|
|
Обзор подготовлен
С тем, что информатизация экономики и сферы социальной политики в регионах Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственного регулирования, сложно поспорить. Да, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране кажутся неплохими, однако основные проблемы, связанные с продвижением технологий в регионы, решаются очень медленно и зачастую неэффективно.
Неравномерность информатизации территории России продолжает оставаться проблемой номер один. В крупных городах уровень информатизации позволяет говорить о высокой степени проникновения ИКТ во все сферы общественной жизни, в том числе и в органах власти. Уровень внедрения ИКТ на уровне муниципалитетов продолжает оставаться на достаточно низком уровне. Естественно, такое положение дел негативно влияет и на информатизацию муниципальных учреждений – образования, здравоохранения, социальной сферы.
Столь большая важность проблемы информатизации регионов далеко не беспричинна. В первую очередь, это связано с осознанием необходимости сформировать на территории РФ общество знаний, ибо сама мысль развития государства путем создания такого общества и ориентир в направлении, финальной точкой которого становится появление информационного общества, является новой национальной идеей.
Если верить аналитикам, воплощение данной идеи, по меньшей мере, способно мобилизовать общество для вхождения в список мировых лидеров как по экономическим, так и по социальным показателям. Оборотная сторона медали заключается в том, что процесс социально-экономической информатизации, зачастую приобретающий спонтанный характер, служит источником для возникновения проблем экономики и управления.
Необходимо отметить, что проблемы информатизации не остаются без внимания и поэтапно решаются. Важность данной темы все чаще анализируется на различных уровнях государственной власти, ее изучением занимаются доктора наук и главные научные сотрудники профильных ведомств. Процесс информатизации постепенно затрагивает сферы здравоохранения и образования, общественные структуры и средства массовой информации, налоговые инспекции и службы судебных приставов, и это далеко не полный перечень.
«Давление высшего руководства приводит к тому, что автоматизация начинает целым рядом руководителей восприниматься как насущная необходимость. К тому же мы наблюдаем постепенную смену поколения руководителей: для новой генерации чиновников работа с бумагой порой становится просто неприемлемой, да и соответствовать предъявляемым требованиям без автоматизации порой просто невозможно, что и приводит к пониманию необходимости внедрения ее новых контуров», - говорит Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн».
«С прошлого года нами начат процесс перехода на единое прикладное программное обеспечение «Территория», разрабатываемое по заказу ФМС России и предназначенное для автоматизации процессов деятельности сотрудников органов ФМС при оказании ими государственных услуг российским, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с требованиями административных регламентов по направлениям деятельности службы, - рассказал в интервью CNews Константин Ромодановский, директор ФМС России. - В настоящее время ППО «Территория» регионального уровня функционирует в 5 субъектах Российской Федерации. До конца этого года на использование единого ППО перейдут еще 24 региона России».
Несмотря на то, что в течение последнего десятилетия темпы роста рынка ИКТ в России были одними из самых высоких в мире (более 20% ежегодно), отставание от ведущих мировых экономик не уменьшается. Общий уровень развития информационного общества и электронного правительства в России по общемировым меркам крайне низок. При условии, что страна намерена развиваться, придерживаясь линии инноваций, а ее стратегия будет направлена на вливание в информационное сообщество, в центре внимания должны быть аспекты организации эффективной информатизации экономической и социальной сферы, которая бы полностью соответствовала не только европейской планке, но и стандартам мирового уровня. Существующая стратегия развития информационного общества определяет задачу вхождения РФ в двадцатку ведущих стран мира по уровню развития информационного общества и десятку стран по уровню развития ИКТ-инфраструктуры.
Прежде всего, минимизацию расстояния между географическими точками и значительное увеличение скорости обмена информационными ресурсами. Второй момент становится еще более актуальным, если учесть, что он решает «провинциальную» проблему, то есть проблему затерянных в сельской глуши деревень, поселков и сел, куда в силу отдаленности и бездорожья ограничен доступ транспорта.
Для России, имеющей на взгляд рядового обывателя практически бескрайние просторы, этот аспект важен вдвойне, принимая во внимание северные регионы страны, где показатель плотности населения не достигает порой и одного человека на один квадратный километр. Говоря о сельской местности, не стоит забывать и о необходимости соблюдения продуктивного баланса, что априори чрезвычайно важно для развития сырьевого сектора.
В исследованиях, проведенных по поводу экономического анализа информационного пространства, главная позиция, как правило, отводится качественным характеристикам тех или иных информационно-телекоммуникационных систем, а также эффектам воздействия указанных характеристик на развитие предприятий, сфер деятельности, муниципалитетов, субъектов и так далее.
