|
|
Обзор подготовлен
Российский проект ГЛОНАСС стартовал почти 35 лет назад, но стал широко известен только в последние годы. На протяжении всего периода существования его преследовали неудачи. К настоящему времени на орбите находится 28 спутников, и в ближайшее время можно будет говорить о том, что формирование штатной группировки активных спутников закончено.
Одним из первых упоминаний ГЛОНАСС в официальных документах было постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развертывании Единой космической навигационной системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система)» от 1976 г. В декабре 1995 года, - через 19 лет после принятия постановления (и уже после развертывания аналогичной американской системы, известной сегодня как GPS), - на орбите находилось 24 спутника первого поколения, и она заработала в своей штатной конфигурации.
Однако слово GLONASS в те годы не стало таким же популярным и общепонятным за рубежом, как и русское слово sputnik. Может быть, это произойдет сегодня, когда ГЛОНАСС-модули включили в свои навигаторы и смартфоны самые разные иностранные компании – начиная от Apple и заканчивая множеством крупных и мелких китайских производителей.
В 2001 г. была принята ФЦП "Глобальная навигационная система", а на орбите осталось менее 10-ти спутников. Несмотря на то, что по сравнению с GPS спутники ГЛОНАСС имеют ряд технических преимуществ, срок их эксплуатации значительно ниже, что видно и из статистических данных: число использованных спутников системами-"ровесниками" - GPS и ГЛОНАСС - за весь период их эксплуатации соотносится примерно как 1:2.
За минувшее десятилетие появились новые отечественные космические аппараты: срок активного существования спутника "Глонасс-М" был увеличен до 7 лет. Негерметичная модель спутника 3-го поколения «Глонасс-К» в 2 раза легче модели М (весит 700 кг). Она служит дольше (10 лет), обеспечивает лучшую точность. «Глонасс-К» подает дополнительные сигналы в формате CDMA, что облегчает задачу создания мультиситемных устройств ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compass и др.
Следует заметить, что в течение своей 35-ти летней истории проект развития ГЛОНАСС постоянно сталкивался с проблемами, связанными с отечественной элементной базой. По этой причине даже в новых космических аппаратах частично используются импортные комплектующие. Весьма символично в этой связи то, что предыдущего главу Роскосмоса Анатолия Перминова отправили в отставку после очередного переноса запуска космического корабля, причиной которого стал выход из строя конденсатора в блоке связи "Квант-В".
После запусков в начале месяца, по состоянию на середину октября 2011 на орбите находится 28 космических аппаратов. После того, как по целевому назначению будут задействованы 24 из них (что произойдет уже в ближайшие месяцы), можно будет говорить о том, что формирование штатной группировки активных спутников закончено. Это позволит в любой момент времени иметь в "поле зрения" не менее 4-ех спутников, обеспечить заявленную точность определения местоположения до 5-ти метров, максимальный охват и пр. Космическая группировка ГЛОНАСС-спутников будет развиваться и дальше - как в качественном, так и в количественном отношениях. Очередной пуск ракеты-носителя РН «Протон-М» со спутником «ГЛОНАСС–М» запланирован на ноябрь 2011 г., а последний спутник серии "М" планируется запустить в начале следующего года. К 2019 г. спутники 2-го поколения "M" постепенно уступят свое место на орбите аппаратам следующих поколений.
Шведская национальная сеть спутниковых контрольных пунктов Swepos уже в апреле 2011 г. начала использовать ГЛОНАСС, а ее представители заявили о том, что российские спутники лучше видны в северных широтах. О своей принципиальной готовности использовать в качестве дополнения ГЛОНАСС, после того как она начнет отвечать требованиям по надежности и работоспособности, аналогичным тем, которые предъявляются к GPS, заявил весной 2011г. глава службы правительства США, отвечающей за координацию проектов в области навигационных систем, Энтони Джей Руссо.
Обе системы GPS и ГЛОНАСС постепенно эволюционировали от засекреченных военных систем навигации к системам гражданского назначения, работающим на безвозмездной основе. В частности, первые упоминания об использовании в ГЛОНАСС в гражданских целях датируются еще 90-ми годами, завершился же процесс снятия ограничений со стороны Министерства обороны РФ в январе 2007 г. (что, впрочем, вовсе не означает что ГЛОНАСС, а также GPS и т.п. больше не используются в военных целях).
