По данным IDC, после пятиквартального спада в 3 квартале 2002 г. на мировом рынке ПК начался рост. Объем продаж увеличился по сравнению с 3 кварталом 2001 года на 3.8% и составил 32.6 млн. штук. Данный показатель ниже прогнозируемых 4.0%, однако в целом удовлетворителен для сложных условий современного рынка.
6% рост доходов в 3 квартале несколько ниже среднего для этого периода, составляющего 9.2%. Dell сохраняет свои позиции лидера в общем объеме продаж, показатели компании на 3.5% превышают показатели HP.
«Рост пока незначителен, однако очевидно, что рынок двигается в правильном направлении», утверждает Лорен Ловерд, возглавляющий направление ежеквартальных отчетов IDC. «Мы считаем, что сейчас ситуация на рынке гораздо более здоровая, чем та, что была 3 месяца назад, эйфория затихает, и прогнозы становятся более реалистичными. Инвестиции пока не очень значительны, однако постепенно увеличиваются, в то время как компании корректируют соответствующим образом свои бюджеты. Заметны определенные сдвиги на потребительском рынке, несмотря на в целом нестабильную его ситуацию. Мы не ожидаем резких изменений в 4 квартале, однако очевиден хороший потенциал дальнейшего роста».
Ситуация в регионах сложилась следующим образом:
Европа позитивный рост западноевропейского рынка. Подъем SMB, ограниченные корпоративные инвестиции.
США активизация потребительского сегмента, рост объемов продаж HP, Gateway и Dell.
Япония позитивный рост по сравнению с прошлым годом, за счет оптимизации менеджмента. Низкие показатели спроса.
Азия поступательное развитие, сохраняются лидирующие позиции Китая, остальные рынки развиваются в более медленном темпе. Не оправдались позитивные ожидания относительно объемов продаж в Корее и Индии.
Посмотрим на показатели продаж основным производителей на мировом рынке:
Взлеты и падения основных поставщиков ПК на мировом рынке, 3 кв. 2002 к 3-му кв. 2001 г.
Источник: IDC
Dell сохраняет лидирующие позиции на рынке ПК, увеличив объем продаж с 15% в предыдущем квартале до 23% в 3 квартале. Наибольшего успеха компания достигла в США, сохранив устойчивые позиции в других регионах.
HP 15% рост в общем объеме продаж в США. Значительное улучшение результатов по сравнению со 2 кварталом, ожидается резкий подъем.
IBM Отрицательные показатели продаж, тем не менее, фиксируется некоторое улучшение ситуации по сравнению с предыдущими кварталами. Неустойчивые позиции в Японии, в целом успешное продвижение в азиатском регионе.
Fujitsu-Siemens несмотря на сложные экономические условия в Японии и Германии, в 3 квартале достигнут рост 17%.
Gateway несмотря на жесткую конкуренцию с успешно продвигающимися на рынке Dell и HP, компании удалось сохранить показатели предыдущего года. Ожидается подъем в 4 квартале 2002г.
Apple незначительные показатели роста в условиях жесткой конкуренции на рынке образования. Снижение продаж дорогих ПК G4 на 30%, в целом увеличение розничных продаж Apple на 70% по сравнению с предыдущим кварталом.
Структура мирового рынка компьютеров в 3 кв. 2002 г., шт
Источник: IDC, октябрь 2002*
* Примечания:
Объем продаж включает показатели распространения по дистрибуторским каналам и розничные продажи
Данные по всем вендорам за календарный период
Данные по Hewlett-Packard включают общие объемы продаж Hewlett-Packard и Compaq
Данные по Fujitsu Siemens включают общие объемы продаж Fujitsu и Siemens.
Прогнозы неопределенны
Объявляя финансовые результаты своей деятельности в 3-м квартале, ведущие мировые производители ПК немного расплывчато обрисовали перспективы самого горячего периода года 4-го квартала, однако в целом картина создается довольно безрадостная. Последние финансовые отчеты подтвердили опасения рыночных аналитиков от сезона рождественских продаж высоких показателей не ожидают.
