|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какие основные задачи были решены в ходе информатизации Министерства иностранных дел?
Михаил Афанасьев: Информатизация МИД России – это целенаправленный многовекторный процесс, призванный обеспечить максимально эффективное исполнение министерством своих государственных функций по осуществлению внешней политики страны на основе современных методов и механизмов принятия решений, а также реализацию значительного числа прикладных задач, в том числе административных, кадровых, хозяйственных и т.д.
В плане практических результатов можно говорить о поэтапном формировании единого информационного пространства, охватывающего центральный аппарат МИД России, его территориальные органы и российские загранучреждения (посольства, представительства, консульства). Введены в эксплуатацию несколько специализированных информационных систем; созданы многочисленные базы данных, необходимые для работы дипломатов и других специалистов. Подразделения министерства оснащены автоматизированными рабочими местами для всех без исключения сотрудников.
В самостоятельное направление информатизации следует выделить создание современных консульских систем, которые позволили автоматизировать практически все возложенные на МИД функции в этой сфере, предоставляемые российским и иностранным гражданам и организациям.
Большое внимание на всех этапах процесса информатизации руководство МИД России уделяло и продолжает уделять вопросам информационной безопасности. Нет нужды объяснять, насколько чувствительными бывают сведения политического, экономического, военно-стратегического и т.п. характера, обрабатываемые внешнеполитическим ведомством. Скандал вокруг WikiLeaks подтверждает тот факт, что их утечка может привести к самым негативным последствиям для международной обстановки и двусторонних отношений государств. Защита информации - один из приоритетов министерства, в том числе применительно и к собственным информационным системам.
CNews: Некоторые информационные системы МИД России, например, информационная система по внешнеполитическим вопросам, были созданы еще в начале 90-х годов. Будет ли проводиться замена этих информационных систем на более современные?
Михаил Афанасьев: Действительно, базовые элементы действующих информсистем МИД России возникли еще в начале 90-х годов, а свою сегодняшнюю конфигурацию эти системы обрели в 2001 году с вводом в промышленную эксплуатацию Информационной системы по внешнеполитическим вопросам (ИС ВПВ). Этот вполне зрелый возраст не означает, однако, что настало время для слома всего ранее созданного и перехода на абсолютно новые технические и программные решения. В самой концепции ИС ВПВ заложена идея непрерывного развития и совершенствования этой системы в ногу как с научно-техническим прогрессом, так и с функциональными потребностями министерства. В качестве примера могу привести ведущуюся в настоящее время работу по созданию ситуационно-кризисного центра МИД России, который станет составной частью ИС ВПВ, привнеся в нее самые современные достижения в области компьютерного анализа и прогнозирования. В соответствии с известными решениями правительства Российской Федерации начата проработка вопросов постепенного перехода на свободное программное обеспечение.
CNews: МИД России имеет представительства на территории Российской Федерации и консульские учреждения за рубежом. Как организовано информационное взаимодействие между этими структурами? Какая доля документооборота осуществляется в электронном виде?
Михаил Афанасьев: Представительства МИД России на территории Российской Федерации выполняют самые различные функции. Их информационное взаимодействие с подразделениями центрального аппарата министерства организовано в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 477. С введением в эксплуатацию с 01 июля 2011 года системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) часть служебной переписки переведена на безбумажную основу. Обмен информацией между Центром и российскими консульскими учреждениями за рубежом по визовым вопросам осуществляется исключительно в электронном виде.
CNews: Деятельность МИД России осуществляется в тесном взаимодействии с другими госорганами и зарубежными организациями. Как организован информационный обмен с этими ведомствами?
Михаил Афанасьев: Основными каналами информационного обмена между МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и т.п. являются уже упомянутая мною система МЭДО и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) при предоставлении государственных и муниципальных услуг (функционирует с 01 октября 2011 г.). В целях обеспечения аутентичности направляемой по этим каналам информации в министерстве создан ведомственный удостоверяющий центр.
