Шамиль Шакиров: Период евангелизма постепенно заканчивается, российский рынок IT-консалтинга начинает складываться
На вопросы CNews.ru отвечает Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко». В ходе интервью затрагиваются вопросы продвижения в России передовых методов организации работы ИТ-службы, обсуждаются перспективы развития рынка консалтинга в сфере информационных технологий.
CNews.ru: Какую долю в доходах вашей компании сегодня занимают услуги консультирования?
Шамиль Шакиров: Можно сказать центральную. Ай-Теко системный интегратор, специализирующийся на IT-задачах, требующих высокого уровня экспертизы. Строго говоря, любой реализованный системным интегратором проект включает в себя консалтинг. Просто не всегда консалтинговые услуги оплачиваются отдельно, часто они входят в стоимость поставленного оборудования и программного обеспечения. В Ай-Теко работает более 70 сертифицированных по разным направлениям IT-специалистов, и все они большую часть рабочего времени выступают в роли консультантов. Консалтинговые услуги со стороны системного интегратора требуются практически на всех этапах работы с заказчиком. Наиболее ответственный этап предварительная проработка решения. Мы должны помочь заказчику не только правильно сформулировать задачу и найти пути ее решения, но и проанализировать максимум возможных альтернативных решений, предоставив свободу окончательного выбора заказчику. Такой подход требует от системного интегратора значительных инвестиций в развитие собственной компетенции и подбор квалифицированных специалистов. Вполне закономерно, что в результате, накопившегося опыта у нас появился свой взгляд на развитие IT-инфраструктуры, сформировались определенные подходы. На практике это вылилось в создание IT-департамента и реализацию целого ряда консалтинговых проектов, наиболее крупным их которых является недавно завершенный проект в ТНК. Думаю, мы вовремя осознали, что IT-консалтинг является для нас не просто одним из элементов повседневной работы с заказчиком, но и стратегическим направлением развития бизнеса.
CNews.ru: I-Teco объявила о том, что консалтинг в сфере ИТ является стратегическим направлением развития компании. Готов ли российский рынок к тому, чтобы платить за консультирование? Не слишком ли рано ставить на консалтинг как основу бизнеса?
Шамиль Шакиров: Заказчики готовы и к новым формам оплаты, в том числе к почасовой оплате работы экспертов, характерной для консалтинговой сферы. Немаловажным фактором является и усиление роли новых информационных технологий в бизнесе компаний, что кардинально меняет структуру их потребности во внешних услугах. Сейчас все больше увеличивается доля таких решений, внедрение которых не просто ведет к каким-то изменениям в ИТ-системах компании, но сопряжено с реорганизацией и развитием бизнес-процессов, реализуемых структурными подразделениями заказчика, что, конечно, является катализатором развития.
Можно сказать, что период евангелизма постепенно заканчивается, российский рынок IT-консалтинга начинает складываться. Причин мы видим несколько. Отчасти это происходит благодаря огромной работе по пропаганде идей ITSM (в том числе со стороны Ай-Теко и НР) и благодаря большому числу материалов в открытой прессе и интернете. Отчасти оттого, что в крупные компании приходят CIO с опытом работы на Западе. Отчасти оттого, что многие крупные компании за последние годы обратились к крупнейшим международным консультантам и те представили им предложения по стратегии развития (в том числе ИТ) и там эти вопросы присутствуют. Спрос есть и те, кто спрашивают понимают, о чем идет речь.
Рынок готов к работе в новых терминах. Около двух лет назад нами был заключен первый контракт на предоставление одних только услуг, без поставки оборудования и лицензий на ПО. Сейчас доля таких проектов у нас растет опережающими темпами. Это и проекты по переходу с одной прикладной системы на другую, и аудит IT-систем и служб их эксплуатации, и создание концепций развития IT-систем, и предпроектное обследование и проектирование решений. Еще одно значительное изменение последних лет состоит в том, что растет спрос на услуги в области оценки экономической привлекательности проектов. За этот год мы уже несколько раз выполняли такую работу помогали заказчику понять выгоды от предлагаемых к внедрению решений не только на качественном уровне, но и количественно, в знакомых его финансовым департаментам терминах ROI, TCO и т. д.
