|
|
Обзор подготовлен
CNews: В 2010 г. завершилась программа «Электронная Россия». Ее суммарный бюджет за 2002 - 2010 гг. составил около 21,2 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Как вы оцениваете итоги ее реализации? Удалось ли программе достичь поставленных целей? Какие сложности возникали в процессе ее реализации?
Алексей Попов: С точки зрения общества, итоги «Электронной России» не так заметны, как этого, наверное, хотелось бы тем, кто ее разрабатывал. Ведь в целом граждане по-прежнему взаимодействуют не с единой государственной структурой, а с отдельными ведомствами.
Главным результатом этой программы является то, что она заставила всех в полной мере осознать роль и место информационных технологий в жизни граждан и государства. А также создала некоторую техническую основу для тех задач, которые мы решаем сейчас.
Отмечу, что основная проблема реализации вообще ИТ-проектов – организация управления ими. Специалисты, имеющие за спиной опыт завершенных больших ИТ-проектов, понимают, насколько это важно. Если проекты внедрения ИТ реализуются не по стандартам лучших практик проектного управления, либо под непосредственным руководством не имеющих опыта реализации крупных ИТ-проектов менеджеров, они практически всегда обречены на неудачу.
CNews: В августе 2010 года был принят Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Насколько точно соблюдаются предусмотренные этим планом сроки? С чем связаны отклонения от графика, если такие существуют?
Алексей Попов: Предоставление государственных услуг по принципу «одной инстанции» – один из важнейших модернизационных проектов государства. Срок его реализации уже был сдвинут на три месяца (на 1 октября 2011 года) для федеральных и на год (на 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных органов власти.
Дело в том, что проект подразумевает значительное число участников. Это все органы власти, оказывающие услуги, – около 70 на федеральном и еще больше на региональном и муниципальном уровне. Идея, что они смогут самостоятельно договориться между собой и исполнить закон, несостоятельна. Ведь переход на электронные госуслуги требует перестройки всей системы взаимодействия государства с гражданами и ведомств друг с другом. И без ежедневного персонального руководства этот процесс не состоится.
За прошедшее время было сделано много: утверждены планы, выпущено большое количество методических рекомендаций. Но единого архитектора процесса не существовало. Поэтому при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления была создана специальная Правительственная подкомиссия, которая работает на регулярной основе.
Что сделано этой подкомиссией? В настоящее время существует около 300 федеральных и столько же типовых региональных услуг, требующих межведомственного взаимодействия. В их оказании задействовано порядка 70 ведомств. Чтобы эти услуги стали электронными и оказывались бы по принципу «одной инстанции», они должны пройти дорожную карту.
Для этого, во-первых, услугу необходимо спроектировать – нарисовать блок-схему и определить ответственные за ее исполнение ведомства. Во-вторых, после проектирования внести изменения в нормативно-правовые акты. В-третьих, параллельно приступить к технической реализации – разработать web-сервис, разместить его в СМЭВ, протестировать, обеспечить обмен. В-четвертых, необходимо обеспечить юридическую значимость документооборота - это ЭЦП, единое пространство доверия. На пятом этапе - провести обучение сотрудников ведомств работе в новых условиях «единой инстанции» при оказании услуг заявителям.
Система СМЭВ, корневой удостоверяющий центр, ЭЦП, а также прочие элементы технической инфраструктуры электронного правительства созданы Минкомсвязи, которая отвечает за их бесперебойное функционирование. А вот заниматься первой составляющей, к сожалению, мы начали только в апреле 2011 г. после создания подкомиссии. Отчасти задержки в реализации плана перехода на электронные госуслуги связаны именно с тем, что процесс проектирования надо было начать раньше. Кроме того, мы ввели понятие ИТ-руководителя в ранге заместителя руководителя каждого ведомства. До этого таких жестких требований в области информатизации в госструктурах не существовало. Теперь в каждом министерстве, агентстве, службе есть зам, курирующий ИТ, и при нем рабочая группа, куда входят юристы, функциональные специалисты, айтишники. Мы ведем реестр таких ответственных и внимательно следим за их достижениями.
Таким образом, мы разработали и утвердили на Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления типовую дорожную карту – план перехода на электронные госуслуги. Затем каждое ведомство представило нам свой собственный вариант этого плана. Это произошло в июне 2011 г.
Сейчас из 337 технологических карт подкомиссией одобрены все 337. Но, самое главное, что ведомства встретились, нашли общий язык и поняли, каким образом они будут внедрять электронные госуслуги.
CNews: Каким образом осуществляется контроль за ходом работ?
Алексей Попов: Минэкономразвития создан специальный портал. На нем публикуются последние новости, протоколы заседания подкомиссии и те карты, которые были одобрены.
На портале создана система мониторинга, куда каждое ведомство и каждый субъект Российской Федерации еженедельно заносят данные о ходе реализации проекта. Анализируя эти данные, мы делаем выводы о том, на каком этапе они находятся. Таким образом, к октябрю 2011 г. нам удалось достигнуть существенных практических результатов.
Конечно, в октябре в работе ведомств, особенно в городах и районах России, наблюдались как некоторые технические сбои, так и простое недопонимание между сотрудниками ведомств и заявителями при работе в новых условиях по принципу «одной инстанции». Поэтому, на переходный период параллельно сохранена и возможность получения заявителями государственных услуг по старой схеме – с физическим сбором всех необходимых справок.