Переписка МИД России с иностранными организациями и ведомствами осуществляется как в электронной форме, так и с дублированием документов на бумажных носителях. Это и понятно: дипломатия – сфера вековых традиций. Насколько мне известно, до сегодняшнего дня ни один межгосударственный договор в мире не был заключен без оригинальной подписи уполномоченных лиц и приложения печатей. Сохраняется и так называемая нотная переписка, т.е. обмен корреспонденцией между государствами и дипломатическими представительствами в форме официальных писем.
CNews: Как вы оцениваете техническую оснащенность в сфере ИТ МИД России в сравнении с зарубежными организациями, с которыми вы взаимодействуете по роду своей деятельности?
Михаил Афанасьев: Нам довольно сложно судить, как устроены, в т.ч. с технической точки зрения, информационные системы у наших партнеров за рубежом. По вполне понятным причинам сведения об этом подпадают под разряд конфиденциальных. Что различимо невооруженным глазом, так это функциональные возможности иностранных коллег. В чем-то они превосходят наши, в чем-то мы «впереди планеты всей». В целом есть все основания говорить о том, что техническая оснащенность МИД России позволяет обеспечить использование информационно-коммуникационных технологий на самом современном уровне, который вполне сопоставим с зарубежным.
CNews: С 2005 года в Российской Федерации реализуется проект по внедрению паспортов нового поколения. Какие работы в рамках этого проекта уже проведены для МИД России? Что запланировано на ближайшие годы?
Михаил Афанасьев: МИД России в рамках внедрения государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения оформляет биометрические паспорта для российских граждан на 16 объектах, из которых 2 находятся на территории России и 14 – за рубежом в посольствах и генеральных консульствах.
До конца 2011 года планируется оснастить аппаратно-программными комплексами для оформления биометрических паспортов еще 80 консульских загранучреждений, а к 2013 году эти работы будут завершены.
Всего по состоянию на 1 сентября 2011 года консульскими загранучреждениями вместе с Консульским департаментом МИД России выдано около 46 тысяч биометрических паспортов.
CNews: Посольства европейских стран в России делают работу с гражданами все более удобной. Значительное число их предлагает услуги по заполнению документов прямо на сайте, возможность записи на прием через интернет и многое другое. Как организована работа российских посольств за рубежом?
Михаил Афанасьев: Предоставление консульских услуг с использованием веб-технологий в настоящее время действительно становится мировой практикой, и наши загранучреждения не остаются в стороне. В рамках работ по развитию консульских систем нами созданы официальные специализированные сайты, которые в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных позволяют заполнять электронные формы российских визовых анкет, заявлений на выдачу российских паспортов, заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, записываться на прием в консульские загранучреждения.
CNews: Соответствуют ли имеющиеся у вас возможности в сфере хранения и оперативной обработки данных современным потребностям МИД России?
Михаил Афанасьев: В распоряжении МИД России находятся огромные информационные ресурсы, требующие от возглавляемого мною подразделения самого пристального внимания к вопросам их хранения, оперативной обработки и безопасности. Имеющиеся возможности в целом отвечают потребностям МИД России, однако это не повод для самоуспокоения. В процессе поступательного развития находятся профильные информационно-аналитические и геоинформационные системы. Осуществляются мероприятия по развитию цифрового контента и удаленного доступа к нему для заинтересованных пользователей. В частности, идет «оцифровка» архива внешней политики Российской империи.
CNews: Насколько широко и в каких сферах в МИД России используется ИТ-аутсорсинг?
Михаил Афанасьев: С учетом мировой практики и соблюдения принципа взаимности ИТ-аутсорсинг используется министерством при открытии российских визовых центров за рубежом. Первые такие центры России уже открыты нами в Великобритании, Испании, Финляндии, Эстонии. Результаты их деятельности говорят о заметном упрощении для заявителей процедуры подачи визовых заявлений и сокращении времени их обработки. Важно отметить, что открытие визовых центров ведется за счет организаций, на базе которых они создаются, а не за счет бюджетных ассигнований министерства.
CNews: Спасибо.