|
|
Обзор подготовлен
Простая констатация того факта, что многие российские ситуационные центры (СЦ) интегрированы, в лучшем случае, лишь на уровне ВКС, недостаточна, поскольку, помимо узковедомственных интересов, процессам интеграции СЦ препятствует и ряд объективных факторов. Для того, чтобы лучше разобраться в этом, рассмотрим процесс интеграции и развития системы СЦ органов государственной власти в динамике.
Общеизвестно, что современный СЦ должен быть универсальным инструментом управления, в частности, поддерживать три основных режима работы: мониторинга, регулярный режим (плановый) и кризисный. Для того, чтобы перейти от статического описания к выявлению динамики развития системы СЦ, поставим тот же вопрос немного по-другому: в каком режиме тот или иной СЦ используется наиболее часто? Не менее интересно, также, понять - где наиболее эффективно сегодня применение СЦ?
Базовая классификация российских ситуационных центров (СЦ)
Источник: CNews Analytics, 2011
Там, где соотношение параметра комплексной сложности, включающего количественные (число совместно анализируемых факторов; число людей, задействованных при принятии решения; масштаб возможных последствий принятого управленческого решения и т.д.), а также качественные характеристики (системность задачи и степень взаимосвязанности анализируемых факторов; степень ответственности руководителя; степень влияния субъективно-личностного, "человеческого" фактора и др.), к времени, отведенному на принятие решения таково, что оперативно решать возникающие задачи без применения СЦ сложно (а иногда и невозможно), находится сегодня зона наиболее эффективного применения СЦ (показана на рисунке красным цветом).
Понятно, что возможность не содержать постоянно в штате, а оперативно привлекать для решения задач лучших экспертов в предметных областях, получить прямой и оперативный доступ к информации, не прошедшей этап предварительной интерпретации подчиненными и т.п., организовать коллективную работу территориально-распределенных подразделений и другие возможности современного СЦ способны значительно повысить эффективность ведомства и его непосредственного руководителя.
Разобьем для упрощения анализа СЦ на группы, как это показано на рисунке, и опишем отдельно каждую из них.
Ситуационные центры, основной задачей которых являлась незамедлительная реакция на те или иные события, а также системная работа по предотвращению кризисных или аварийных ситуаций, возникли одними из первых и до сих пор, согласно успевшему сложиться стереотипу, часто отождествляются с самим понятием ситуационного центра.
"Производственные" ситуационно-диспетчерские центры исторически стали появляться параллельно с разворачиванием процесса автоматизации промышленных предприятий и хозяйственных объектов. Их отличительной чертой является ориентация на регламент, относительно высокая степень повторяемости принимаемых решений, широкое применение АСУ, SCADA-систем и пр., наличие технической возможности для оперативного превращения решений действующих согласно инструкции операторов в соответствующие изменения параметров производственных процессов.
Достаточно интересным современным трендом является технологическая конвергенция функционала диспетчерского центра и современного СЦ, отмечаемая экспертами.
"Сейчас система ВКС только дает сигнал, т.е. визуализирует пришедшую с места или по каналам связи информацию. Решение же о необходимости каких-либо активных действий принимает человек. Тем не менее, реакция систем ВКС на какие-то внешние датчики возможна в некоторых моделях оборудования компании Cisco, - рассказывает Кирилл Стороженко, менеджер по продвижению новых технологий в области видеоконференцсвязи и телеприсутствия технологической группы Cisco TelePresence. - Например, на задней панели кодеков Cisco TelePresence С60 и С90 имеются так называемые "сухие контакты", позволяющие передавать сигналы датчиков удаленному абоненту либо способные управлять подключенными к ним приборами и аппаратами. Возможности, таким образом, есть, вопрос в их правильном применении. Системы Cisco TelePresence имеют открытые стандарты и интерфейсы и могут быть присоединены практически к любой сети передачи данных."
Появившаяся сегодня возможность расширить функционал "классического" диспетчерского центра за счет применения систем аудио-конференций и ВКС, использования видео-стен в ряде случаев позволяет улучшить качество взаимодействия диспетчерского центра с другими подразделениями, максимально быстро задействовать экспертов для разрешения внештатных ситуаций, а также своевременно оповестить и подключить к их решению руководство компании, сократить общее количество аварийных ситуаций на производстве за счет повышения качества работы диспетчерского центра.
Имевшиеся недостатки в работе диспетчерского центра, управлявшего Чернобыльской АЭС, по мнению большинства экспертов, привели к производственной аварии, отразившейся в глобальном масштабе и послужившей толчком к созданию современных российских СЦ. Расширенное использование наработок, полученных в ходе развития системы СЦ в стране, может со временем стать важным направлением модернизации диспетчерских и т.п. центров на стратегически важных хозяйственных объектах.