Согласно данным Счетной палаты, опубликованным весной 2011 г., ФЦП ГЛОНАСС в 2002–2010 гг. получила финансирование в сумме более 100 млрд руб. Помимо средств госбюджета, из внешних источников было привлечено всего лишь несколько миллиардов рублей (что сопоставимо, например, с разовым ущербом от "затопления" спутников в Тихом океане в результате неудачного запуска). До 2020 г. Роскосмос запросил из госбюджета более 400 млрд руб., а выделено ему было 330 млрд. В этой связи государством уже достаточно давно была поставлена задача добиться хотя бы частичной окупаемости проекта ГЛОНАСС.
Динамика роста выручки ведущих игроков рынка навигационных систем в 2010 году впечатляет – речь идет о примерно 2-кратном росте по сравнению с предыдущим годом. Выручка ГК «М2М Телематика» за 2010 г. составила 1,3 млрд. руб., причем, по словам представителей компании, около 70% выручки обеспечили поставки навигационных систем для оснащения транспорта государственных и коммерческих заказчиков. Порядка 25% выручки было получено от госзаказчиков, а 60% терминалов для спутникового контроля автотранспорта покупали компании среднего и малого бизнеса. Всего за 2010 год компания продала около 20 тыс. терминалов. В 75% поставленного оборудования использовались модули ГЛОНАСС/GPS.
Разработчик транспортных ГЛОНАСС-терминалов «Русские навигационные технологии» (РНТ) в 2010 году поставил примерно в 2 раза больше комплектов оборудования - порядка 41 тыс. Из них примерно половина поддерживает ГЛОНАСС, 20 тыс. - было поставлено в госсектор (поставки выросли почти в 10 раз), чуть менее 20 тыс. – корпоративным заказчикам (в 2009 г. их было несколько больше - 23,7 тыс.), остальные комплекты были поставлены в сегмент СМБ. Выручка же РНТ за 2010 г. была почти в 3 раза меньше, чем у «М2М Телематика», и составила 446,2 млн руб.
Следует заметить, что на сегодняшнем рынке достаточно распространены комбинированные ГЛОНАСС/GPS аппаратные решения, в т.ч. и такие, где функция GPS реализована в виде отдельного модуля. Например, директор по развитию РНТ Александр Горбачев объяснил наличие отдельного модуля GPS в ряде терминалов РНТ (помимо имеющегося двух-системного модуля), тем, что на сегодня чувствительность доступных приемников с ГЛОНАСС, выпускаемых российскими производителями, значительно ниже, чем приемников GPS - примерно в 100 раз - из-за чего сигнал в процессе работы устройства может теряться, и в этом случае навигацию берет на себя «подстраховочный» модуль GPS.
Если предположить, что совокупная доля рынка, принадлежащая компаниям-лидерам «М2М Телематика» и РНТ, составляет примерно половину, то можно сделать вывод о том, что емкость рынка навигационных систем для государственного и корпоративного сегмента в 2010 году оценивалась в несколько млрд руб. Основное применение спутниковая навигация находит на транспорте, а на навигационные системы с поддержкой ГЛОНАСС, по мнению экспертов, приходится более половины формирующегося отечественного рынка.
Помимо функции навигации, комплексные системы для транспортной отрасли реализуют ряд других важных функций. "Система ГЛОСАВ позволяет в режиме реального времени отслеживать точное местоположение техники и персонала, показывать траекторию движения и соблюдение маршрута, определять такие параметры, как скорость и пробег, а также техническое состояние различных узлов и агрегатов, фиксировать расход топлива," – привел пример Игорь Каширин, генеральный директор «Глосав». Одним из важных факторов таких внедрений является экономия от повышения экономической эффективности использования всех видов транспорта.
