|
|
Обзор подготовлен
CNews: Основными направлениями информатизации государственных ведомств последнего времени стали переход к предоставлению электронных государственных услуг и внедрение межведомственного электронного документооборота. Как вы оцениваете готовность государственных ведомств к «электронному правительству»? Создана ли инфраструктура, необходимая для того, чтобы электронные услуги стали доступны всем желающим?
Валерий Диденко: На мой взгляд, когда мы говорим об «электронном правительстве», необходимо говорить о готовности не только государственных ведомств, но и всего общества в целом и происходящих в нем процессах. К примеру, на текущий момент меньшая часть населения страны готова к переходу на электронные способы взаимодействия с государством. Хотя конечно эта часть растет, сейчас на смену приходит новое поколение, которое имеет соответствующие навыки и образование.
Готовность государственных ведомств еще ниже, в первую очередь из-за того, что не все федеральные органы полноценно оснащены современными средствами ИТ-инфраструктуры, не говоря о региональных и муниципальных ведомствах, хотя в целом степень автоматизации за последние годы повысилась. Существуют проблемы, которые необходимо решать в кратчайшие сроки – это недостаток квалифицированных ИТ-специалистов, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие универсальной системы обмена данными, системы общедоступных форматов и стандартов.
Другая проблема – это коррупция. «Электронное правительство» должно во многом «выбивать» почву из-под ног взяточников, когда за каждую справку необходимо платить, но пока чиновники вольно или невольно препятствуют активному внедрению электронных услуг.
Помимо инфраструктурных проблем в процессе внедрения электронных госуслуг необходимо решить множество других: способ идентификации пользователей, будет ли каждому жителю выдаваться электронная цифровая подпись (ЭЦП), какие услуги будут платными, а какие нет, обеспечение безопасности обмена информации и защита персональных данных и пр.
В тоже время можно отметить, что в ряде ведомств и регионов была проделана большая работа по переводу услуг в электронный вид, включая систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): там накоплен серьёзный опыт успешных внедрений.
CNews: Какие сложности приходится преодолевать в процессе подключения ведомств к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)? Это по большей части технические и организационные проблемы?
Валерий Диденко: Приходится преодолевать отсутствие или неработоспособность внутренних информационных систем (ВИС). Зачастую ведомства, подлежащие подключению к СМЭВ, не имеют ВИС, либо эти системы неработоспособны, сильно устарели и не пригодны к модернизации или доработке.
Также сложностью является низкая квалификация и слабая мотивация персонала заказчика. Часть задач при подключении ведомства к СМЭВ ложится на плечи сотрудников ведомства. Это такие задачи, как организация физического подключения ведомства к СМЭВ, получение ведомством ЭЦП, согласование технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) со смежными ведомствами. Наш опыт показывает, что квалификации сотрудников заказчика часто недостаточна для качественного исполнения этого набора задач.
CNews: Кроме того, усилия руководства страны направлены на повышение эффективности госуправления. Какие меры вы, как ИТ-компания, могли бы предложить госведомствам сегодня в этой связи?
Валерий Диденко: Повышение эффективности государственного управления, кроме внедрения упомянутых выше проектов по СМЭВ, «Стинс Коман» в первую очередь рассматривает в сфере разработки и внедрения крупных территориально-распределенных автоматизированных информационно-управляющих систем для федеральных органов, таких как АИУС РСЧС для МЧС, АИУП ДПС для ГИБДД, разработка систем общедоступных форматов и стандартов. К примеру, в МЧС разработана единая система классификации и кодирования (ЕСКК), система электронного документооборота. Все эти системы приняты в эксплуатацию, реально работают и позволяют экономить десятки миллионов рублей.
CNews: Внимание при обсуждении потребностей в автоматизации органов государственной власти в основном сконцентрировано в области оптимизации взаимодействия с населением. Но существует и еще один немаловажный аспект – безопасность граждан. Как с помощью ИТ можно усовершенствовать работу правоохранительных органов?
Валерий Диденко: С помощью ИТ возможно организовать взаимодействие органов власти, в том числе силовых структур, отвечающих за безопасность граждан, по вопросам организации системы мониторинга в местах массового пребывания людей; организации обеспечения безопасности граждан в местах проживания (домофоны, видео камеры наблюдения и т.д.); автоматизации контроля движения транспортных средств; организации реагирования на вызов экстренных служб, через единый номер 112, для чего необходимо внести изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов правительства РФ. .