Факторы, заставившие компании сделать крайне умеренные прогнозы, отличаются здесь и неблагоприятный экономический климат, и отсутствие необходимости в срочном обновлении ПК, и опасения скорого начала войны с Ираком, однако общим остается убеждение, что 4-й квартал может не дать особых поводов для радости. Обратимся к заявлениям самих компаний.
По прогнозам специалистов Apple, объем продаж не будет существенно отличаться от показателя 3-го квартала. «Заглядывая в будущее, мы не ожидаем в скором времени подъема нашей индустрии», заявил исполнительный директор Apple Стив Джобс (Steve Jobs) при объявлении результатов за 3-й квартал.
IBM ожидает примерно 12% роста прибыли по сравнению с 3-м кварталом, в то время как типичным для компании в этом периоде является рост от 12% до 18%.
Финансовый директор компании Gateway Род Шервуд (Rod Sherwood) заявил, что его компания ожидает некоторого роста продаж в 4-м квартале по сравнению с 3-м благодаря увеличению рыночной доли и сезонному росту спроса перед Рождеством.
По оценкам исследовательской компании Gartner, рост объема продаж компьютеров в 4-м квартале 2002г. составит от 7% до 11% по сравнению с 3-м кварталом 2002г.. За последние 5 лет темпы роста продаж в этом периоде были ближе к 16%.
Напомним, что пик продаж ПК пришелся на 2000 год, когда было продано 133 млн. настольных компьютеров, ноутбуков и серверов на базе процессоров Intel (по данным Gartner). В 2001 году продажи упали на 4,6%, и эксперты прогнозируют низкие темпы роста в 2002 году.
Аналитик NPD Techworld Стив Бэйкер (Steve Baker) заявил на прошлой неделе: «В этом году в преддверии Рождества никто не питает надежд. Самый благоприятный прогноз что все будет так же, как и год назад. В худшем случае, продажи будут значительно ниже. На самом же деле, следует рассчитывать на что-то среднее».
По словам Тони Дюбуа (Toni Duboise), аналитика ARS, производителям ПК не удалось убедить пользователей в срочной необходимости обновить свои компьютеры. В этом году Microsoft выпустит свою операционную систему для планшетных компьютеров Tablet PC и Windows XP Media Center Edition, новую версию Windows XP для персональных компьютеров с усовершенствованными возможностями для просмотра видео и прослушивания музыки, однако это существенно не повлияет на объем продаж ПК в 2002 году. Кроме того, покупатели компьютерной техники стали более бережливыми. По словам представителей Intel, за последние два квартала предпочтения покупателей перераспределились в пользу более бюджетных процессоров.
Однако не все компании настроены пессимистически: дела у Dell, по-прежнему идут хорошо, несмотря на неблагоприятный экономический климат. Dell в 3-м квартале снова вернул себе титул ведущего производителя ПК в мире, который во 2-м квартале отвоевала у него объединенная компания HP-Compaq.
Скромные оценки перспектив делает и компания IDC, которая также пересмотрела в худшую сторону свои прогнозы для компьютерного рынка на вторую половину 2002 и 2003 год. По обновленным данным, предполагаемые мировые поставки ПК достигнут в 2002 году 135,5 млн. единиц, показав рост всего на 1,1%, и затем вырастут на 8,4% в 2003 году. В предыдущем прогнозе аналитики рассчитывали на 4,7%-ный рост в 2002 году и 11,1%-ный в 2003.
Для США предполагаемый рост составляет всего 0,5% в 2002 году, что в два раза хуже прогноза для мирового рынка. По данным IDC, единственными клиентами в США, тратящими деньги на ПК, остались представители государственного сектора и малого бизнеса. Обычные потребители, а также средние и крупные компании предпочитают пока что не торопиться с такими приобретениями. При этом, хотя рядовые пользователи и могут начать совершать осторожные покупки к концу этого года, окончательно эти секторы восстановятся лишь к середине 2003 года.
Единственным регионом, который сохранит более чем 10%-ный рост в 2002 году, похоже, останутся азиатско-тихоокеанские страны с такими большими рынками, как Китай, Австралия и Индия.