"Экстренные" СЦ стали, пожалуй, первыми ситуационными центрами в их современном понимании. Системами ВКС они, как правило, комплектовались изначально, а главная роль при их функционировании отводилась и отводится сегодня не системам автоматизации, а людям, работающим над разрешением кризисных ситуаций, подавляющее число которых чрезвычайно сложны, масштабны по своим последствиям, возникают впервые. По мере накопления опыта, в работе "’экстренных" СЦ повышается значимость ведения аналитической и организационно-профилактической работы по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, что видно, в частности, на примере системной работы МЧС РФ по профилактике лесных пожаров в 2011 году.
Возможность широкого применения систем автоматизации в "’экстренных" СЦ ограничена, тем не менее, такие решения существуют. "Наше решение ANS (Automatic Notification System) экстренно оповещает сотрудников и организует совещания с одновременным информированием участников о деталях события, - рассказывает Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и СНГ. - Такие системы высоко востребованы в ситуационных центрах, непосредственно связанных с реагированием на чрезвычайные ситуации".
Помимо СЦ МЧС, к категории "экстренных" можно, например, отнести СЦ силовых министерств и ведомств, СЦ, решающие вопросы обеспечения безопасности жителей городов и т.п.
Масштабы задач, решаемых СЦ крупных компаний в рамках хозяйственного ведения и оперативного управления холдингом, как правило, на порядок сложнее задач, решаемых диспетчерским центром отдельного предприятия. В их работе меньше прослеживается чисто "технократическая" составляющая, большее внимание уделяется организации коллективной работы, анализу. Эксперты отмечают определенное стремление крупных государственных компаний интегрироваться в систему СЦ органов госвласти, а также принципиальную возможность более широкого применения инновационных решений при организации работы корпоративного СЦ:
"Если мы говорим о СЦ для крупных компаний, то в этом случае СЦ изначально проектируется с учетом его дальнейшей интеграции. Как правило, корпоративные СЦ строятся с учетом иерархии "центр - регион", – полагает Алексей Торицын, директор департамента интеграционных решений HELiOS IT-Solutions.
"Корпоративные СЦ обычно предполагают больший набор инновационных решений, что вполне понятно. Например, один из заказчиков всерьез рассматривает применение решений да базе виртуальных видеоконференций, когда вместо видео передаются голос и управляющие команды, и вместо изображения используются виртуальные образы (аватары). Государственные структуры более консервативны, так как должны строго соответствовать установленному регламенту" – предполагает Георгий Санадзе.
СЦ федеральных органов власти (ОГВ) в настоящее время являются своего рода "центром кристаллизации", вокруг которого идут основные процессы интеграции создающейся системы российских СЦ органов власти, что, в частности, объективно обусловлено сложностью решаемых на федеральном уровне задач. Появление "федеральных" СЦ послужило толчком для создания региональных СЦ органов госвласти, СЦ крупных госкорпораций, развития системы межведомственного взаимодействия на уровне СЦ.
Ситуационный центр губернатора Ненецкого автономного округа
Источник: Polymedia, 2011
Для "федеральных" СЦ, в частности, характерно широкое использование самых передовых технологий в этой области (например – технологий, применяемых для создания мобильных СЦ, широко используемых также "’экстренными" СЦ) и наибольшее внимание, уделяемое вопросам информационной безопасности (ИБ).
СЦ региональных ОГВ, а также "отраслевые" СЦ представляют сегодня, в своей совокупности, достаточно разнородную картину. Среди них есть СЦ, уровень работы которых вполне соответствует федеральному, есть те, которые пока еще только проходят стадию "от дворцовых залов с системой ВКС - к инструменту регулярного управления", а также есть и регионы, где СЦ пока еще вообще не созданы. Помимо бюджетных ограничений, пожалуй, основным сдерживающим фактором создания региональных и отраслевых СЦ, обеспечивающих совместную работу территориально удаленных подразделений, являются ограниченные возможности систем связи, необходимые для работы ВКС.
Для объединения СЦ федерального уровня используются специальные защищенные телекоммуникационные каналы, на региональном же уровне иногда стоит вопрос о наличии надежных каналов связи как таковых, безотносительно к вопросу о защите передаваемой по ним информации. Сегодня объективно сложно говорить о том, чтобы создать единую сеть СЦ и на федеральном, и на региональном уровне - пока в ряде регионов не решены должным образом вопросы с интернет-доступом и можно столкнуться с тем, что в районных и пр. администрациях вместо СЦ создаются "ситуационные комнаты" с несколькими обычными компьютерами, имеющими выход в сеть интернет. Объединять СЦ с разным уровнем обеспечения ИБ нельзя: понятно, какие потенциальные угрозы для национальной безопасности это может создать. Как бы там ни было, сегодня на повестке дня, скорее, стоит создание пусть и взаимосвязанных, но отдельных друг от друга контуров управления федерального уровня и уровня субъектов РФ.