Кратный рост рынка систем ГЛОНАСС/GPS навигации для транспорта ожидается и в 2011 г., что легко объяснимо действиями государства, принявшего ряд законодательных и нормативных актов, а также инициировавшего госпроекты, делающие в ряде случаев их применение обязательным. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации N 1309-р, опубликованному в июле 2011 г., единственным исполнителем государственного заказа на выполнение работ по оснащению транспортных средств, используемых для федеральных государственных нужд, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS российского производства определен федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности - «Навигационно-информационные системы» (НИС), что, безусловно, должно повлиять на структуру поставок ведущих игроков этого рынка в госсектор.
В частности в октябре 2011 было объявлено, что Федеральный сетевой оператор НИС признан победителем открытого конкурса «Система-112», проведенного МЧС РФ, на разработку типового проекта системы для организации служб, использующих единый номер 112, для субъектов РФ. Основной же проект, за который отвечает НИС - это, пожалуй, проект "Эра-ГЛОНАСС", начало развертывания которого начнется в ближайшее время.
В апреле председатель совет директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков объявил о том, что "принципиальное решение о вхождении навигационных активов в объединенный концерн "РТИ-Ситроникс" принято", причем под навигационными активами, очевидно, подразумевалась не столько ГК «М2М Телематика», контрольный пакет акций которой уже и так принадлежал АФК «Система», сколько федеральный оператор ГЛОНАСС НИС. В настоящее время контрольный пакет компании НИС (51% акций) принадлежит АФК «Система», причем акции распределены между дочерними концерна «Ситроникс» и «РТИ Системы».
Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум" отметила в своем отчете о состоянии российского рынка в 2010 г. факторы, мешающие, по ее мнению, массовому распространению систем спутниковой навигации: консерватизм потребителей из всех сегментов рынка, а также "серые" схемы работы бизнеса: некоторые представители бизнеса не хотят, чтобы передвижение сотрудников/транспорта компании кем-то отслеживалось и где-то фиксировалось. Компания Navteq провела исследование, согласно которому опыт использования навигационных устройств и сервисов имеет меньше половины (40%) россиян.
В то же время, в частном сегменте очевиден рост интереса к навигационным решениям. Например, жители российских мегаполисов активно используют функцию навигации совместно с сервисами, позволяющими не только проложить кратчайший маршрут по городу, но и объехать пробки. Не менее популярными являются всевозможные навигационные устройства и у частных профессиональных водителей. Полезной функцией для многих водителей-дальнобойшиков, помимо собственно навигации, является возможность определить время до следующей стоянки, реализованная в ряде продающихся на рынке устройств. Определенный интерес у всех категорий водителей вызывают, например, комбинированные устройства, имеющие встроенные модули навигации, акселерометр и функцию видео-регистрации, облегчающие, в ряде случаев, общение с представителями ГИБДД после ДТП. Доступны для потребителей отечественные навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС производства Ижевского радиозавода, Explay, Prology, Digma и ряда других. Весной 2011 г. появились первые автомобили «Лада Калина» со встроенными навигаторами ГЛОНАСС / GPS, что также может повысить степень проникновения ГЛОНАСС-устройств в частный "транспортный" сегмент. В то же время, следует признать, что GPS устройства шире представлены в торговых сетях и пользуются значительно большим спросом.
Несколько исправить ситуацию должны были появившиеся в начале 2011г. первые устройства с поддержкой ГЛОНАСС, рассчитанные на массовую аудиторию, такие как отечественная модель смартфона MTS 945 Glonass (произведенная на заводах компании ZTE) или первый в мире планшет с ГЛОНАСС, анонсированный тогда же "Скай Линк". Поставщик модулей для этого планшета (на базе чипсета Qualcomm, об адаптации которого для ГЛОНАСС Qualcomm заявил годом ранее) - Olive Telecom - создал и свой планшет с поддержкой ГЛОНАСС. Вполне возможно, что планшеты под брендом "Скай Линк" и OlivePad-2 станут доступными для российских потребителей одновременно – в конце 2011 г.
Оценить объем рынка ГЛОНАСС-устройств для частного потребителя достаточно трудно, тем более что пока купить такие устройства в розницу объективно сложно, а во многих торговых сетях никаких ГЛОНАСС-устройств нет совсем. Например, вышеупомянутый смартфон 945 Glonass у МТС закончился достаточно быстро, причем причиной тому вряд ли стал повышенный спрос: устройство о котором было заявлено, что оно "соответствует по функциям iPhone 4" получило весьма неоднозначную оценку пользователей по поводу качества и цены, а также вызвало целый ряд других весьма критических замечаний и вопросов.
