|
|
Обзор подготовлен
Российские ИКТ-компании не один год надеются на шаги государства им навстречу - и ждут мер, которые позволят их бизнесу развиваться более успешно. Некоторые изменения в законодательстве и в стратегических планах развития отрасли ИТ за последнее время действительно произошли.
По мнению специалистов компании Salans, в 2010 г. в законодательстве России произошло несколько изменений, оказавших существенное влияние на развитие ИКТ-отрасли.
Во-первых, наконец-то решился вопрос о том, какой единый социальный налог (ЕСН) должны платить компании, работающие в сфере информационных технологий. О необходимости применения особой шкалы ЕСН для ИТ-компаний говорилось еще в период кризиса. Тогда председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев выступил с заявлением, что «если изменения в ЕСН произойдут, то, по общим оценкам, увеличение себестоимости продукции составит 12-15%». Таким образом, результат реформы ЕСН окажется пагубным для ИТ-отрасли, где основную долю расходов составляет зарплата. Принятые поправки позволили уменьшить налоговое бремя для российских ИТ-компаний, в особенности, для разработчиков программного обеспечения. В результате в 2010-2017 гг. ставка ЕСН для них была зафиксирована на уровне 14% от фонда оплаты труда.
Ставка ЕСН для ИТ-компаний и общие тарифы
Взносы в | Тарифы для ИТ-компаний, % | Общие тарифы, % | ||||||
2010 | 2011 | 2012-2017 | 2018 | 2019 | 2010 | 2011 | 2012-2019 | |
Пенсионный фонд | 14,0 | 8.0 | 8.0 | 13,0 | 20,0 | 20,0 | 26,0 | 26,0 |
Фонд социального страхования | 0,0 | 2,0 | 2,0 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
Федеральный фонд ОМС | 0,0 | 2,0 | 4,0 | 5,1 | 5,1 | 1,1 | 3,1 | 5,1 |
Территориальные фонды ОМС | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 2,0 | 0,0 |
Итого: | 14,0 | 14,0 | 14,0 | 21,0 | 28,0 | 26,0 | 34,0 | 34,0 |
Источник: PwC, 2010
Вторым важным событием 2010 г. юристы Salans считают появление с 1 ноября 2010 г. благодаря федеральному закону № 228-ФЗ от 27.07.2010 возможности вести значительную часть арбитражного процесса в электронном виде . Речь идет о размещении на сайте суда информации о движении дела, обязательной аудиозаписи судебных заседаний, участии в судебном процессе с помощью видеконференцсвязи, возможности подать документы в суд в электронном виде.
В-третьих, помочь инновационным, в том числе и ИТ, компаниям активнее развиваться призван создаваемый государством на основании ФЗ № 244 от 28.09.2010 инновационный центр «Сколково». Правда, конкретных результатов этой инициативы придется подождать несколько лет.
В декабре 2010 г. группа отечественных ИТ-компаний направила в Минкомсвязи письмо, в котором было высказано мнение, что с переходом от покупки дистрибутивов к аренде ПО на удаленных мощностях зависимость от западных вендоров может обернуться для страны коллапсом. Авторы письма предложили объединить усилия российских разработчиков проприетарного и свободного ПО для создания национальной программной платформы (НПП). В апреле 2011 г. эта идея была одобрена правительством. «Формат технологической платформы (ТП) позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта, - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. - Проекта, который на выходе даст передовые, а главное – коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги, причём, может быть, не такие уж грандиозные на первый взгляд, даже имеющие отношение к ширпотребу, но влияющие на технологическое обновление».
Координатором технологической платформы был назначен входящий в «Ростехнологии» концерн «Сириус». В состав участников вошли около 65 компаний, среди которых научно-исследовательские (ИПУ РАН, ИСП РАН, «Информика») и конструкторские организации (НИИТ, «Интеграл», «Техприбор»), вузы (МГТУ им. Баумана, МИЭМ, МФТИ), инжиниринговые (концерн «Сириус», РСК «Скиф»), производственные («Альт Линукс», 1С, Abbyy, «Крипто-про»), сервисные («АйТи», «Воентелеком», «Информзащита») компании и отраслевые ассоциации (РАСПО, «Руссофт», «Отечественный софт»).
На создание национальной программной платформы государство в рамках госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. выделило 651 млн руб1, из них 161 млн руб2 – в 2011 г. Предполагается, что в рамках НПП должна быть создана инфраструктура распределенной разработки и сборки продуктов, стандарты для совместимости продуктов и набор типовых решений. Организационно участники НПП предлагают «стимулировать внедрения решений в госсекторе и бизнесе», «интегрировать отечественных разработчиков свободного ПО в ключевые международные проекты» и создавать «многоуровневую систему опережающей подготовки ИТ-кадров».
Среди технологий, которые будут развивать участники НПП, называются системное ПО (виртуализация, ОС, СУБД и др.), средства разработки и тестирования, поисковые системы и семантические технологии, решения для обеспечения информационной безопасности и анализа текстов. За два года на базе НПП должны появиться технологии облачного хостинга и обработки больших массивов данных. Кроме технических мероприятий в эти сроки тематика СПО будет включена в профильные образовательные программы вузов.
