| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Рынок настольных ПК: технологичный «ширпотреб»
Мировой объем поставок ПК в 2003 году составил 168,8 млн. единиц, а объем продаж $118,6 млрд. Несмотря на некоторое снижение темпов роста продаж ПК в третьем квартале 2004 года, аналитики заключают, что ситуация на рынке остается благоприятной. По прогнозам, мировой рынок ПК в 2004 году вырастет до 191,4 млн. единиц на 13,4%, а по объему продаж достигнет $132,8 млрд., увеличившись на 12%.
По данным отчета Gartner Group, в третьем квартале текущего года продано меньше ПК, чем предполагалось: общий рост рынка составил 9,7%. При этом снижение поставок отмечено в США; рост продаж в данном регионе составил только 5% в сравнении с прогнозируемым увеличиться на 8%. В США было продано 16,2 млн. компьютеров (в данном показателе учтены настольные ПК, ноутбуки и серверы X8632). В Латинской Америке поставки в третьем квартале выросли на 29%, в Индии на 30%, в континентальной части Китая на 11%.
Сегменты |
3 кв. 2004 г., шт. |
Доля рынка |
3 кв. 2003 г., шт. |
Доля рынка |
Годовой рост |
Корпоративный |
8963500 |
68,7% |
7351810 |
68,2% |
21,9% |
Потребительский |
4084020 |
31,3% |
3433340 |
31,8% |
19,0% |
Всего: |
13047520 |
100% |
10785150 |
100% |
21,0% |
В том числе настольные ПК |
8513910 |
65,3% |
7221270 |
67,0% |
17,9% |
В четвертом квартале 2004 года, по прогнозам аналитиков, произойдет увеличение продаж, обусловленное спросом на ПК со стороны учебных заведений и модернизацией информационно-вычислительных систем корпораций.
|
Поставки в 3 квартале 2004 года (тыс.шт.) |
Рыночная доля за квартал |
Поставки в 3 квартале 2003 года (тыс.шт.) |
Рыночная доля за квартал |
Годовой рост |
Dell |
7862 |
16.8% |
6505 |
15.2% |
20.9% |
HP |
7045 |
15% |
6435 |
15% |
9.5% |
IBM |
2614 |
5.6% |
2242 |
5.2% |
16.6% |
Fujitsu Siemens |
1700 |
3.6% |
1552 |
3.6% |
9.6% |
Toshiba |
1579 |
3.4% |
1342 |
3.1% |
17.6% |
Другие |
26119 |
55.7% |
24690 |
57.7% |
5.8% |
Итого |
46919 |
100% |
42767 |
100% |
9.7% |
Источник: Gartner Group
Однако, сравнивая объемы продаж в третьем квартале 2004 года с аналогичным периодом 2003 года, отмечается рост темпов продаж компьютеров. Особенно сильно это тенденция проявилась в Европе и Азии. Смещение покупательских предпочтений от более дорогих мобильных ПК к более дешевым настольным приводит к снижению среднепродажных цен и уменьшению темпов роста доходов. В свою очередь, снижение показателя доходов вызвано уменьшением объема поставок ноутбуков и соответствующим ростом продаж настольных компьютеров.
По данным IDC, в третьем квартале в мире было продано 44,2 млн. компьютеров, а аналитики Gartner приводят цифру в 46,9 млн. ПК. Рост по сравнению с третьим кварталом 2003 года, по информации IDC, составляет 12%, а по данным Gartner 9,6%.
Доли основных производителей на мировом рынке ПК в 3-м кв. 2004 г.
Источники: IDC и Gartner Group
Среди производителей компьютеров лидером на мировом рынке по итогам третьего квартала стала компания Dell с долей 18,2%. На втором месте идет HP с 16,2% мирового рынка, замыкает тройку лидеров IBM с рыночной долей в 6%. В пятерку лидеров также попали Fujitsu вместе с Fujitsu Siemens Computers, чья общая доля на мировом рынке составляет 3,9%, и Toshiba с 3,6% рынка.