В ходе заседаний Межведомственной рабочей группы по вопросам создания «Системы 112», в состав которой входят и наши специалисты, предложены соответствующие изменения в эти документы. Они направлены на обеспечение ускорения реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения и повышения безопасности граждан.
CNews: В мае 2011 г. вице-премьер Сергей Иванов заявил, что профильные ведомства сорвали план по созданию в России единой системы экстренного вызова в чрезвычайных ситуациях «Система 112». Но работы в этом направлении продолжаются, и ваша компания стала победителем одного из гостендеров. Расскажите об этом подробнее.
Валерий Диденко: Да, действительно, вице-премьер Сергей Иванов раскритиковал процесс введения в России единой службы экстренного вызова «112». Он заявил, что выполнение плана фактически сорвано. Предполагалось, что система объединит телефоны пожарной охраны, милиции, скорой помощи, газовой службы и службы «Антитеррор». Вызвать любую из этих служб россияне смогут с помощью единого телефонного номера 112.
Сергей Иванов напомнил, что, согласно концепции, в 2009 году «Система 112» должна была появиться в 20 регионах, а в 2010 году — в 44, но на самом деле появились единичные пилотные проекты. По его словам, «если называть вещи своими именами, у нас еще конь не валялся».
Вице-премьер не назвал конкретных имен виновных в срыве концепции, утвержденной правительством еще в августе 2008 года. Однако он отметил, что понадобилось более двух лет, чтобы разграничить полномочия двух ведомств — МЧС и Минкомсвязи, ответственных за реализацию идеи. По словам Иванова, сейчас основная задача профильных ведомств — форсировать работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в регионах и муниципалитетах.
О необходимости создания единого номера для экстренных вызовов заявил еще в 2005 году министр МЧС Сергей Шойгу. Летом 2007 года он побывал в Курске, где открыл областной центр управления в кризисных ситуациях и обсудил возможность введения на территории региона единого чрезвычайного телефонного номера. В конце 2007 года идею поддержал Владимир Путин на итоговом заседании российского правительства. Тогда заявлялось, что система заработает через пять лет. Спустя несколько месяцев Шойгу заявил, что «Система 112» появится в некоторых городах России к 2010 году. А в конце 2008 года Шойгу еще раз представил концепцию введения в стране единого экстренного номера, рассчитанную на срок до 2012 года.
Однако затем оказалось, что курировать проект будет не МЧС, а Минкомсвязи. Судя по всему, именно об этом периоде — с 2009-го по конец 2010 года — говорил вице-премьер, когда высказывал свое отношение к поиску разграничений ответственности двух ведомств.
Сейчас за внедрение «Системы 112» снова отвечает МЧС. На реализацию этой системы были объявлены конкурсы, один из которых «Разработка системно-технических решений и технико-экономического обоснования по созданию системы вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС» выиграл «Стинс Коман»
В ходе выполнения работ по этому проекту должна быть проведена оценка готовности субъектов Российской Федерации к развертыванию системы вызова экстренных оперативных служб; разработаны типовые системно-технические решения по созданию системы вызова экстренных оперативных служб,; разработаны системно-технические решения по созданию системы вызова экстренных оперативных служб в Краснодарском крае; разработано технико-экономическое обоснование создания системы вызова экстренных оперативных служб, с использованием ресурсов ГЛОНАСС.
Наша компания еще в 2010 году совместно с НИС «Глонасс» отработала взаимодействие элементов системы «Эра-ГЛОНАСС» и регламентов ее взаимодействия с экстренными службами в ходе тренировки экстренных служб в пилотной зоне Московской области.
CNews: Как вы относитесь к идее разработки национальной программной платформы (НПП), в частности, создания отечественных решений практически во всех сферах деятельности? Будут ли такие решения конкурентоспособными? Готова ли ваша компания участвовать в этом проекте?
Валерий Диденко: Это правильный подход, учитывая, что НПП создается на базе продуктов свободного программного обеспечения (СПО), которые развиваются мировым сообществом. Это позволит, опираясь на мировой опыт, создать базовые системные и прикладные программные продукты, отвечающие требованиям государственных органов власти.
Конкурентоспособность таких решений обеспечивается ценой, которая ниже проприетарных продуктов. Однако это, в свою очередь, требует наличия обученного персонала, а так же рынка компаний, готовых развивать и поддерживать данные системы.