Новинка от Apple iPhone 4S оснащен поддержкой ГЛОНАСС
Тем не менее, можно сказать, что появление первого ГЛОНАСС-смартфона в какой-то мере сыграло свою позитивную роль. Иностранные производители, некоторые из которых официально заявляли, что ГЛОНАСС-устройства нужны только лишь российским пользователям, постепенно изменили свою позицию, и 2011 г. ознаменовался целой серией пресс-релизов, в которых фигурировало слово GLONASS - в анонсе устройств компании Prestigio (которые она сегодня предлагает на международном рынке), объявлении о разработке "ГЛОНАСС-совместимого" ПО High Fidelity Positioning компанией Samsung, а также об аппаратной поддержке ГЛОНАСС в ряде пользовательских устройств Samsung и т.д. Высокую активность в этом направлении по-прежнему проявляет ряд китайских компаний, таких как ZTE, Advanced Information Technologies (AIT) и др.
В начале 2011 года Broadcom (чьи GPS-чипы используются, в частности, в iPhone 4), анонсировала две модели чипов с поддержкой ГЛОНАСС для телефонов и смартфонов; а в середине октября в продажу поступил смартфон iPhone 4S с поддержкой ГЛОНАСС, что указано в спецификациях на сайте Apple. Компания ST-Ericsson сообщила о выпуске одночипового двухсистемного приемника с поддержкой GPS/ГЛОНАСС, предназначенного для использования в качестве составного модуля мобильных телефонов, в авто-навигаторах, а также фото- и видеокамерах. STMicroelectronics (технологический партнер «Ситроникс») сообщил о разработке одночипового приемника Teseo II для авто-навигаторов GPS и ГЛОНАСС, а также систем GALILEO и QZSS, ввод которых в режим штатной эксплуатации ожидается в ближайшие годы. Infineon Technologies (бывшее подразделение Siemens) сообщила о выпуске трех моделей приемников ГЛОНАСС/GPS для портативных устройств, которые отличаются рекордно низкими габаритами 2.3x1.7x0.73 мм (в то время как большинство аналогов, включая отечественные, имеют линейный размер порядка сантиметра). О разработке и началах продаж различных специализированных и пользовательских решений с поддержкой ГЛОНАСС заявили ряд других известных на рынке компаний по всему миру.
В марте 2012 планируется начать выпуск двух-системного чипсета "ГеоС-3" компании "ГеоСтар навигация" при финансировании Роснано. Аналогичный чипсет, подходящий для потребительской аппаратуры по энергопотреблению, разрабатывается также компанией "Навис".
В апреле 2006 г. вышло распоряжение правительства, ограничивающее количество стран, в которые могут поставляться приемники ГЛОНАСС/GPS, 37-ю странами. Однако ажиотажного спроса на, например, модуль "приемо-измерительный МПИ К161 (ШВЕА.468157.014)" на мировом рынке, так в итоге и не возникло. В то же время, аналитики отмечают тот факт, что основным стимулом к разработке ГЛОНАСС-устройств за рубежом является информация о готовящемся введении таможенных заградительных пошлин для оборудования, не поддерживающего ГЛОНАСС, приводят примеры, когда малоизвестные производители декларируют поддержку российской навигационной системы на программном уровне, хотя этого явно нельзя добиться на аппаратном.
Вышеприведенные примеры интереса, проявляемого ведущими зарубежными разработчиками к ГЛОНАСС сегодня, пожалуй, уже позволяют сделать осторожный вывод о том, что формирующийся ГЛОНАСС-рынок постепенно готовится к переходу в другое качество, выходит на международный уровень, а акцент смещается в сторону мультисистемных приборов и устройств, обеспечивающих, в частности, наилучшую надежность и доступность навигационного сервиса.
