|
|
Обзор подготовлен
Если для большинства российских регионов облачные вычисления — это просто риторика, то Москва и Татарстан уже сейчас уверенно претворяют новые технологии в жизнь. Так, Москва планирует радикально изменить модель закупки ИКТ для городских систем, а Татарстан готовится к тому, чтобы стать общероссийским поставщиком облачных сервисов.
Одновременно с продвижением национальной облачной платформы, развитие которой осуществляет «Ростелеком», в некоторых российских регионах начинают развиваться локальные облачные инициативы. Наиболее заметных результатов в этой сфере на сегодня удалось достичь в Москве и в Татарстане.
Однако подходы этих двух регионов отличаются. Москва заинтересована в облачных сервисах прежде всего как пользователь: новая программа «Информационный город» предусматривает централизацию вычислительных ресурсов и готовность к их аренде на стороне. В то же время, Татарстан уделяет большее внимание не только пользовательской стороне, но и инфраструктуре разработки и доставки облачных сервисов как в пределах региона, так и в масштабах всей страны.
Как следует из ответов министра информатизации и связи Татарстана Николая Никифорова и руководителя департамента информационных технологий Москвы Артема Ермолаева, эти два региона сегодня в первую очередь заинтересованы в новых технологиях и новых организационных подходах, которые можно называть, а можно и не называть «облачными» – их актуальность от этого не изменится. Этим Москва и Татарстан выгодно отличаются от некоторых других российских регионов, где восприятие облачных вычислений сводится к простому приклеиванию «облачных» ярлыков к старым технологиям.
В рамках серии преобразований, намеченных в программе «Информационный город », есть несколько пунктов, которые связаны с облачными технологиями. Во-первых, информационные системы Москвы планируется централизовать: их обслуживание будет осуществляться на базе единого центра обработки данных (к 2016 г. на его базе планируется разместить 30% городских информационных систем).
Как сообщил CNews Артем Ермолаев, будут унифицированы не только серверные системы, но и требования к рабочим местам государственных чиновников. Будут сформулированы требования для нескольких типовых конфигураций АРМ чиновников, в зависимости от характера решаемых чиновниками задач. Одновременно проводится пилотный проект по виртуализации рабочих мест чиновников: «За счет виртуализации пытаемся обезопасить, чтобы данные не уходили за пределы рабочего места сотрудника», – сообщает руководитель департамент информационных технологий Москвы. Характерно, что департамент рассматривает вариант, когда не только рабочие места будут обслуживаться централизованно с использованием тонких клиентов, но и само оборудование для тонких клиентов будет браться в аренду на срок от одного до трех лет.
Некоторые ожидаемые показатели по программе «Информационный город»
Финансирование программы в 2012-2016 гг. | 329 547 713,9 тыс. руб. |
Процент покрытия жилого сектора системами видеонаблюдения | 16% в 2010 г., 95% к 2016 г. |
Уровень проникновения широкополосного (10 Мбит/с и выше) интернета | 65% к 2016 г. |
Доля органов государственной власти, оснащенных широкополосным интернет-доступом | 19% в 2010 г., 100% в 2016 г. |
Доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде | 3% в 2010 г., 100% в 2016 г. |
Доля электронного документооборота между органами государственной власти | 16% в 2010 г., 95% в 2016 г. |
Доля информационных систем, работающих на базе единого центра обработки данных | 0% в 2010 г., 30% в 2016 г. |
Источник: Департамент информационных технологий Москвы, 2011
По словам Артема Ермолаева, в ближайшем будущем в ИКТ-закупках Москва будет двигаться к SaaS-модели: «Большое количество конкурсов мы планируем переделать из создания систем в закупку услуги». В числе прочих, это позволит городу избавиться от трудностей, связанных со списанием устаревших систем.
В настоящее время Москва уже ведет несколько экспериментальных SaaS-проектов из которых, как утверждает Артем Ермолаев, самым крупным будет система видеонаблюдения, в рамках которой хранилище данных «будет принадлежать городу, а все остальное будет принадлежать оператору».