На самом деле важно другое. Ряд исследований свидетельствует: в развитых странах выдерживается взаимосвязь между развитием информационно-телекоммуникационного комплекса и экономическим ростом. Россия похвастаться столь тесным взаимодействием, к сожалению, пока не может. Объясняется это тем, что современные технологии сказываются положительным образом лишь после достижения определенного уровня проникновения ИКТ в общество. И только когда этот барьер будет преодолен, можно говорить о позитивном влиянии информатизации на экономику страны в целом и ее регионов с муниципальными районами, сельскими поселениями и муниципальными образованиями, в частности.
С тем, что ИКТ привносят в развитие отечественной экономики кардинальные изменения, сложно поспорить. К сожалению, в России сам факт внедрения информационных систем еще не гарантирует повышения уровня экономической эффективности. Здесь сказывается и несовершенство самих систем, и низкий уровень владения компьютерными технологиями персонала на местах. Зачастую, оформление электронных документов занимает больше времени, чем их бумажных аналогов. В итоге это приводит лишь к увеличению длительности различных сервисных операций.
За примерами далеко ходить не надо. Правительство РФ заявило о своем намерении только в 2011-2012 годах выделить 28,9 миллиарда рублей на информатизацию медицины. В то же время львиная доля вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медорганизаций, тогда как для автоматизации самого лечебно-диагностического процесса используется менее 20% имеющегося технического парка. На данный момент в среднем по России на 10,6 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер. При этом лишь 7,7 % лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) обеспечивают реализацию процессов ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт.
Есть данные, что врачи, в среднем, от 5 до 15 процентов своего времени расходуют на оформление различного рода бумаг. Оградить эскулапов от канцелярской работы – даже не цель информатизации здравоохранения, а обязательное условие для её реализации. По экспертным оценкам, внедрение медицинской информационной системы в ЛПУ позволяет уменьшить время постановки диагноза на 25 %, сократить время поиска информации в 4 раза, увеличить поток больных на 10-20 %, а заодно снизить процент врачебных ошибок. Также подразумевается, что расширение поля использования информационных технологий в здравоохранении позволит повысить качество диагностики и реабилитации. И если это произойдет на самом деле, то до снижения смертности, инвалидности и увеличения трудоспособного населения и продолжительности жизни – рукой подать!
Согласно рейтингу, подготовленному Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Россия по уровню развитию информационных технологий в 2010 – 2011 годах занимает 77 место из 138. Для сравнения: Китай - 36 место, Индия – 48 место, Бразилия – 56 позиция. По ряду других направлений РФ находится в числе еще более отстающих. Достаточно сказать, что нам принадлежит 118 место по уровню развития рынка ИТ, 111 место по законодательному регулированию в данной сфере. Работы по информатизации в России еще непочатый край.
Очевидно, что темпы роста применения ИКТ в экономическом секторе и социальной отрасли – базис инновационного развития, формирование которого является одной из задач управления на региональном уровне. На первый взгляд, сложно назвать сферу, где бы сейчас не использовались персональные компьютеры. Это касается и муниципалитетов. Растет и показатель оснащенности персональными компьютерами организаций различного рода деятельности. В число лидеров, разумеется, входят те предприятия, работники которых используют вычислительную технику в силу своих профессиональных обязанностей. Повышенная компьютеризация труда характерна для сферы ИТ, коммерческих организаций, осуществляющих обеспечение рыночного функционирования, организаций финансово-кредитной системы и управления.
Всеобъемлющая информатизация предприятий всех форм собственности на муниципальном уровне России пока не грозит. Основными сдерживающими причинами являются проблемы с финансированием, недостаток квалифицированных ИТ-специалистов, нехватка у сотрудников профессиональных навыков и знаний для эффективного пользования компьютерами.
Проведенные соцопросы свидетельствуют, что присутствуют и другие факторы сдерживания наиболее широкого распространения телекоммуникационных технологий. В частности, неудовлетворительное использование ИКТ всеми участниками процесса (партнерами, поставщиками и потребителями); определенные риски, напрямую связанные с элементами мошенничества и иными злоупотреблениями при проведении электронных платежей; проблемы с защитой информации от нежелательного доступа и угрозы компьютерных вирусов; потеря рабочего времени из-за использования сети не по целевому назначению (чаты, социальные сети, скачивание файлов и т.п.); низкое качество каналов связи.
При этом основной проблемой муниципалитетов продолжает оставаться нехватка квалифицированных специалистов. За прошедший год по большому счету ничего не изменилось – нехватка ИТ-кадров кардинальным образом ограничивает возможности муниципалитетов в сфере информатизации, ставит множество препон на пути решения задач, связанных с проектированием и разработкой ИТ-систем.
