|
|
Обзор подготовлен
Оценивая экономический эффект от “космической” деятельности государства, нельзя сводить все к расчету чисто коммерческих показателей емкости возникающих на этой базе новых рынков: числу корпоративных внедрений навигационных систем или, скажем, суммарной стоимости проданных населению навигаторов и цифровых карт. Не менее важен рост эффективности госуправления благодаря применению передовых технологий.
Информация, полученная со спутников различного назначения, поступает на экраны навигаторов, загружается в информационные системы (ИС), пройдя обработку на цифровых фотограмметрических станциях, попадает в геоинформационые системы (ГИС) и включается в различные цифровые карты, снабжается при этом сеткой географических координат и пр. Наиболее полезными на практике оказываются цифровые и электронные карты, созданные в соответствии с принципами неогеографии. В частности, наложение на растровую карту разнообразных векторных, семантических и др. слоев, а также снабжение их гипертекстом позволяет, в ряде случаев, говорить о том, что получившийся при этом продукт обладает некой дополнительной ценностью, а при его использовании достигается своего рода синергия от электронного взаимодействия различных ведомств, а также коммерческих компаний и отдельных граждан.
В частности, от многих чиновников можно сегодня услышать слово краудсорсинг, хорошо знакомое тем, кто, например, обсуждает проект «Википедия», но еще непривычное, когда его применяют, описывая работу госучреждений. Приведем некоторые интересные примеры, иллюстрирующие данные тезисы, не ставя при этом задачу охватить всю картину применения “космических” технологий при решении задач госуправления целиком.
При помощи этого онлайн-сервиса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) каждый желающий может ознакомиться с границами кадастрового деления применительно ко всем объектам РФ, информация о которых есть в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственном кадастре недвижимости (ГКН), что составляет по состоянию на осень 2011 от 40 до 60% от общего числа объектов недвижимости (земельных участков, зданий и др.) по стране.
Базовым ресурсом Росреестра - Публичной кадастровой картой - может воспользоваться любой желающий
Помимо векторного слоя с границами кадастрового деления, при помощи контекстной справки можно получить и некоторые базовые сведения об объекте учета. Сервисы, работающие по стандартным WMS/WFS-протоколам, дают возможность напрямую получать информацию из Росреестра, загружать ее в государственные и корпоративные ИС.
Одними из первых этой возможностью воспользовались в МЧС (проект «Космоплан» и др.): сведения о территории, так или иначе связанной с возникновением пожара, позволяют оперативно установить его виновника или уточнить список лиц, которым надлежит выплатить компенсацию в связи с пожаром. Аналогичный сервис Росреестр реализовал совместно с правительством Нижегородской области, где сейчас готовится уже следующий проект - запуск кадастра недвижимости в 3D-формате. Планируется наладить аналогичный обмен данными с "Москомархитектурой" и другими организациями. Достоинства подобного рода интеграции с ИС Росреестра также оценил ряд крупных государственных и коммерческих корпораций, компаний и др.
Некоторые российские проблемы уходят корнями в глубь веков и уже стали своего рода нормой жизни. “Мы часто не можем оцифровать то, что делалось раньше в 50 тысячах системах координат, таких как “от забора 300 метров”, “от церкви” и пр. – поделился одной из таких проблем заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников. - Мешает работе то, что у нас и сегодня сохраняется порядка 25 тыс. условных систем. Для решения проблемы надо пройти цикл межевания с использованием ГЛОНАСС/GPS-технологий, точно установить все координаты. Около 17% информации в ГКН и ЕГРП не согласуется между собой, причем часть этих ошибок мы исправить не можем в принципе - без соответствующих судебных постановлений и т.п.”.
На проведение работ по разработке методологии, технологии и программного обеспечения (ПО) для верификации баз данных (БД), инвентаризации архивов ГКН и ЕГРП и т.д. из госбюджета Росреестру выделялись значительные средства. Как и многие госучреждения, перед которыми встала сегодня проблема “очистки данных”, Росреестр рассчитывает также и на краудсорсинг для повышения качества своего информационного ресурса.