По словам Николая Никифорова, будущее электронных государственных услуг – именно за облачной моделью. Причем, эта модель должна не только упростить взаимодействие между гражданами и чиновниками, но и войти в сферу образования и здравоохранения. Так, в области здравоохранения большинство информационных систем будет в конечном счете размещаться именно на облачной площадке: «Лишь самые крупные учреждения здравоохранения получат дополнительную инфраструктуру для обеспечения большей надежности в случае возможных перебоев в работе каналов связи», – говорит министр информатизации и связи Татарстана.
Одна из основных задач, которые предстоит решить, прежде чем облачные вычисления смогут быть использованы в регионе на полную силу, является формирование в регионе достаточной инфраструктуры каналов связи: «Сегодня в республике Татарстан до каждого районного центра проведен оптический канал связи с пропускной способностью не менее 1 Гбит/с, а для крупных городов это 10 Гбит/с», – сообщает Николай Никифоров. По его словам, в настоящее время к оптоволоконным каналам связи в Татарстане уже подключено более 1000 государственных учреждений; кроме того, активно ведется проект по подключению к оптоволоконным каналам общеобразовательных школ: к началу нового учебного года планировалось подключить к «оптике» 500 общеобразовательных учреждений.
Некоторые сведения об «ИТ-парке» Татарстана
Количество компаний-резидентов | 43 |
Совокупная выручка за 2010 г. | 800 млн. руб. |
Средний возраст сотрудников | 24 года |
Площадь дата-центра | 1000 кв. м. |
Политика в отношении аутсорсинга | >70% доходов резидентов должны быть обеспечены за счет собственных продуктов |
Источник: Министерство информатизации и связи РТ, 2011
Одним из главных преимуществ Татарстана на перспективном рынке облачных вычислений является «ИТ-парк», в рамках которого уделяется внимание не только предоставлению офисных площадей и созданию благоприятных организационных условий для предприятий ИТ-отрасли, но и предоставление им современной инфраструктуры, достаточной для предоставления удаленных сервисов по облачной модели в масштабах всей Российской Федерации.
«ИТ-парк» Татарстана, по словам Николая Никифорова, «включает в себя один из крупнейших дата-центров Российской Федерации площадью около 1000 кв.м., гарантированным энергоснабжением 2,5 МВт и каналами связи уже от 15 магистральных и региональных операторов связи». При этом особое внимание уделяется тому, чтобы сервисами «ИТ-парка» можно было беспрепятственно пользоваться и в других регионах: «Серьезным конкурентным преимуществом также стало наличие каналов связи пропускной способностью 1 Гбит/с до административных центров нескольких десятков субъектов Российской Федерации, – сообщает Николай Никифоров. – Кроме того, в ближайшее время мы планируем запустить также высокоскоростной канал пропускной способностью 100 Гбит/с до города Москвы до точки обмена трафиком M9, который, опять же, сотрет какую-либо границу между Казанью, Москвой и, по сути, российской частью интернета».
Егор Гребнев/CNews Analytics
На вопросы CNews ответил Николай Никифоров, заместитель премьер-министра - министр информатизации и связи республики Татарстан.
CNews: Планируете ли вы строить региональную ИТ-инфраструктуру по облачной модели с предоставлением облачных сервисов региональным органам власти и учреждениям образования? Если да, то какие облачные сервисы, на ваш взгляд, могут оказаться наиболее востребованными?
Николай Никифоров: Республика Татарстан изначально, с 2005 года, строила региональную ИТ-инфраструктуру именно по облачной модели, хотя в 2005 году слово «облако» или слово «SaaS» практически не использовалось. Первым облачным сервисом у нас стала система электронного документооборота, и именно благодаря своей облачности с 2005 по 2011 г. система смогла обрести более 20 тыс. пользователей более чем в 2000 организаций. Именно принципы облачной и SaaS-архитектуры позволили в столь короткий срок обеспечить такую глубину внедрения данного информационного проекта.
Мы глубоко убеждены, что все развитие электронного правительства и электронных госуслуг будет происходить в Российской Федерации именно по облачной модели, и среди сервисов, которые могут быть наиболее востребованы именно в такой архитектуре предоставления, находятся, безусловно, электронные госуслуги в самом широком смысле, т.е. все сервисы, такие как оплата штрафов ГУ ОБДД, запись на регистрацию брака в органы загса, получение информации о задолженности по налогам, оформление загранпаспорта, запись на прием к врачу – все эти сервисы будут поставляться и тиражироваться именно по облачной модели.