|
|
Обзор подготовлен
Ворвавшаяся в нашу жизнь информатизация медленно, но верно набирает обороты и диктует условия, тем самым, расширяя границы сфер своего влияния. И рядовому обывателю, привыкшему пользоваться исключительно стационарным телефоном и держать связь с родственниками из отдаленных регионов при помощи писем и поздравительных телеграмм, только в силу закостенелости кажется, что век технологий обойдет его стороной. В действительности дела обстоят совсем иначе.
Крупные торговые компании, холдинги и федеральные сети, десятками открывающие в регионах свои магазины, филиалы и представительства, уже давно предлагают потребителям возможность заказывать товары посредством электронных торговых площадок, а интернет-магазины становятся одним из основных розничных каналов продаж. При желании через всемирную сеть без труда можно заказать все, что угодно, а, утомившись от заказов, даже удовлетворить свои гастрономические аппетиты: от просьбы привезти вам по адресу банальную пиццу до заказа на дом полного набора продуктовой корзины.
Впрочем, в общей массе решением насущного вопроса о провианте посредством интернета занимается лишь малая толика потребителей. В основном, это люди, зарабатывающие довольно приличные деньги, из-за чего им попросту экономически невыгодно тратить свое драгоценное время на беготню по продуктовым магазинам. В более широком масштабе информатизацией в регионах затронута уже довольно значительная часть жизни простого обывателя.
Одним из основных флагманов внедрения информационных технологий является банковский и финансовый сектор. Человек может не хранить в банке свои сбережения, не иметь в нем вкладов, не открывать сберкнижку или зарплатную карту, если деньги по старинке выдаются ему наличными в бухгалтерии по месту работы. Но он в любом случае обязан ежемесячно оплачивать счета-извещения по поводу предоставленных ему коммунальных услуг.
Причем, как показывает практика, одной лишь «коммуналкой» дело не ограничивается. Люди ежемесячно платят за газ и электроэнергию, детские сады и дополнительное образование, интернет и кабельное телевидение, радио и телефон, пополняют баланс мобильников, «гасят» штрафы, вносят ипотечные платежи и платежи по потребительским кредитам, совершают денежные переводы т.д. и т.п. Сделать все это можно с помощью банковских карт (безналичная форма расчета), через платежные терминалы (расчеты с наличностью), а также посредством набирающего все большую популярность онлайн-банкинга (online banking).
Несомненные преимущества практического использования системы онлайн-банкинга заключаются в ее мобильности и возможности моментального отслеживания совершаемых банковских операций. Для вхождения в эту систему достаточно доступа в сеть интернет, а пользоваться ей не сложнее, чем любым другим интернет-ресурсом.
Как бы там ни было, но онлайн-банкинг предоставляет ряд действительно удобных функций. Во-первых, он позволяет получать доступ к вашим банковским счетам с любого подключенного к сети компьютера (при этом доступ будет осуществляться через защитное соединение в интернете, что оградит вас от нежелательных вторжений из вне). Во-вторых, узнавать информацию о суммах остатков и движении денежных средств. В-третьих, направлять в обслуживающие вас банки платежные поручения и в дальнейшем контролировать их исполнение. Среди других плюсов можно назвать возможность отзыва ранее уже направленных поручений (если в них отпала необходимость), информационную связь с банком и осуществление обмена сведениями с бухгалтерской системой вашего предприятия.
Безопасность всех операций по управлению банковскими счетами находится на достаточно высоком уровне. Банки постоянно учитывают рекомендации, разрабатываемые спецслужбами в отношении сохранности данных и в обязательном порядке используют сертифицированные средства криптографической защиты информации, что дает возможность пользователям совершать банковские операции не беспокоясь за сохранность передаваемых в сеть данных.
Таким образом, наряду с колоссальной экономией времени, информационные технологии в значительной мере экономят и денежные средства потребителей. Зачастую процент, взимаемый теми же банками за проведение платежа при безналичном расчете посредством пластиковой карты, оказывается ниже, чем при оплате счетов-извещений наличными. В ряде случаев эта комиссия не берется в банковских терминалах вообще. А при оплате покупок, сделанных в торговых центрах с помощью карты, клиентам, чаще всего, начисляются накопительные баллы, предоставляются различные скидки и дополнительные бонусы.
