Кирилл Шарин: Часто сами вендоры своими действиями или бездействием поощряют «серые» каналы продаж
На вопросы CNews.ru ответил Кирилл Шарин, коммерческий директор группы компаний «Легион». В ходе интервью обсуждаются вопросы консолидации рынка дистрибуции компьютерной техники, возможность реанимации масштабного производства в отечественной компьютерной индустрии.
CNews.ru: Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке дистрибуции периферийных устройств? Что изменилось на этом рынке за несколько лет? Каковы основные тенденции?
Кирилл Шарин: Группа компаний «Легион» всегда занималась hi-endом, т.е., верхним ценовым сегментом. В настоящее время, поскольку расширяется использование компьютерного оборудования в самых разных целях, домашний компьютер перестал быть уделом профессионалов. Поэтому неудивительно увеличение низкоценового сегмента в продажах в целом. Что касается продавцов, то следует отметить укрупнение дистрибуторов путём слияния, поглощения, покупки и т.д. Крупные компании имеют больше возможностей как для регулирования цен, так и для контроля качества поставляемого оборудования. Можно также добавить, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к падению маржи в каналах.
CNews.ru: Можно ли говорить о том, что цена, по-прежнему, остается ключевым фактором в конкуренции на рынке периферии?
Кирилл Шарин: Безусловно, цена является определяющим фактором. Несмотря на то, что потребитель научился предъявлять высокие требования к качеству продукта, цена в значительной степени определяет спрос. Различие в ценах среди продавцов одного и того же брэнда может стать решающим в определении предпочтений покупателя.
CNews.ru: Как вы можете оценить сегодняшнее состояние рынка мониторов? Каковы объемы этого рынка и его динамика?
Кирилл Шарин: На рынке мониторов можно выделить два сегмента: мониторы, поставляемые на российский рынок как самостоятельный продукт («свободная» составляющая рынка мониторов) и мониторы, поставляемые активно работающими на российском рынке зарубежными производителями ПК в комплекте со своими системными блоками («комплектные» поставки).
Если рассматривать «свободную» составляющую рынка мониторов, можно говорить о её серьёзном росте. По аналитическим отчётам компании IT Research, объёмы продаж в 2001 году выросли на 20% по сравнению с 2000 годом. В 2002 году планируется прирост почти на 25%. Резко увеличилась доля LCD-мониторов, возрастает спрос на плазменные панели.
На рынке LCD-мониторов лидируют 17" модели. Продажи 15" мониторов снизились, что же касается крупных мониторов (19, 21" и более), то это нишевые модели для профессионалов. Следует отметить, что в этой области мониторы NEC/Mitsubishi входят в пятёрку бестселлеров.
CNews.ru: Какая часть компьютерного оборудования вообще, и мониторов в частности, проходит в России полноценную таможенную очистку? Насколько актуальна проблема «серого» рынка?
Кирилл Шарин: Что считать «полноценной» таможенной очисткой? Если говорить о реальной таможенной стоимости, то я оценил бы долю оборудования, проходящего такую очистку, меньше, чем в 10% от общих поставок в Россию. В то же время, для мониторов, с их более-менее реальными минимальными ценами. установленными таможней, этот показатель выше в несколько раз. Проблема «серого» рынка по-прежнему актуальна, особенно для дешёвых брэндов. Часто сами вендоры своими действиями или бездействием поощряют «серые» каналы.
CNews.ru: Какие задачи сейчас решают крупные участники рынка дистрибуции периферии? Можно ли говорить о том, что первичный этап создания партнерских сетей завершен?
Кирилл Шарин: Основной вопрос. который стоит сейчас перед крупными дистрибуторами это отсутствие маржи в чистой дистрибуции по многим продуктам. Это провоцирует ценовые войны в попытке сделать бизнес рентабельным на объёмах. Что же касается первичного этапа создания партнёрских сетей, то можно утверждать, что он в основном завершён.
CNews.ru: Какова ваша политика в работе с регионами?
Кирилл Шарин: Группа компаний «Легион» уделяет большое внимание своим региональным партнёрам. Региональный рынок очень перспективен. Поэтому основное внимание мы сейчас уделяем построению системы партнёрских отношений с хорошей обратной связью. Расширение линейки у текущих партнёров будет способствовать их прочному положению на рынке и популярности у покупателя.
CNews.ru: «Легион» достаточное внимание уделяет информационному наполнению своего сайта. Почему вы пока не отваживаетесь на инвестиции в развитие интернет-взаимодействия с партнерами? На ваш взгляд, у этих моделей нет будущего?
Кирилл Шарин: Безусловно, интернет-бизнес перспективен и становится всё более популярным. На сегодняшний день имеет смысл ориентировать подобные проекты на конечного пользователя. Группа компаний «Легион» работает, в основном, с крупными дилерами, а такая политика подразумевает большие объёмы конфиденциальной информации, которые невозможно выкладывать в интернет. Кроме того, чересчур затруднительна автоматизация полного цикла продаж, включая оплату. Мы предпочитаем предоставлять на нашем сайте партнёрам максимум разнообразной полезной информации для принятия решения, после чего вести бизнес «вживую».
CNews.ru: Вы согласны с тем, что отечественная индустрия компьютерного оборудования и периферийных устройств умерла безвозвратно? Стоит ли государству поддерживать какие-то проекты в этой сфере или имеет смысл сосредоточиться на каких-то других задачах?
Кирилл Шарин: Говорить о смерти отечественного производства преждевременно. Внутренний рынок уже достаточен для обеспечения платежеспособного спроса. Государству следовало бы поддерживать российскую индустрию прежде всего законодательно, сделав производство выгодным, тем более, что отдельные попытки организации производства уже есть. И вообще, проблема не в поддержке конкретных проектов (это следующий этап), а в создании стабильной бизнес-среды. При тех размерах инвестиций, которые необходимы. это должно быть шагом №1. При решении этой проблемы производство довольно широкого круга позиций могло бы начаться уже сейчас.