CNews.ru: Объявляя о выходе на поле консалтинга вы вступаете в соперничество с традиционными компаниями-консультантами. Насколько вы готовы к такой конкуренции?
Шамиль Шакиров: Хочу еще раз подчеркнуть, что мы вышли на поле консалтинга в тот момент, когда начали заниматься системной интеграцией, т. е. с момента образования компании «Ай-Теко» и осознали консалтинг, как стратегическое направление развития больше двух лет назад. Мы не пытаемся полностью изменить курс или перестроить собственный бизнес. Мы просто упорядочиваем, институализируем то, что происходило у нас в последние годы. В области ITSM были реализованы сложнейшие проекты; идеи, изложенные в ITIL, мы используем и продвигаем уже не первый год. Мы ни в коем случае не забываем о системной интеграции! Немного утрируя, можно сказать, что «Ай-Теко» становится консалтинговой компанией с элементами системного интегратора.
Развитие наших отношений с крупными игроками на рынке консалтинга мы видим в кооперации. Ведь это дает сразу массу преимуществ возможность более гибкого ценообразования, доступ к накопленным знаниям и экспертизе партнера, обмен опытом, взаимное обучение. Мы уже участвовали в ряде совместных проектов с консалтинговым подразделением HP и многому научились. Всегда интересен опыт подобной работы за рубежом, доступ к которому есть и у наших коллег. Но мы уверены, что и НР многое получает от этого партнерства. Пока не так много консультантов в России, чтобы пренебрегать возможностью привлечения специалистов из других проектов в свои. В России иногда исполнителю приходится в интересах клиента брать на себя риски, до начала проекта фиксируя общую стоимость, и работать, как говорится, до победного конца. Думаю, у нас больше возможностей в рамках отведенного бюджета предложить заказчику услуги, гибко и оперативно отреагировать на изменение ситуации, нежели у крупной западной компании с ее жесткими правилами ценообразования. Бывают ситуации, когда для нас гораздо важнее довести проект до успешного завершения и ни в коем случае не снижать качество во имя того, чтобы уложиться в определенные финансовые рамки. Именно здесь наш подход к партнерству и кооперации и позволяет достичь оптимального результата через гибкое управление ресурсами консультантов.
CNews.ru: В последнее время в России заметно возрастает интерес к мировому опыту компаний по внедрению информационных технологий. Речь, прежде всего, идет о движении ITIL, которые вы уже упоминали. В то же время, некоторые эксперты говорят о том, что мировой опыт внедрения ИТ не применим в России. Каково ваше отношение к такому понятию как «лучшая мировая практика»? Почему именно ITIL? Ведь есть и другие схожие подходы?
Шамиль Шакиров: Действительно, а так ли хороша ITIL? Во-первых, это опыт многих тысяч компаний, десятков тысяч проектов. Это не наука, а исключительно практическая вещь рафинированный опыт предприятий по организации эффективной IT-службы. Те, кто делал иначе, или разорились, или в конце концов перешли на ITIL. Зачем учиться на своих ошибках, если уже есть чужие. Во-вторых, такой опыт интернационален эти принципы работают и в госструктурах (в Англии это стандарт для госучреждений), и в коммерческих компаниях. НР уже давно применяет его во всем мире и несколько лет в России, активно использует эту практику и IBM. И наконец, мы исповедуем не только ITIL, но и другие подходы, которые где-то пересекаются, где-то дополняют друг друга, MOF от Microsoft, ITSMRF от НР, методики Gartner, «МЕТА групп» и т. д.
Сомнения в применимости мирового опыта в России, если таковые у кого-то есть, кажутся нам необоснованными. Никто ведь не сомневается в применимости персональных компьютеров западного производства! По мере интеграции России и российского бизнеса в мировое пространство наши предприятия перенимают принятые там стандарты. Без этого вряд ли можно рассчитывать на быстрый успех в конкурентной среде. Основную задачу в процессе внедрения новых технологий мы видим не в том чтобы «пойти своим путем», а в том, чтобы выбрать действительно лучший опыт, проанализировать его и внедрить с учетом особенностей бизнеса предприятия.