Поставщики решений для СЦ уделяют, в связи с этим, повышенное внимание адаптации своих ВКС- и telepresence-решений к специфике российских каналов связи:
"Все оборудование Polycom поддерживает такие решения как: H.264 HighProfile (позволяет снизить требования к полосе пропускания в двое, для звонка качеством 720p достаточно 512 Кбит/сек.), LostPacket Recovery (повышает качество принимаемой картинки при работе в неоптимизированных сетях, что положительно влияет на восприятие информации), поддержка передачи до 22кГц звука, что делает голос более узнаваемым и максимально приближенным к тому что мы слышим в жизни" – сообщил Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom в России и СНГ.
"Что касается особых требований к каналу, то последние годы мы все реже сталкиваемся с проблемами в этом вопросе. Даже на базовой скорости в 384 кб/с сегодня можно получить вполне приемлемое качество изображения" – подчеркивает особенности решений его компании Георгий Санадзе.
"Отличие российского рынка от зарубежных – в отсутствии каналов в регионах: годовая стоимость фиксированных каналов связи за пределами Москвы может в разы превышать все капитальные вложения в оборудование в рамках проекта. Постепенно ситуация выравнивается: появляются новые магистрали, новые оптические линии, но пока еще ситуация с каналами в нашей стране далека от совершенства," - говорит Кирилл Стороженко.
Немаловажным аспектом современного этапа развития региональных и отраслевых СЦ является то, что перед многими из них сегодня стоит задача научиться накапливать и использовать в процессах управления данные, собранные благодаря СЦ; найти способы их упорядочивания; повысить их качество и разработать базы знаний, экспертные системы; эффективно организовать совместную работу сотрудников.
Важно также определить при помощи интеграторов и поставщиков решений для СЦ оптимальные способы анализировать эти данные (применив план-фактный анализ, задействовав методы прогнозирования и т.п.) и найти действительно полезные для регулярной, повседневной работы, а также отвечающие специфике конкретного региона или отрасли. В то же время, достаточно очевидно, что значение, например, региональной специфики (на которую часто ссылаются, обосновывая принципиальную невозможность создания "коробочного" решения для СЦ) в работе "среднестатистического" СЦ зачастую несколько преувеличивается. В любом случае, внедрить типовое решение, позволяющее оперативно предоставлять необходимую федеральным ОГВ информацию, а также иметь возможность полноценно участвовать в совещаниях федерального уровня – это гораздо лучше, чем не иметь никакого, ссылаясь при этом на нехватку средств в бюджете региона.
Необходимо выработать и прозрачные критерии оценки эффективности работы конкретного СЦ, а также сместить акцент в область решения практических задач, стоящих перед ОГВ. Если несколько лет назад сам факт наличия в регионе или отраслевом ведомстве СЦ уже несколько выделял его среди других, то сегодня таким дифференцирующим отличием является наличие и "продвинутость" аналитической подсистемы в составе СЦ. Это, безусловно, позитивный фактор, хотя в то же время имеющиеся примеры постановки отдельными региональными или отраслевыми ОГВ своим аналитикам задач, которые еще не решены даже в рамках академической науки, вызывает определенные сомнения в целесообразности данного способа расходования государственных средств. Вполне вероятно, что данную, несвойственную исполнительному органу власти научно-исследовательскую функцию, более целесообразно централизовать в рамках специализированных аналитических СЦ или же, по крайней мере, иметь возможность, тем или иным способом, ознакомиться с уже полученными результатами данных исследований на местах.
Сама по себе концепция интеграции системы СЦ ОГВ давно уже не вызывает сомнений. Тем не менее, уже сегодня стало достаточно очевидно, что сами по себе интеграционные процессы, без координации на федеральном уровне, нормально идти не могут. На основании накапливаемого опыта необходимо создать не только методические рекомендации, но и выработать единые государственные технологические стандарты, изменить соответствующим образом действующее законодательство.
Немаловажной стороной вопроса является целевое выделение бюджетных средств на развитие системы СЦ, наработка типовых, экономичных с точки зрения затрат на внедрение и эксплуатацию типовых решений СЦ для регионов, снижение стоимости использования каналов связи (включая спутниковую, являющуюся, по сути, единственным стабильным каналом доступа к некоторым отдаленным регионам), решения в этих рамках вопросов с обеспечением ИБ, разграничением доступа к информации различного уровня секретности в рамках системы интегрированных СЦ OГВ, использованием сертифицированных технологий и оборудования, более широкое применение решений отечественных разработчиков и др.