Затем до 2014 г. планируется развивать инфраструктуру поддержки НПП в регионах - создавать интегрированные в мировое СПО-сообщество центры компетенции. Должны быть подготовлены центры обработки данных, из которых будут централизованно предоставляться онлайн-услуги.
В планах до 2020 г. - разработка ОС и аппаратных платформ следующего поколения, обновление учебных ИТ-программ вузов и обеспечение технологической независимости в области ИКТ на уровне признания России одним из мировых лидеров по этому направлению.
Каковы реальные перспективы создания национальной программной платформы? Не превратится ли она в очередной громкий государственный мега-проект, о результатах которого мы можем так никогда и не узнать? Мнения опрошенных CNews экспертов по этому поводу разошлись.
С одной стороны, все признают, что заявленная цель – построение в России мощной индустрии разработки программного обеспечения – достойная и правильная. С другой стороны, не все направления развития, заявленные в НПП, по плечу российским разработчикам.
«У нас, определённо, есть безоблачное будущее по таким направлениям, как распределённые и высокопроизводительные вычисления, интеллектуальные поисковые системы, когнитивные системы, семантические технологии и технологии автоматического анализа текстов на естественном языке, прежде всего, русском. Также видятся неплохие перспективы для телекоммуникаций, навигации, мультимедийных и мобильных систем, а также для технологии построения электронных государственных решений и технологии информационной безопасности, - говорит Вячеслав Елагин, заместитель директора департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко». - Однако по трем направлениям - базовое системное ПО, программная и системная инженерия, средства быстрой разработки прикладных приложений для управления и учета - российским компаниям придётся столкнуться с армиями программистов, маркетологов, продавцов из крупных международных компаний. Они тоже профессионалы своего дела. Поэтому, чтобы достичь значимых результатов, необходимо прилагать больше усилий по этим направлениям, перенимать лучшие практики и создавать свои, чтобы быть конкурентоспособными. Ведь цена – не всегда определяющий фактор для конкуренции».
Против создания национальной операционной системы высказывается и Андрей Трещук, заместитель генерального директора компании «ТерраЛинк»: «Кому нужна национальная ОС? Корпоративному заказчику? Нет. Потребителям? Нет. Может, ФСБ и Минобороны? У них свои специфические задачи, и для их решения не нужна национальная ОС».
«Если государству нужны инновации, оно должно сосредоточиться на образовании, поддержке фундаментальной науки и инфраструктурных проектах, - продолжает он. – А "решения во всех сферах деятельности" с успехом создают российские компании 1С, ABBYY, «Мегаплан», «Галактика» и другие. Мне кажется, что здесь нет места для государства».
Кроме того, некоторые игроки считают, что на сегодняшний день российский рынок не готов к реализации такого сложного системного проекта, как создании НПП. «Для реализации подобного проекта, степень понимания проблем и перспектив их развития, управления, должны перейти на качественно другой системный уровень, что вряд ли возможно, - утверждает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». - К тому же необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся в ИТ- отрасли в целом. Мы находимся в ситуации глобальных изменений в ИТ-инфраструктуре, сравнимой разве что с революцией, происходившей с появлением клиент-серверных технологий. Ошибка принятия решения в настоящих условиях может привести к полному провалу подобного рода проекта в долгосрочной перспективе. Пока, на наш взгляд, альтернативы рыночным и конкретным (эволюционным) механизмам реализации столь сложных систем не существует».
1 По непосредственным затратам из федерального бюджета на 2011 год
2 Расходы на 2012 и 2013 гг. Минкомсвязи планирует пересмотреть в сторону увеличения
Наталья Рудычева, Денис Легезо, Александр Левашов/CNews
На вопросы CNews ответил Олег Неретин, директор департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ.
CNews: На Тверском экономическом форуме 2010 г. министр культуры выступил с докладом об уровне информатизации отрасли и предложениями о том, какие ИКТ-решения ей необходимы. Какие из них будут реализованы в ближайшее время?
Олег Неретин: В программу «Информационное общество» по линии Министерства связи и массовых коммуникаций был включен проект по созданию государственного портала о культуре нашей страны. Там же зафиксированы сроки его реализации и сумма, которую готово выделить на эти цели государство.
На реализацию этого проекта в течение 3 лет будет выделено в общей сложности 258 млн руб. (по 86 млн руб. в год). На что мы планируем потратить эти деньги?
Как любой интернет-ресурс, наш портал будет состоять из трех больших блоков. Во-первых, это инфраструктурная часть – то, что делает портал порталом: программное обеспечение, сервисы и так далее. Во-вторых, интерактивная часть – собственное пространство социальных сетей, новостные блоки, представительства других интернет-ресурсов. В-третьих, собственно информационный ресурс о культуре, на создание которого и пойдет основная часть выделяемых средств. Мы планируем представить на портале наше культурное наследие и современную культурную жизнь.