Думаю, что проект такого масштаба реализуется в России впервые. Но я уверен, что мы справимся с этой задачей, потому что решаем ее правильно. Конечно, будут и отстающие ведомства, но мы не собираемся делать из этого секрета. Это должно стать достоянием общественности, для чего создана страница в интернете. На этой странице будет освещаться переход на принцип «одной инстанции» не только по федеральным органам власти, как сейчас, но и с ноября по каждому субъекту Российской Федерации.
CNews: Переход на межведомственный электронный документооборот является ключевым моментом создания электронного правительства. Как продвигаются работы в этом направлении?
Алексей Попов: Электронный документооборот может быть разный: неструктурированный - например, отправка письма, или структурированный - например, отправка платежки в банк. Для организации предоставления услуг по принципу «одной инстанции» важнее, как будет происходить межведомственный обмен структурированными документами. И здесь сроки перехода на электронное общение были обозначены четко - это 1 октября 2011 г. При этом, конечно, на первом этапе подавляющее большинство граждан продолжает приносить документы в бумажном виде в силу привычки, но это одна бумага, а не 25 разных справок.
CNews: Как вы оцениваете долю госведомств, осуществляющих электронное взаимодействие?
Алексей Попов: Все ведомства, которые должны были перейти на межведомственное взаимодействие с 1 октября, на основании согласованных технологических карт разработали, зарегистрировали в СМЭВ и протестировали 106 электронных сервисов. Таким образом все готово к тому, чтобы общаться в электронном виде. Статистика взаимодействия ведомств через эти сервисы также еженедельно публикуется в интернете.
CNews: Насколько имеющаяся в стране законодательная база готова к тому, чтобы были реализованы заявленные руководством страны инициативы в области информатизации госсектора?
Алексей Попов: 1 июля принят большой пакет изменений в несколько десятков законов в различных сферах: недвижимости, налогообложения, правопорядка и иных. Еще будут некоторые изменения, и мы надеемся принять их этой осенью.
Нельзя забывать о том, что не все процессы, связанные с переходом к электронным госуслугам, описываются федеральными законами. Очень многие из них находятся в юрисдикции ведомств, которые принимают соответствующие регламенты.
CNews: Каким образом осуществляется контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных утвержденными правительством программами? Как вы оцениваете эффективность государственных расходов на ИТ?
Алексей Попов: Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления еженедельно заслушивает ведомства и обсуждает результаты, полученные с помощью системы мониторинга, о которой я уже рассказывал.
Что касается эффективности государственных расходов на ИТ, то сейчас мы работаем над реструктуризацией постановления, согласно которому ИТ-расходы должны быть выделены отдельной строкой и согласованы с Минкомсвязи. К этой работе активно подключился Минфин.
Уже сейчас картина того, сколько и на что тратят ведомства, достаточно прозрачна. После реструктуризации постановления мы сможем не только контролировать, но и координировать, направлять эти расходы. Хотелось бы, чтобы процесс информатизации ведомств стал публичным от начала и до конца. Должны стать прозрачными не только закупки, но и результаты ИТ-проектов. Надеюсь, такая система будет введена Минкомсвязи в опытную эксплуатацию в конце текущего года, а в дальнейшем порядок распространится и на субъекты Российской Федерации.
При этом мы всячески будет стимулировать применение проектного подхода при реализации ИТ-проектов, вплоть до отказа в финансировании при его неприменении.
CNews: Правительство неоднократно заявляло о необходимости широкого внедрения СПО в государственном секторе. Какое развитие получила эта инициатива?
Алексей Попов: В рамках инициативы по повышению прозрачности ИТ-проектов в госсекторе мы хотим создать Общероссийский фонд алгоритмов и программ, куда будут помещаться результаты всех работ. Это будет способствовать развитию СПО, потому что ведомствам придется объяснять, почему они не взяли бесплатно то или иное готовое решение из этого фонда, а заказали его разработку или закупили лицензию.
CNews: Как развивается проект по созданию универсальной социальной карты?
Алексей Попов: Социальная карта – всего лишь ключ к получению государственных услуг. Поэтому я считаю главной задачей создание бэк-офиса, о котором мы уже говорили.
А проект по внедрению универсальной электронной карты идет своим чередом. Кроме того, я не считаю карту единственным способом подключения фронт-офиса. Чем более рыночным будет этот способ, тем он будет дешевле и удобнее. Например, почему бы не использовать для этих целей мобильный телефон?
CNews: Какие меры, на ваш взгляд, могли бы стимулировать переход госведомств на электронный документооборот, внедрение электронных госуслуг и т.д.?
Алексей Попов: Я думаю, что это, во-первых, политическая воля – она сформулирована в законе. Во-вторых, четкое, внятное и понятное управление этим процессом. И, в-третьих, система мониторинга. Плюс, конечно, четкое осознание конкретными руководителями конкретных ведомств своей персональной ответственности за результат. Мне кажется, сейчас у нас все это есть.
CNews: Какие инициативы в области внедрения ИКТ готовит правительство Российской Федерации и возглавляемый вами департамент, в частности?
Алексей Попов: Главная наша задача - это реализация модернизационного проекта по внедрению электронных госуслуг, о котором мы уже говорили.
Кроме этого, существует несколько важных инициатив, которые коснутся всей страны – от федерального уровня до каждого сельского поселения. Во-первых, в этом году была утверждена концепция внедрения ИТ в здравоохранении. Во-вторых, принято распоряжение правительства Российской Федерации о концепции автоматизированной системы управления общественными финансами, так называемом электронном бюджете, которая позволит, в том числе, открыто и прозрачно в сети интернет соотносить расходы и результаты деятельности публично-правовых образований.
CNews: Спасибо.