Пожалуй, главное, чего не достает сегодня ГЛОНАСС-решениям и устройствам, - это уникального конкурентного преимущества (УКП). В большинстве случаев речь идет о том, что ГЛОНАСС "не хуже" GPS и т.д. Однако в чем его наиболее значимое отличие, выделяющее его в глазах массовых потребителей, особенно частных, не возьмется сказать сегодня, пожалуй, никто. Может быть, со временем этим отличием станут уникальные сервисы, разработанные российскими компаниями?
Справедливости ради, следует заметить, что ГЛОНАСС решает сегодня непростую задачу преодоления предвзятого пользовательского отношения к российской продукции вообще. Если это удастся сделать, для чего существуют объективные предпосылки, будет интересно понаблюдать изменение отношения потребителей к ГЛОНАССУ от стереотипно-негативного к такому, когда наличие в очередном "навороченном гаджете" ГЛОНАСС-функции станет модным и престижным. Это должно, пусть и косвенным образом, ускорить процесс проникновения ГЛОНАСС во все сегменты рынка, включая госсегмент и сегмент крупных компаний, а также стимулировать процесс наработки элементной базы, необходимой для создания решений, отвечающих современным требованиям.
Помимо повышения экономической эффективности и безопасности перевозок на всех видах транспорта, рост рынка космической навигации и мониторинга дает импульс для развития смежных или так или иначе связанных с транспортной отраслей. Например, быстрыми темпами растет рынок картографии и геоинформатики. "Следует отметить существенный рост покрытия электронных карт в последние годы. Сегодня безусловными лидерами на рынке являются следующие компании: Tele Atlas, Navteq, C-MAP," - считает генеральный директор «Глосав» Игорь Каширин. Специалисты говорят о появлении новой дисциплины – неогеографии - широко использующей, в частности, растровые снимки из космоса.
Развитие ГЛОНАСС стимулирует операторов мобильной связи предлагать своим пользователям не только новые устройства, но и сервисы. Сфера наиболее перспективных применений ГЛОНАСС лежит, очевидно, в плоскости решения транспортных проблем больших городов, а также геодезии и строительства: "Пока в части управления дорожным движением мы лет на 20 отстаем от западных стран. В части градостроительства – лет на 50. До недавнего времени транспортные проблемы мегаполисов интересовали лишь их рядовых жителей. На уровне отдельных пользователей транспортной инфраструктуры чрезвычайно полезны все системы мониторинга и информирования о состоянии трафика. Развитие беспроводных технологий, 3G сетей, GPS, высокоскоростные сети передачи данных – все это позволяет разгрузить улицы за счет оптимизации трафика и возможности удаленной работы," – считает директор департамента технологического консалтинга бизнес-направления SAP компании «Микротест» Максим Кокурин.
Позитивно отражаются запуски новых ракет со спутниками и на репутации Роскосмоса,повышении его коммерческой эффективности, которая пока вызывает массу нареканий, несмотря на то, что Россия входит в число лидеров по числу космических запусков (при явно недостаточных объемах финансирования). Одной из наиболее досадных неудач стала августовская "полупотеря" спутника «Экспресс АМ4», при помощи которого планировалось обеспечить цифровое теле- и радиовещание, а также начать тестирование "народного" спутникового интернета, без которого достаточно сложно представить себе организацию доступа к сетевым ресурсам и электронным госуслугам на всей территории России.
Также очевидно стимулирующее влияние космической деятельности государства на отечественную микроэлектронику и ряд других отраслей.
Антон Степанов
На вопросы CNews ответил Юрий Сайгин, руководитель предпринимательского отдела компании «РДТЕХ».
CNews: Как строится ваше взаимодействие с государственными органами? Запрос на внедрение новых технологий поступает, в основном, от них или вы сами предлагаете им использовать те или иные решения?
Юрий Сайгин: Инициатива, в основном, исходит от нас. Мы активно участвуем в различных мероприятиях и стараемся доносить до заказчика информацию обо всех решениях, которые предлагаем.
Иногда проблемы клиента можно решить просто на уровне оптимизации бизнес-процессов. Или, не прибегая к такому мощному средству, как технологии Oracle, воспользоваться разработками на базе Open Source. Мы не предлагаем технологию, мы предлагаем решение конкретной задачи.