Показатели пяти мировых вендоров ПК по объемам поставок за 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)
Место на рынке, 2004 г. |
Вендор |
Объем поставок, 3 кв. 2004 г. |
Доля рынка |
Объем поставок, 3 кв. 2003 г. |
Доля рынка |
Рост 2004/2003 гг. |
1 |
Dell |
8051 |
18,2% |
6670 |
16,9% |
20,7% |
2 |
HP |
7151 |
16,2% |
6555 |
16,6% |
9,1% |
3 |
IBM |
2646 |
6% |
2272 |
5,8% |
16,4% |
4 |
Fujitsu/Fujitsu Siemens Computers |
1729 |
3,9% |
1563 |
4% |
10,7% |
5 |
Toshiba |
1609 |
3,6% |
1381 |
3,5% |
16,5% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие |
23010 |
52,1% |
21052 |
53,3% |
9,3% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Все вендоры |
44197 |
100% |
39492 |
100% |
11,9% |
Источник: IDC
Доля, принадлежащая Dell, выросла в третьем квартале этого года более чем на 20% по с уровнем аналогичного периода 2003 года, а сегмент ноутбуков на 30%. IBM удалось увеличить свою долю рынка как в США, так и за границей, где самые высокие показатели были получены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а рост в сегменте ноутбуков составил 46%. Для Toshiba третий квартал был также удачным компании опять удалось попасть в пятерку ведущих мировых вендоров, как в США, так и в мире. Рост Hewlett-Packard совпал со среднерыночным показателем, что позволило данному вендору укрепить заниманию нишу по сравнению с третьим кварталом прошлого года. На розничном рынке США Hewlett-Packard столкнулся с ужесточением конкуренции другие производители более агрессивно пытаются расширить занимаемые доли.
Показатели пяти вендоров ПК по объемам поставок в США, 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)
Место на рынке, 2004 г. |
Вендор |
Объем поставок, 3 кв. 2004 г. |
Доля рынка |
Объем поставок, 3 кв. 2003 г. |
Доля рынка |
Рост 2004/2003 гг. |
1 |
Dell |
4919 |
30,4% |
4297 |
27,9% |
14,5% |
2 |
HP |
3090 |
19,1% |
3042 |
19,7% |
1,6% |
3 |
Gateway |
832 |
5,1% |
941 |
6,1% |
-11,6% |
4 |
IBM |
797 |
4,9% |
706 |
4,6% |
13% |
5 |
Toshiba |
561 |
3,5% |
468 |
3% |
19,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие |
6006 |
37,1% |
5976 |
38,7% |
0,5% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Все вендоры |
16205 |
100,0% |
15430 |
100% |
5% |
Источник: Gartner
В регионе EMEA наблюдается устойчивый рост, объем поставок ПК здесь вырос на 12,6% по сравнению с третьим кварталом прошлого года и достиг 16,2 млн. единиц. Доли рынка здесь распределены следующим образом: лидер здесь HP с 17,8% рынка, далее идет Dell (11,7%), третье и четвертое места занимают Acer и Fujitsu Siemens Computers, а IBM с 5,3% рынка на пятом месте. По мнению специалистов IDC, фактором, способствующим росту рынка стал сильный евро.
Hewlett-Packard удалось увеличить свою долю рынка в регионе EMEA, однако показатели компании в этом квартале были ниже, чем у наиболее сильных конкурентов. Dell и Fujitsu Siemens Computers росли быстрее рынка, подчеркивают в Gartner. Выросла и доля рынка, занимаемая пятеркой ведущих вендоров ПК в регионе. Рост Acer в регионе EMEA, по данным IDC, достиг более чем 50%. Компания достигла неплохих результатов и в других регионах, кроме США, где ее и так небольшая доля продолжает уменьшаться.
Показатели пяти вендоров ПК по объемам поставок в EMEA, 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)
Место на рынке, 2004 г. |
Вендор |
Объем поставок, 3 кв. 2004 г. |
Доля рынка |
Объем поставок, 3 кв. 2003 г. |
Доля рынка |
Рост 2004/2003 гг. |
1 |
Hewlett-Packard |
2374 |
16,6% |
2051 |
16,1% |
>15,8% |
2 |
Dell |
1542 |
10,8% |
1128 |
8,9% |
36,7% |
3 |
Acer |
1034 |
7,2% |
657 |
5,2% |
-57,5% |
4 |
Fujitsu Siemens |
983 |
6,9% |
822 |
6,5% |
19,7% |
5 |
IBM |
711 |
5% |
607 |
4,8% |
17,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие |
7681 |
53,6% |
7460 |
58,6% |
2,9% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Все вендоры |
14326 |
100,0% |
12725 |
100% |
12,6% |
Источник: Gartner
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, по данным Gartner, наивысшую динамику поставок ПК продемонстрировали Индия и Австралия соответственно на 30% и 19%. Объем поставок ПК в Китае вырос на 11%. В Латинской Америке, по оценкам Gartner, поставки ПК выросли в третьем квартале на 29%. Столь высокий рост продаж объясняется заменой существующего парка ПК, уменьшением маржи продавцов, гибкими программами продвижения ПК со стороны вендоров, распространением широкополосного доступа и более сбалансированного соотношения стоимости компьютера и его возможностей.