CNews.ru: Помимо ITIL ваша компания особое внимание уделяет услугам по созданию систем ITSM. Это совсем новое направление в России. Как взаимосвязаны эти два понятия?
Шамиль Шакиров: Давайте разберемся в терминологии.
ITSM (IT Service Management) предполагает создание принципиально новых отношений IT-департамента с бизнес-подразделениями и опирается на мировой опыт, изложенный в том числе и в ITIL (Information Technologies Infrastructure Library). Это как раз тот подход, который позволяет экономически оправданно, обоснованно построить стратегию развития IT в компании, определить, какие информационные технологии нужны для бизнеса, какими IT-сервисами должны быть обеспечены бизнес-подразделения, какой уровень этих IT-сервисов, предоставляемых IT-департаментом, им необходим, какие для этого требуются ресурсы и как наладить контроль обеспечения необходимого уровня IT-сервисов. Все это коренным образом меняет взаимоотношения IT-подразделений с бизнес-подразделениями и позволяет строить своего рода внутренний аутсорсинг.
ITIL библиотека передового опыта в области управления информационными технологиями была разработана в конце 80-х годов по указанию британского правительства. Кстати защищена авторскими правами Ее Величества. Она предназначалась для использования IT-службами; сегодня она включает около 40 томов, отдельные из которых переиздаются, другие уже недоступны. На сегодняшний день ITIL это стандарт де-факто в сфере управления информационными технологиями, сконцентрировавший в себе лучший опыт внедрения информационных технологий более чем в 6 тыс. предприятий и организаций из различных отраслей индустрии и разных форм собственности.
CNews.ru: Известно, что лучший помощник в процессе внедрения новой технологии работы обученный пользователь. Как вы решаете эту проблему? Занимается ли Ай-Теко треннингами?
Шамиль Шакиров: Занимаемся. В составе проектов почти всегда идет блок тренинга, развития навыков сотрудников заказчика, помощь в овладении новыми методами работы, новыми программными средствами. У нас есть и программы тренингов и специалисты, которые могут это донести до заказчика. Кроме того, мы, конечно, сотрудничаем со специализированными тренинг-центрами (например Учебным центром НР, отделом обучения голландской компании PinkRoccade). Но приоритет для нас повышение эффективности работы ИТ-служб заказчика, решение его проблем, консалтинг, проектирование и внедрение решения. Если серьезно заниматься учебным бизнесом и планировать доход именно от него нужно фокусироваться, заниматься только им (кстати получать лицензию на право ведения такой деятельности, чего некоторые пока не делают, а зря).
CNews.ru: Популярной темой для дискуссий стал вопрос о необходимости вынесения некоторых сервисов за рамки компании. Как вы относитесь к тенденции использования аутсорсинга в области предоставления IT-услуг?
Шамиль Шакиров: А вы знаете хороший вопрос! Растет интерес к этой услуге, есть реализованные проекты и, что самое главное, все это согласуется с принципами изложенными в ITIL. По большому счету ITIL говорит о том, что даже с внутренним подразделением автоматизации нужно работать как с внешней компанией определять перечень услуг, оговаривать уровень качества, стоимость и все это контролировать. Пусть с внутренним подразделением не всегда используются деньги чаще всего взаиморасчеты условны, но эта модель логически подводит к классической дилемме «купить или произвести самому»? И многие понимают, что некоторые сервисы выгоднее покупать.
«Ай-Теко» в этом смысле «правильный» партнер мы и ITIL понимаем и наш собственный сервис-центр готов работать, как поставщик аутсорсинговых услуг широкого спектра. Есть точка входа, есть система ведения контрактов, есть процедуры приема заявки и ее эскалации, есть системы контроля качества и самое главное есть люди высочайшей квалификации. На процесс оказания услуги есть сертификат серии ИСО9001, а наш сервис-центр получил своеобразный «знак качества» мирового уровня в августе мы стали авторизованным центром поддержки OpenView (SVI-партнер). А чтобы получить такое право нужно удовлетворять очень серьезным требованиям со стороны HР именно по процессам приема и обработки заявок, их эскалации и управления контрактами, обеспечения качества оказываемых услуг. И, поверьте, НР строгий экзаменатор!