из наиболее современных средств госуправления, и довольно ярким примером так называемого межведомственного феодализма, чему, впрочем, есть и достаточно объективные причины. Тем не менее, текущая ситуация с быстроразвивающейся системой СЦ в стране пока такова, что они по-прежнему являются неким дополнительно-факультативным средством управления, реальную эффективность которого сложно оценить.
С руководителей министерств и ведомств, в первую очередь, спрашивают конечный результат, а законодательных и прочих стимулов унифицировать инфраструктуру и открывать свои данные смежному ведомству достаточно мало. Несмотря на то, что создание единого информационного пространства стоит на повестке дня, и можно даже найти высказывания экспертов о том, что именно система СЦ станет одним из интегрирующих факторов межведомственного взаимодействия, практика показывает, что об объединении информационных подсистем СЦ многие ведомства если сегодня и задумываются, то, пожалуй, в последнюю очередь.
Поэтому можно сделать вывод, что “горизонтальное” объединение информационно-аналитических ресурсов разных ведомств является сегодня важным трендом, соответствующим общегосударственной стратегии создания информационного общества. Достаточно очевидно, что этап во многом стихийного, недостаточно скоординированного роста системы обособленных, слабо-интегрированных СЦ подходит к концу, и одних только соображений прагматического порядка оказалось явно недостаточно для того, чтобы предотвратить появление очередного ведомственного “ИТ-зоопарка”, соблюсти необходимый баланс. Сегодня можно найти немало информации о внедрении новых СЦ, подробное описание их функционала и перспектив применения в самых разных сферах и областях управления. Смещение акцента на описание конкретных результатов, достигнутых благодаря созданию данного СЦ, сделало бы этот процесс более прозрачным, позволило бы более четко разграничить то, что должно было бы быть от того, что есть сегодня на самом деле.
Антон Ступин
На вопросы CNews ответил Николай Ильин, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России.
CNews: Сейчас создается система ситуационных центров. Как эти СЦ будут взаимодействовать?
Николай Ильин: После создания СЦ Президента, как по цепной реакции, была развернута целая серия ситуационных центров. Сегодня их, наверное, десятки в органах госвласти — федеральных, региональных, муниципальных образованиях, на предприятиях.
Создается центр управления системой ситуационных центров органов государственной власти. И руководители достаточно активно используют эти технологии для принятия решений. Президент Российской Федерации, председатель правительства, министры, полномочные представители по округам, губернаторы... Практически два-три совещания проходят сегодня ежедневно с использованием этой технологии.