Прогнозы на 2005 год
Хорошие показатели третьего квартала этого года и продолжающаяся активность корпоративного сектора позволяют рассчитывать на более высокие темпы роста компьютерного рынка в 2005 году. Темпы роста поставок ПК в корпоративном секторе достигли 15,9%. Это лишь на 1% меньше пикового показателя за последние 4,5 года 16,9%, полученных в первой половине 2004 года, и выше результата третьего квартала 2003 года 13,5%.
Тем не менее, в 2005 году рост корпоративного рынка ПК, как ожидается, замедлится по мере удовлетворения спроса, однако все равно останется на достаточно высоком уровне 11,3% по сравнению с темпами роста потребительского рынка, оцениваемыми лишь в 8%. Как ожидается, совокупный объем поставок ПК достигнет в 2005 г. 195,1 млн. единиц при росте в 10,1%, а в денежном выражении рост составит 3,9%, а объем продаж $201 млрд. Несмотря на относительно слабый потребительский рынок, корпоративный сектор и спрос на мобильные ПК по-прежнему будут способствовать росту рынка".
Прогнозы IDC по регионам мира на 2005 год:
США: продолжающийся рост корпоративного сектора, вступившего в цикл замены ПК, будет выступать основным двигателем американского рынка. Рост корпоративного сектора в следующем году составит, как ожидается, 11,4%. В то же время, темпы роста потребительского рынка оцениваются не очень высоко в 5,1%.
Западная Европа: рост рынка ПК в этом регионе существенно замедлится с более чем 17% в 2004 г. до менее чем 10% в 2005 г. Это вызвано пиком роста корпоративного сектора, особенно крупного бизнеса, несмотря на высокие темпы роста потребительского и государственного секторов. Как ожидается, снизится рост рынков настольных и мобильных ПК, учитывая установившиеся агрессивные цены и сложность сравнения в годовом исчислении.
Япония: в 2005 году потребительский рынок этой страны вернется, наконец, к росту. Тем не менее, замедление темпов роста корпоративного рынка и уже высокий уровень распространения мобильных ПК способствует снижению показателей рынка в целом.
Азиатско-тихоокеанский регион: рынок ПК здесь по-прежнему будет демонстрировать двузначные показатели роста и расти быстрее, чем другие, более устоявшиеся рынки. Однако заинтересованность в росте прибыли и тенденции замедления роста в Китае, а также низкий спрос в Корее, в целом ограничат рост рынка ПК в этом регионе. Тем не менее, данный регион будет расти быстрее других в долгосрочной перспективе.
Объем поставок ПК в США и во всем мире, рост в 20012005 гг.
Регион |
2001 |
2002 |
2003 |
2004* |
2005* |
Объем поставок в США (млн. шт.) |
Потребительский сектор |
15,5 |
17,1 |
21,4 |
21,6 |
22,5 |
Корпоративный сектор |
30,5 |
30,5 |
36,6 |
36,4 |
40,8 |
Всего |
46,1 |
47,6 |
58 |
58 |
63,3 |
Объем поставок во всем мире (млн. шт.) |
Потребительский сектор |
48,3 |
49,8 |
56,6 |
63,5 |
68,6 |
Корпоративный сектор |
87,4 |
88,5 |
98,1 |
113,3 |
126,3 |
Всего |
135,6 |
138,2 |
154,7 |
177,2 |
195,1 |
Рост поставок в США (%) |
Потребительский сектор |
|
9,8% |
17,3% |
6,9% |
5,1% |
Корпоративный сектор |
|
-0,1% |
7,2% |
12% |
11,4% |
Всего |
|
3,2% |
10,8% |
10,1% |
9,1% |
Рост поставок во всем мире (%) |
Потребительский сектор |
|
3,4% |
13,3% |
11,8% |
8,7% |
Корпоративный сектор |
|
1,2% |
11% |
15,9% |
11,3% |
Всего |
|
1,9% |
11,9% |
14,5% |
10,1% |
* Прогнозные оценки
Источник: IDC, 8 декабря 2004 г.