Несмотря на все сложности и при наличии целого воза проблем, муниципалитеты наращивают темпы использования информационных и коммуникационных технологий в экономической деятельности, что позволяет утверждать: работа по информатизации регионов ведется. К тому же нынешний уровень развития ИКТ во многом определяет необходимость перехода к принципиально новой региональной политике, внедрение которой, в свою очередь, диктуется стратегией интеграции Российской Федерации в мировое информационное сообщество. Вполне логично, что приоритетное направление региональной политики базируется на формировании единого информационного поля, развитии информационных ресурсов и баз данных, прочих составляющих информационной инфраструктуры.
На уровне большинства субъектов РФ разработаны концепции информатизации исполнительных органов государственной власти. Согласно областным целевым программам администрациями, правительствами и законодательными собраниями регионов в информатизационной сфере принимаются законодательные и нормативные акты, призванные обеспечивать повышение качества управленческой работы; доступность для населения услуг, оказываемых государственными и муниципальными структурами; развитие информационного взаимодействия между различными ведомствами.
Помимо этого, внедряются информационно-аналитические системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, что позволяет в значительной степени повысить эффективность практики управления, а также достоверность программного планирования.
«В Концепции информатизации Республики Коми, принятой в августе прошлого года, заложен принцип «трёх “У”» - Уверенность, Уважение, Удобство, - рассказал CNews Александр Селютин, референт главы и главный конструктор электронного правительства Республики Коми. - Уверенность населения в сегодняшнем и завтрашнем дне, уважение власти к народу и народа к власти, удобство для граждан при общении с властью и ее институтами. И всё, что есть у нас «электронного» – а есть уже много – это только средства, инструмент. Наиболее удобный на сегодня инструмент, который мы успешно используем. Войдут завтра в жизнь квантовые компьютеры - станут нас называть «квантовой Коми».
Благодаря этому все чаще регионы включаются в реализацию целевых программ всероссийского уровня, что открывает доступ к несравненно большему финансированию из федеральной казны. Уделяется должное внимание и ИКТ-проектам, конечной целью которых становится повышение эффективности управления, производительности труда и расходования финансовых средств на развитие и внедрение ИТ, улучшение коммуникационных трехсторонних связей (государство, бизнес, население).
Многофункциональный центр госуслуг (МФЦ)
Все большее распространение в муниципалитетах получают механизмы, так называемых, электронных правительств, когда через всемирную сеть россияне получают возможность подать чиновникам документы, оформить налоговую декларацию, получить интересующую их информацию по поводу вакансий на региональных рынках труда или ответы на сделанные ими ранее запросы. Способствовать запуску этих механизмов, в том числе, призваны многофункциональные центры (МФЦ). Например, в Нижегородской области объем финансирования, который включает создание таких МФЦ, внедрение универсальных электронных карт, апробирование системы межведомственного электронного взаимодействия, разработку сайтов и многое другое, составляет сейчас более 330 млн руб. По замыслу инициаторов воплощения этой идеи, указанная сумма позволит создать в регионе к 2014 году 59 таких центров.
В сухом остатке можно с уверенностью признать: информатизация муниципалитетов способствует улучшению результатов труда, повышению достоверности информации, к которой имеют доступ пользователи, и стандартизации методов хранения сведений. Следующим после муниципалитетов звеном в цепи информатизации должны стать сельские поселения и муниципальные образования.
Максим Никитин
На вопросы CNews ответил Александр Селютин, референт главы и главный конструктор электронного правительства Республики Коми.
CNews: Существует ли в Республике Коми региональная программа внедрения ИКТ, подобная широко известным «Электронная Москва», «Электронный Санкт-Петербург», «Электронный Татарстан»? Если да, то расскажите о ней подробнее.
Александр Селютин: В Республике Коми действует не программа внедрения ИКТ, а программа информатизации республики. Это немножко разные вещи. Существующая программа включает в себя не только внедрение электронного правительства или его элементов, но и формирование информационного общества в целом. Внедрение средств ИКТ – это только одна из составляющих программы.
В Концепции информатизации Республики Коми, принятой в августе прошлого года, заложен принцип «трёх “У”» - Уверенность, Уважение, Удобство. Уверенность населения в сегодняшнем и завтрашнем дне, уважение власти к народу и народа к власти, удобство для граждан при общении с властью и ее институтами. И всё, что есть у нас «электронного» – а есть уже много – это только средства, инструмент. Наиболее удобный на сегодня инструмент, который мы успешно используем. Войдут завтра в жизнь квантовые компьютеры - станут нас называть «квантовой Коми». А республика наша не только «электронная». Она настоящая. Красивая. Колдовская.
Что касается «Электронной Коми», в республике принята стратегия главы Республики Коми Вячеслава Гайзера «От мечты к реальности». И концепция развития информатизации республики, и все программы развития лежат в русле этой стратегии.