“Федеральным и муниципальным органам наш ресурс доступен практически бесплатно, причем для отдельных участников организуется доступ к ограниченным сведениям в рамках действующего законодательства. Например, с марта месяца следующего года МЧС будет видеть, кто собственник зарегистрированного у нас участка, в режиме онлайн, - сообщил г-н Сапельников. - До декабря 2012 года мы планируем запустить федеральный информационный ресурс, объединяющий данные ГКН и ЕГРП. По ряду причин, одной из которых является размер БД (1,5 ПБайт), доступ будет организован в режиме онлайн, по запросам пользователей”.
Стоимость расширенного прямого доступа к БД Росреестра для коммерческих целей г-н Сапельников оценил в 500-600 тыс. в год. Для частных лиц (с соответствующими полномочиями) стоимость доступа к мониторингу нескольких объектов с возможностью получать SMS-оповещения об изменении их правового статуса и пр. предварительно оценивается в пределах от 0,5 до 5 руб/объект (за транзакцию).
“Мы не будем показывать, кто продал конкретную квартиру, но покажем адрес: улицу и номер дома. Станет ясно, что первый этаж в этом доме стоит столько-то, а второй – вот столько. Пилотный проект мы уже сделали и он продемонстрировал, что ипотека (в среднем) в 5-7 раз дороже, чем вторичные сделки на те же самые квартиры в том же самом доме, - комментирует Сергей Сапельников. - Мы надеемся, что к этому ресурсу обратятся, в частности, крупные риэлтеры, которые будут “доливать” туда свою информацию о спросе и предложении. Получив доступ к маскированным вышеописанным способом сделкам, они также смогут предоставлять свои данные по реальному состоянию цен в том или ином секторе».
По словам представителя ведомства, Росреестр мог бы частично сделать эту работу и сам, но в его штате нет специалистов достаточной квалификации, да и в обязанности агентства это не входит. «Мы хотим, чтобы доступом к нашей БД пользовались коммерческие структуры, делали выборки, фильтрацию, аналитику, не возражаем против того, что они будут зарабатывать на этом деньги, - подчеркнул он. - Самым же главным “мотиватором” для нас сегодня, пожалуй, является налоговая служба, ее требования и запросы к Росреестру”.
Очевидно, что запуск продукта по мониторингу цен на недвижимость позволит сделать налогообложение в этой области гораздо более справедливым, устранить расхождение между стоимостью “по БТИ” и фактической рыночной стоимостью недвижимости, что, помимо прочего, служит сегодня хорошим “подспорьем” для всевозможных правонарушителей на этом рынке. “В ближайшее время БТИ передадут нам функцию учета объектов капитального строительства, а это значит, что мы сможем присвоить новым квартирам уникальные идентификаторы, чего не делалось до сих пор,” - сообщил также г-н Сапельников по поводу повышения качества БД Росреестра.
Компания «Росэко» уже достаточно активно использует в своей работе данные, полученные от внешних поставщиков информации, включая Росреестр.
“Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости требует одновременной, совместной и длительной работы многих групп оценщиков в различных регионах РФ, причем саморегулирующиеся общества несут при этом консолидированную ответственность за работу входящих в них компаний-оценщиков, - сообщил заместитель директора по информационным проектам «Росэко» Александр Фингерт. - Несмотря на то, что проведение оценки весьма специфично, зависит от конкретного региона и даже города, введение практики предоставления отчетов по стандартной методологии и в стандартном формате создало предпосылки для частичной автоматизации процесса оценки, использования облачных технологий. Удалось сконцентрировать квалифицированный ИТ-персонал и экспертов по оценке в едином центре, использовать портал в качестве интерфейса для доступа к базе знаний и взаимодействия с оценщиками. Эксперты определяют основные ценообразующие факторы для данного региона, оценщики – собирают данные на местах”.