Ситуация на российском рынке
В третьем квартале 2004 года доля отечественных ПК, с учетом региональных российских брендов, в российской рознице составляет 55%.
Одним из наиболее динамичных сегментов отечественного ИТ-рынка становится рынок персональных компьютеров для домашних пользователей. По оценке департамента консалтинга РБК, средний рост данного сегмента составляет около 2530% в год. При этом необходимо отметить, что наибольшей скоростью роста отличается рынок ноутбуков и КПК, растущий более чем на 100% в год.
Причинами роста retail-сегмента стали: стабилизация экономической ситуации в стране, рост доходов населения, рост ИТ-отрасли и повсеместное, в том числе и в быту, применение современной компьютерной техники. Сегодня мы являемся свидетелями качественных перемен на рынке. Компьютеры становятся видом повседневной бытовой техники и электроники, что обеспечивает рост потребления ПК именно в частном секторе, в домашнем использовании.
Рынок домашних ПК начинает работать по законам retail-рынка бытовой техники и электроники, когда компьютер становится дополнительным электронным устройством в доме, зачастую выполняя также роль музыкального центра или DVD-проигрывателя. Такое новое отношение к ПК как к бытовому устройству меняет и место, и способ покупки, становясь аналогичным покупке бытовой техники. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом роста в сегменте ПК, что будет обеспечено дальнейшим ростом экономики и благосостояния населения. В свою очередь, это обеспечит дальнейший активный рост рынка ПК в корпоративном и частном сегментах.
В этих условиях наиболее успешным, наиболее востребованным на рынке становится продукт, специально разработанный для домашнего пользователя. Характеристики такого продукта: привлекательный дизайн, простота установки и настройки, надежность, комплектация базовым ПО, антивирусная защита, наличие разветвленной сети сервисной и гарантийной поддержки, наличие горячей линии, подробное и доступное руководство пользователя. Эти и ряд других характеристик, направленных на конечного пользователя, помогают даже неопытному пользователю быстро адаптироваться к новому устройству и в дальнейшем на высоком уровне пользоваться ПК. Именно такие продукты, выпускаемые ведущими отечественными брендами национального масштаба, будут доминировать на полках магазинов. По оценке департамента консалтинга РБК, доля brand-name ПК (как западных HP, Dell, IBM, Acer и т.п., так и российских Aquarius, Depo Computers, Formoza, R&К, Kraftway, K-Systems и т.п.) в российской рознице к концу 2004 г. достигнет 3540%
Что касается объемов продаж, то, по оценкам департамента консалтинга РБК, в третьем квартале 2004 г. продажи персональных компьютеров составили около 1100 тыс. штук, что в денежном выражении составило $495 млн. Из них сегмент ПК для домашних пользователей 293 тыс. шт. ($132 млн. в денежном выражении), а 44% квартальных продаж составили компьютеры, реализованные в сентябре (128900 штук, или $58 млн.). Основными сегментами retail-рынка по каналам продаж являются компьютерные рынки (55%), торговые сети бытовой техники (13%) и специализированные компьютерные сети (32%).
Структура объемов продаж ПК по каналам
Источник: департамент консалтинга РБК
За последние годы рост реализации ПК brand-name привел к существенному сокращению объема продаж компьютеров на компьютерных рынках, через которые проходит основная доля (95%) компьютеров «no-name». Такие тенденции будут сохраняться и в ближайшие годы за счет увеличения продаж ПК, выпускаемых ведущими национальными производителями. По оценкам департамента консалтинга РБК, на долю ПК, выпускаемых российскими компаниями-производителями национального уровня, приходится 25% рынка, на долю brand-name ПК западных производителей 6%. Остальные 69% компьютеров на retail-рынке приходятся на продукцию локальных сборщиков (региональные российские бренды) 39% и no-name ПК 30%.