Ключевой проблемой сегодня является уже не выделение и ремонт помещений, не закупка оборудования или ПО, а подготовка персонала для СЦ в рамках системы вузовского образования и повышения квалификации сотрудников, непосредственно принимающих участие в работе СЦ ОГВ, что отмечается большинством экспертов:
"В сегодняшних СЦ органов государственной власти не редка ситуация, когда есть необходимая информация и инструменты ее обработки, однако не хватает квалифицированных кадров. Поэтому соответствующие инструменты используются неэффективно. Так по данным Аналитического центра при правительстве РФ технические средства СЦ ОГВ используются на 90%, при программные и аналитические возможности СЦ задействованы всего на 40%, - рассказывает Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia. - Около 80% СЦ ОГВ решают задачи, связанные с обучением. В основном это обучение структур и организаций, принимающих участие в подготовке решений. При этом в случае СЦ, связанных с мониторингом технологических процессов, создаются отдельные тренажерные ситуационные центры. Так, в энергетике для обучения диспетчеров, Федеральная сетевая компания (ФСК) только что реализовала проект по созданию 8 тренажерных центров по всей России".
Методы моделирования и анализа, о которых сегодня много говорится, когда заходит речь об обосновании целесообразности создания очередного СЦ, могут применяться лишь в том в случае, если задача достаточно хорошо описана и формализована. Нынешнюю же стадию формирования системы СЦ можно, скорее, описать как технологическую: акценты ставятся на экстенсивные показатели (например – число СЦ в регионах), а эффективные способы применения современных аналитических методов для выведения госуправления на качественно иной уровень в большинстве случаев не найдены. Создающаяся система СЦ в стране испытывает ощутимый "кадровый голод", особенно если говорить об СЦ "на местах" – в регионах и конкретных отраслях.
Об этом можно судить и по косвенным признакам: единая терминология применительно к СЦ не устоялась, в статьях на тему актуальных проблем СЦ вперемешку рассматриваются вопросы, касающиеся, скажем, методов когнитивного анализа с вопросами определения оптимального количества пикселов для видеостены и тонкостей работы со слабоструктурированными данными, а сами по себе эти статьи часто служат достаточно наглядным примером на тему сложности работы с той же неструктурированной информацией.
Вполне возможно, что дальнейший рост числа специализированных "аналитических" СЦ (к которым можно также отнести СЦ вузов, научно-исследовательских учреждений и R&D подразделений) станет следующим логичным шагом на пути формирования системы интегрированных СЦ. Необходимая концентрация квалифицированных кадров в рамках аналитического СЦ, создающего для аналитиков среду для эффективной коллективной работы, может быть особенно эффективно задействована для решения комплексных стратегических задач, создания концепций государственного развития, планирования нацпроектов и выработки долгосрочных прогнозов, поможет быстрее перейти от декларации полезности научных методов в деле госуправления к их реальному применению.
Понятно, что вышеприведенная классификация российских СЦ, использующихся, так или иначе, в целях госуправления, достаточно условна, не учитывает многие, достаточно важные детали и нюансы.
Тем не менее, она позволяет, хотя бы в общих чертах, описать динамику развития российских СЦ, прообразом для которых послужили ситуационно-диспетчерские центры, драйвером роста стала необходимость решения неотложных кризисных и чрезвычайных ситуаций, интегрирующим фактором – создание системы федеральных СЦ, а перспективой развития (помимо дальнейшего совершенствования технологий, разработки нормативно-правовой базы, увеличения общего числа СЦ и пр.) – рост количества специализированных СЦ, в работе которых акцент ставится не на скорость выработки проектов управленческих решений, а на их качество и долгосрочную стратегическую ориентированность, проактивность.
Практическая необходимость использования в работе конкретного ОГВ результатов работы специализированных аналитических СЦ, к которым нельзя будет получить доступ, если СЦ ОГВ не будет включен в общую систему СЦ, может послужить новым фактором интеграции СЦ в дополнение к уже имеющимся.
Антон Степанов
На вопросы CNews ответил Николай Ильин, заместителя начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России.
CNews: Сейчас создается система ситуационных центров. Как эти СЦ будут взаимодействовать?
Николай Ильин: После создания СЦ Президента, как по цепной реакции, была развернута целая серия ситуационных центров. Сегодня их, наверное, десятки в органах госвласти — федеральных, региональных, муниципальных образованиях, на предприятиях.
Создается центр управления системой ситуационных центров органов государственной власти. И руководители достаточно активно используют эти технологии для принятия решений. Президент Российской Федерации, председатель правительства, министры, полномочные представители по округам, губернаторы... Практически два-три совещания проходят сегодня ежедневно с использованием этой технологии.