Использование данных Росреестра при оценке недвижимости
Источник: «Росэко», 2011
Прототип подобного рода системы, использующий ArcGIS и др., был создан при экспертизе результатов кадастровой оценки в Омской области в ходе которой была, в частности, проведена кластеризация методами Data Mining на основании критериев удаленности от центра, рекреационной зоны, промышленных объектов, наличия дорог и пр.
Новые “космические” технологии съемки и навигации помогают не только исчерпывающим образом описывать и анализировать стационарные объекты, но и выявлять динамику. В частности, при проведении государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) используется технология космического мониторинга. На слайде из презентации и.о.генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александра Третьякова показаны принципы работы подсистемы ГИЛ «Дистанционный мониторинг использования лесов», позволяющей, в частности, выявить факты несоответствия фактической вырубки леса границам отведенного для нее участка.
Использование космического мониторинга при проведении государственной инвентаризации лесов
Источник: «Рослесинфорг»
“Непрерывное многократное получение информации об одних и тех же территориях в рамках космического мониторинга позволяет не только отследить качественные изменения, но и количественно их оценить, - сообщил в этой связи первый заместитель генерального директора «Совзонд» Михаил Болсуновский. - В полуавтоматическом режиме можно получать данные о сплошных и выборочных вырубках леса, породном составе вырубленных деревьев и пр., а значит и оценить в рублях экономический ущерб от незаконных вырубок. Есть возможность выехать на место, приложить к акту космического мониторинга протокол проведенного натурного обследования и фотографии, предъявить их, в случае необходимости, для обоснования и принятия очередного управленческого решения”.
Оценка ущерба от незаконной вырубки леса
Источник: «Совзонд»
Тем же способом можно проанализировать в динамике ход работ по новому строительству, зафиксировать возникновение свалок, нарушения грунта и т.д. и, при необходимости, дать оценку происходящему непосредственно в рублях в соответствии с методиками, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов и экологии. Особую ценность данный метод приобретает в тех случаях, когда речь заходит о природоохранных зонах, по соседству с которыми, например, в г.Сочи развернулось масштабное олимпийское строительство и др.
Аналогичным образом можно определить точные границы сельхозугодий и классифицировать выращиваемые на них культуры, произвести мониторинг всхожести, спрогнозировать урожайность, оценить фактический ущерб от природных катаклизмов и пр. В частности, в Северском районе департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края при помощи своего отдела информатизации наладил сбор данных с сельхозпроизводителей: где и какие конкретно культуры высаживаются, каков план севооборота и фактическое состояние дел.
“Все было “хорошо”, пока мы не подключили космический мониторинг, – рассказывает г-н Болсуновский. - В качестве основы были использованы данные, полученные с японского аппарата ALOS (оптимальные в данном случае по соотношению цены и качества), и мы создали топографическую основу 25-ти тысячного масштаба. Оказалось, что границы полей, которые имелись у департамента, были оцифрованы с большими ошибками, а это значит, что появилась возможность улучшить статистические данные. Помимо уточнения границ полей, стало видно, что в ряде случаев там, где планировался пар – вырос, почему-то, рис, а там где планировались озимые – растет подсолнечник и т.д.»
“Необходимо, прежде всего, опираться на некую объективную фактическую информацию, а не на то, что внесено в ИС по данным, полученным от сельхозпроизводителей” - сделал вывод г-н Болсуновский.
Результаты космического мониторинга сельхозугодий
Источник: «Совзонд»
Оценить разностный вегетационный индекс (NDVI), на основе которого, в частности, интерпретируются полученные из космоса данные по сельхозугодиям, помогает съемка в различных спектральных каналах.