Наша компания активно развивает у себя данное направление. Мы предлагаем рынку ряд системных и прикладных продуктов, полностью отвечающих требованиям по безопасности, позволяющих реализовать информационные системы уровня ERP на базе современных технологий.
CNews: Какие продукты, услуги или решения компания «Стинс Коман» предлагает российским государственным ведомствам сегодня
Валерий Диденко: «Стинс Коман» имеет большой опыт реализации проектов в области госуправления. Наличие собственной экспертизы в этой области позволяет создавать перспективные разработки для реализации требований государственных программ информационного развития. Одна из последних разработок «Стинс Коман» совместно с компанией Red Soft –программный продукт «Инфошлюз», который является хорошей возможностью для федеральных органов исполнительной власти в кратчайшие сроки решить одну из актуальных для себя задач: разработать, зарегистрировать в СМЭВ и ввести в эксплуатацию электронные сервисы.
Кроме этого, будучи разработчиками Автоматизированных информационно-управляющих систем для МЧС и ГИБДД, «Стинс Коман» предлагает ряд отдельных продуктов, основанных на данной платформе, востребованных региональными подразделениями МЧС и смежными ведомствами, и конечно, комплексный продукт «Система 112».
Специально для государственного сектора мы, совместно с партнерами, предлагаем ряд продуктов, предназначенных для управления базами данных на основе открытого кода.
Кроме того, «Стинс Коман» оказывает все услуги по построению и сопровождению ИТ-инфраструктуры.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными. Расскажите о них подробнее.
Валерий Диденко: В мае 2007 года компания завершила создание автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС), провела государственные испытания, после чего система была принята в эксплуатацию и успешно функционирует в Национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. База данных по чрезвычайным ситуациям (ЧС) насчитывает уже более 200 тыс. ЧС и пожаров.
В декабре 2007 года совместным приказом Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы и ГУ МЧС России по г.Москве была введена в эксплуатацию разработанная нашей компанией интегрированная автоматизированная диспетчерская система управлениями силами и средствами пожарно-спасательных формирований (ПСФ) Москвы с созданием единого дежурно-диспетчерского центра реагирования на базе единого телефонного номера 01. В настоящее время система функционирует с составе ЦУКС ГУ МЧС Росси по городу Москве и обеспечивает управление всеми ПСФ Москвы в автоматизированном режиме.
В октябре 2009 года в МЧС России была введена в эксплуатацию WEB-версия автоматизированной системы делопроизводства и контроля исполнения. В 2011 г. система будет развернута во всех ГУ МЧС России по Центральному и Приволжскому федеральным округам (в прошлом году она начала функционировать во всех региональных центрах МЧС России). В ноябре 2009 года распоряжением начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России введена в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-управляющая система подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (АИУП ДПС), которая в настоящее время функционирует во всех субъектах РФ. Это послужило основой для интеграции АИУП ДПС и «Эра-ГЛОНАСС».
Благодаря этому проекту, мы приглашены в октябре 2011 года для участия в развитии единой автоматизированной системы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России под эгидой секретариата руководителя Администрации президента Российской Федерации.
Кроме того начиная с 2009 года компания «Стинс Коман» ведет активную подготовку к созданию на базе наших решений «Системы 112». В 2010 году на форуме «Комплексная безопасность 2010» наш стенд системы получил диплом организаторов форума «За лучшую разработку». В конце 2010 года мы представили комплект документов по созданию системы на экспертизу во Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и получили положительное заключение на наше техническое решение «Системы 112».
CNews: Каковы планы вашей компании на 2012-2013 г.?
Валерий Диденко: В соответствии с принятой в 2010 году стратегией развития «Стинс Коман» на 2011-2013 г., мы по-прежнему будем наращивать свои компетенции в части построения разработки и внедрения автоматизированных систем федерального уровня, адекватно реагируя на те запросы, которые востребованы в первую очередь.
Сегодня для автоматизации госорганов требуется большое количество технологий по созданию прикладных программных продуктов, и здесь «Стинс Коман» четко обозначил курс на использование программного обеспечения с открытым кодом. Поэтому, наша компания будет наращивать экспертизу в этом направлении.
Большое внимание «Стинс Коман» также будет уделять нашему относительно новому направлению по внедрению автоматизированных систем по прогнозированию, оптимизации и трейдингу для топливно-энергетического комплекса.
Также компания рассчитывает на успешное продолжение работ по внедрению «Системы 112».
CNews: Спасибо.