|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какие государственные инициативы оказывают сегодня наиболее существенное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка, по вашим наблюдениям?
Роман Кругляков: Основными государственными проектами по-прежнему остаются перевод государственных услуг в электронный вид, развитие межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, распространение Универсальной электронной карты и создание инфраструктуры для ее использования.
Жесткая позиция правительства в отношении выполнения ведомствами и регионами сроков, предусмотренных действующим законодательством (прежде всего, речь идет о 210-ФЗ), привела к возникновению достаточно большого сегмента рынка, связанного с перечисленными инициативами.
Очень ожидаемым государственным проектом является модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и внедрение медицинских информационных систем и персонифицированного учета во всех медицинских учреждениях России. Работы в этом направлении находятся на стартовой позиции, федеральная инфраструктура еще не создана, но в регионах уже началась активная деятельность и появились отдельные пилотные внедрения.
Я бы отметил еще несколько инициатив, о которых в последнее время заявляли представители правительства РФ, и которые в будущем должны оказать заметное влияние на рынок ИТ в госсекторе. Речь идет о повсеместном внедрении проектного управления, создании единого фонда алгоритмов и программ и переводе госорганов на СПО.
Компания «Армада» активно участвует в процессах информатизации органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы считаем, что и в дальнейшем локомотивом развития ИТ-отрасли в России, прежде всего, будут являться государственные программы.
CNews: Как вы оцениваете итоги реализации государственных инициатив в области внедрения ИТ (электронное правительство, социальные карты и т.п.) на сегодняшний день?
Роман Кругляков: В целом, мы оцениваем происходящие процессы положительно. Успешно работает федеральный портал государственных слуг, на федеральном уровне работает система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с 1 октября доступно несколько десятков востребованных федеральных сервисов, в большинстве субъектов РФ созданы региональные порталы государственных услуг и многофункциональные центры, создана необходимая нормативная база, стимулирующая использование всей уже созданной и создаваемой инфраструктуры для оказания государственных услуг.
Безусловно, недостатков тоже хватает, но среди них нет неустранимых, и есть ощущение, что процесс информатизации стал необратимым. Поэтому мы ждем роста рынка в этом сегменте, и прежде всего в регионах, которые только в 2011 году массово включились в работу.
CNews: Какие могут быть отложенные эффекты от перехода к работе с открытыми данными? Какой потенциал здесь открывается в контексте межведомственных взаимодействий, в частности - и ведутся ли уже какие-то диалоги в этом направлении?
Роман Кругляков: Я думаю, что основным эффектом будет значительное повышение качества тех информационных ресурсов, которые на сегодняшний день накоплены и начинают предоставляться через СМЭВ. Ведомства, пользуясь созданным инструментом взаимодействия в электронной форме, фактически выверяют информационные массивы своих коллег как с точки зрения качества данных (это на сегодня, пожалуй, главная проблема), так и с точки зрения качества создания самой технологической инфраструктуры, ее производительности и т.д. Как только информационный ресурс оказывается выведен за пределы одной организации и становится публичным, все его недостатки тут же выплывают наружу.
Те же особенности можно отметить и в части реализации инициативы «открытых данных», которые государство публикует для населения и бизнеса. Например, недавно Департамент информационных технологий правительства Москвы заявлял об открытии нескольких информационных массивов для публичного пользования. Я думаю, как только бизнес начнет действительно активно использовать эти данные, к ним будет применим тот же эффект.
CNews: Какие сложности приходится преодолевать в процессе подключения ведомств к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)?
Роман Кругляков: Я бы выделил несколько сложностей, с которыми мы столкнулись в своей практике. Во-первых, это разнообразие используемой нормативно-справочной информации во взаимодействующих системах.
Во-вторых, невысокое качество самих данных в информационных системах, которое зачастую делает невозможным их использование при принятии решений в автоматическом режиме.
В-третьих, информационная безопасность - зачастую необходимые системы ведомств стоят в сетях с очень высоким классом защищенности, что не позволяет подключить их к СМЭВ простым способом.
В-четвертых, производительность – рот создании некоторых федеральных сервисов мы уже столкнулись с тем, что количество запросов к популярным информационным ресурсам с появлением СМЭВ растет гигантскими темпами.
Однако стоит отметить, что все эти сложности, безусловно, являются преодолимыми в рамках конкретного ведомства и проекта.
CNews: Как вы оцениваете уровень распространения СПО в органах госвласти? Как можно оценить активность миграций - в том числе и обратных?
Роман Кругляков: На данный момент, в связи с распоряжением № 2299, заинтересованность органов власти в СПО возросла. Но отсутствие нормативной базы, регулирующей внедрение СПО, а также невысокий уровень осведомленности ИТ-служб ведомств об СПО пока тормозит его распространение.
Переводить ли существующие информационные системы на СПО, внедрять ли новые системы на основе СПО – на все эти вопросы можно ответить в рамках обследования существующих систем и составления индивидуального плана перехода. Мы уже сейчас можем отметить, что при создании новых систем выбор все чаще делается в пользу СПО.
CNews: Какие наиболее значимые ИТ-проекты ваша компания реализует в госсекторе сегодня?
Роман Кругляков: В 2011 году основную долю заказчиков компании «Армада» составили госучреждения и компании с госучастием. Это более 300 организаций, из них более 50% - федеральные госструктуры. Среди интересных и важных проектов, реализованных «Армадой» в 2011 году, можно отметить наше участие в создании федерального сегмента инфраструктуры универсальной электронной карты, работу с рядом федеральных ведомств (прежде всего в части подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия для нескольких ведомств), развитие системы «Трудовая миграция» для ФМС России, развитие единой межведомственной статистической системы, разработку ИТ стратегии для Росрыболовства, проекты для Минкультуры, Минздрава и другие.
В 2001 году активно развивался и региональный сегмент, «Армада» внедрила электронное правительство в республике Коми, Ярославской, Вологодской и других областях.
Ряд крупных проектов по автоматизации государственных услуг был успешно запущен в рамках нашего взаимодействия с правительством г. Москвы. Стоит отметить, прежде всего, старт работ по созданию Автоматизированной системы оказания государственных услуг и функций (АС ГУФ), разработку автоматизированной информационной системы для службы трансплантологии, создание портала правительства Москвы www.mos.ru.
Компания ПМТ, входящая в состав «Армады», активно занимается информатизацией здравоохранения на уровне субъектов РФ, примером могут служить проекты по внедрению МИС «Медиалог» в Хабаровском крае и автоматизация регистратуры во всех ЛПУ Калининградской области.
Среди компаний с государственным участием стоит отметить старт масштабного проекта по созданию системы управления открытой валютной позицией для Сбербанка РФ, а также проекты для холдинга МРСК - проект по переводу компании «МРСК Урала» на программное обеспечение с открытым кодом, аудит информационных систем и разработку корпоративного сайта для «МРСК Центра».
CNews: Спасибо.