Можно продолжить и дальше перечисление примеров эффективного применения “космических” технологий в госуправлении и смежных областях, причем многие из таких примеров весьма впечатляют. Однако уже на основании вышеизложенного можно попытаться сделать некоторые выводы и предположения.
Интеграция ведомственных БД, Ситуационных Центров, всевозможных ИС и пр. является сегодня важной темой, поскольку создает предпосылки для решения задач госуправления на качественно ином уровне. В то же время, информационный ресурс любого ведомства должен помогать решать конкретные задачи, накапливать и структурировать данные. Наряду с этим можно наблюдать намечающийся тренд передавать аналитические и другие функции специализированным организациям, в том числе - коммерческим.
Изменение и определенное ужесточение требований законодательства, касающегося межведомственного электронного документооборота и пр., а также необходимость решения ряда практических задач заставляют госорганы постепенно объединять усилия.
Аналитические отчеты в работе современного госведомства приобретают особую ценность, если они предоставляются оперативно, в удобной для восприятия визуализированной форме. Наложение данных на картографическую основу, добавление гиперссылок и др., дает, в частности, возможность для использования при работе с информацией различных “слоев” и, в ряде случаев, частично снимает сложность задачи по увязке между собой различных данных, собранных и структурированных с разными целями. Использование веб-порталов позволяет, при необходимости, открыть доступ к ведомственным данным самому широкому кругу пользователей, улучшить их качество (а также качество предоставляемых государством услуг и сервисов), задействовать механизмы краудсорсинга.
Эффект от подобного рода взаимодействия можно назвать синергетическим, поскольку интегрированные между собой ресурсы не только облегчают задачу пользования ими, но и, в ряде случаев, позволяют проводить более глубокую аналитику, найти новые подходы к решению сложных задач, которые не мог решить данный конкретный орган госвласти, действуя в одиночку. Космический мониторинг и навигация - лишь один, хотя, может быть, и самый наглядный, пример технологий, позволяющих создать новый класс инструментов для организации эффективной коллективной работы, причем, в самом широком понимании, без искусственных ограничений, накладываемых межведомственными барьерами.
Если вернуться к рассмотренному примеру применения “космических” технологий, то следует упомянуть несовершенство законодательства в этой области, например, отсутствие нормативно-правовой базы, делающей обязательной применение подобного рода технологий тех случаях, где уже практически доказана их высокая эффективность, что отмечается, в частности, рядом коммерческих игроков на этом рынке. Достаточно очевидна необходимость дальнейшего развития технологической инфраструктуры в этой области, что позволило бы шире использовать данные, полученные с отечественных спутников. Можно сделать предположение, что для успешного коммерческого развития проекта ГЛОНАСС и ряда других, имеет смысл более активно привлечь к развитию сервисов на базе “космических” технологий компании сегмента СМБ, отличающиеся своей динамичностью и активным использованием инноваций.
Антон Степанов
На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway.
CNews: Какие государственные инициативы оказывают сегодня наиболее существенное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка, по вашим наблюдениям?
Ренат Юсупов: Наиболее сложной, масштабной государственной инициативой является «электронное правительство», в состав которого входит множество подпрограмм, которые реализуются практически всеми ведомствами. В рамках этой инициативы несколько десятков министерств, агентств, служб должны перейти на электронное взаимодействие как между собой, так и с гражданами, и с бизнесом. Безусловно, это серьезно стимулирует развитие информационных технологий в государственном секторе.
Основная проблема органов государственной власти заключается в том, что они действуют в рамках собственных представлений о развитии ИТ. В результате на свет появляются разрозненные, несовместимые между собой информационные системы. И идея их консолидации является основной задачей создания «электронного правительства».
1 октября 2011 г. завершился первый этап работ – ведомства подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сейчас начался процесс очистки данных для того, чтобы объединить системы различных ведомств и создать единый источник информации, который будет использоваться при исполнении всевозможных регламентов – и электронного взаимодействия, и предоставления госуслуг.