В итоге людей деликатно подводят к мысли, что оплачивать счета за оказанные им услуги при помощи электронной системы не только гораздо быстрее и выгоднее, но еще куда удобнее и надежнее. Благодаря такому ненавязчивому подходу, заставляющему обывателей, казалось бы, самостоятельно принимать условия игры, на практике успешно применяются методы расширения сфер влияния ИТ на различные социальные и возрастные категории.
Представители телекоммуникационного сектора также являются весомыми игроками рынка региональной информатизации. Для примера, «Ростелеком» на региональных ранках под брендом «Домашнее ТВ» активно продвигает более 100 каналов качественного цифрового телевидения, подключает пользователей к сети интернет, предоставляет услуги интеллектуальной сети «Бесплатный вызов» и занимается распространением мультисервисных телефонных карт. Сотовые компании («Мегафон», МТС, «Билайн», «Теле-2» и другие), для которых завоевание бескрайних российских просторов также представляет повышенный интерес, пытаются ни в чем не уступать коллегам-конкурентам.
Также в роли крупного игрока на рынке региональной информатизации выступает само государство, так как солидные финансовые ресурсы сосредоточены как раз в структурах госвласти, перед которыми благодаря доступу к бюджетным источникам (в том числе и к федеральной казне) открываются широкие просторы по информатизации своей деятельности.
В силу глобализации процесса, связанного с информатизацией, руководители все большего количества департаментов, бизнес-инкубаторов, многофункциональных центров, бирж труда и прочих ведомств, входящих в «госпакет», осознают необходимость развиваться в заданном направлении и работать на опережение, пока им не напомнят, что на дворе уже давно царит XXI компьютеризированный век. В результате администрации регионов создают у себя на местах модели электронных правительств, обещающие заметно облегчить процедуру общения простых граждан с чиновниками различных рангов, а заодно упростить механизм получения ими ответов на сделанные ранее запросы.
«Внедряется комплекс систем подготовки принятия решений, включающий в себя ряд информационно-аналитических систем республиканского и ведомственного уровня, таких как электронный архив, финансовые системы министерства финансов республики. Внедряется региональный сегмент ГАС «Управление», информационно-аналитическая система «Семантический архив». В планах на ближайшее время – разработка и внедрение единого геоинформационного портала республики»,- рассказывает Александр Селютин, референт главы и главный конструктор электронного правительства Республики Коми.
А Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями "Энвижн Груп", в числе наиболее востребованных региональных решений перечисляет создание ситуационных центров (или центров управления) разных уровней со своей специализацией: центр для губернатора, экстренных служб, различных ведомств, построение безопасного или, как теперь принято говорить, "умного" города и информатизацию медицинских учреждений.
Пытаются не отставать от региональных властей городские и районные центры занятости населения. При помощи компьютерных баз данных и доступа через интернет к всероссийским банкам вакансий, где содержатся сведения о свободных рабочих местах от Калининграда до Владивостока, специалисты бирж труда еще на первоначальном этапе могут предложить гражданам, обратившимся к ним за предоставлением государственной услуги, подходящую работу. В том случае, если эта работа устраивает человека или он готов на переезд в другую местность для того, чтобы заполучить ее (существует и такая государственная программа, предусматривающая определенную форму финансовой поддержки ее участников), можно с уверенностью утверждать: информатизация процесса способствует сдерживанию уровня роста безработицы на региональных рынках труда. И такой вывод, по мнению «биржевиков», напрашивается сам собой, так как вопрос с трудоустройством решается еще до момента признания обратившего гражданина безработным, до присвоения ему соответствующего статуса, до его постановки на учет и до назначения пособия по безработице.
Словом, информатизация регионов развивается совершенно в разных направлениях, что обуславливает появление на территориях субъектов все большего количества участников процесса. В конце апреля 2011 года все заинтересованные в его развитии лица собирались на Десятый межрегиональный форум «Информационные технологии в госсекторе: Регионы», где для решения задач информатизации регионов были представлены информационно-аналитические системы, касающиеся качества жизни, безопасности, социального развития, уровня дохода и т.п.
С тем, что региональная информатизация является в современной России приоритетной задачей государственного управления, согласились все участники форума, пришедшие к выводу, что выполнение этой задачи обеспечит конструктивный диалог региональных властей и населения, а, главное, будет всецело способствовать достижению экономической, политической и социальной стабильности в субъектах Российской Федерации. В то, что предпринимаемые попытки увенчаются успехом и это произойдет на самом деле, очень бы хотелось верить.
Максим Никитин