Состояние retail-рынка в 3-м квартале 2004 года
Источник: департамент консалтинга РБК
На Москву и московский регион приходится около 30% продаж домашних компьютеров. Прежде всего, это связано с высоким экономическим положением региона и уровнем доходов населения, а также с развитой сферой телекоммуникационных и ИТ-услуг, например, для доступа в интернет. Высокие темпы социально-экономического развития Поволжья и Урала позволили стимулировать retail-рынок в этих регионах. По оценкам аналитиков, на Уральский и Поволжский федеральные округа в сумме приходится также 30% всех продаж ПК на retail-рынке в России. В остальных округах, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, результаты пока существенно более скромные. Тем не менее, поводы для оптимизма у отечественного производителя есть.
По данным IDC рост российского рынка ПК в первом квартале 2004 г. оставался стабильно высоким по сравнению с тем же периодом прошлого года, рынок ПК увеличился на 32,2%, и его общий объем составил 1,009 млн. шт. Доля сегмента портативных ПК достигла 12,7% против 5,2% за аналогичный период 2003 г.
Во втором квартале 2004 г. российский рынок ПК в целом вырос на 22,5%. Хотя показатели этого квартала несколько меньше предыдущего, эксперты отмечали стабильно высокий рост рынка персональных компьютеров в России. Традиционно, наиболее значительная часть поставок около 88% приходится на долю настольных компьютеров, мобильные ПК составили чуть больше 10%. Однако доля сегмента настольных компьютеров выросла всего на 15% за этот период.
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за третий квартал оценивается в 1,090 млн. шт. Порядка 79,8% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, более 13% на ноутбуки, 5,2% на карманные компьютеры (КПК).
По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 8,5%. На рынке ноутбуков было продано на 93,4% больше, чем в третьем квартале 2003. Объем продаж КПК по сравнению с третим кварталом прошлого года вырос на 214%.Общее увеличение рынка персональных компьютеров в России объясняется тем, что все больше отечественных и международных компаний начали предлагать недорогие портативные ПК по цене менее 1000 долл. и этот факт весьма позитивно встречен чувствительным к ценам российским рынком. Другая причина роста продолжающееся укрепление российской экономики.
Крупные российские производители ПК смогли воспользоваться устойчивым спросом в государственном, корпоративном и банковском секторах и существенно увеличили свои продажи по сравнению с прошлого года.
Компания K-Systems стала лидером российского рынка ПК в первом квартале 2004 г. Компания провела поставки настольных компьютеров в нескольких крупных проектах, включая заказы Министерства образования, Национального Фонда подготовки кадров, МВД, а также Газпрома. Kraftway, один из лидеров российского рынка серверов на платформе x86, провел крупные поставки серверов для Министерства по налогам и сборам.
По данным IDC в первом квартале 2004 г. в первую пятёрку поставщиков ПК на российский рынок вошли: K-Systems, Hewlett-Packard, Kraftway, Depo Computers, «Аквариус». О весьма значительном росте поставок в первом квартале 2004 г. сообщили наиболее активные игроки, а поставки портативных ПК таких крупных компаний, как Dell, Acer и HP выросли, по сравнению с перовым кварталом 2003 г., в разы. В секторе портативных ПК по прежнему лидировала Rover Computers, следующей была Toshiba, а третью позицию заняла Dell Computer.
Во втором квартале 2004 г. большинство международных и российских поставщиков ноутбуков объявили о более чем 100%-ном увеличении объёмов продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако по сравнению с предыдущим кварталом 2004 г., рост других секторов рынка оказался отрицательным.
На снижении показателей второго квартала отразилось сезонное снижение спроса в потребительском сегменте, а также естественное замедление роста рынка, который просто не может расти постоянно одинаково высокими темпами ( в первом квартале 2004 г. рынок вырос более чем три раза, по сравнению с тем же кварталом прошлого года). Соответственно по мере относительного насыщения рынка темп роста постепенно снижается.
По данным IDC в первую пятёрку поставщиков ПК (в шт.) вошли только российские компании: K-Systems, Kraftway, DEPO Computers, «Аквариус» и «Формоза». В то же время, по показателям объёмов второго квартала 2004 г. группа лидеров выглядела так: Hewlett-Packard, DEPO Computers, K-Systems, Rover Computers и Kraftway.
Лидерами продаж ПК по итогам третьего квартала 2004 г. стали компании: Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, их суммарная доля составила 18,7% продаж настольных компьютеров. В сегменте ноутбуков лидируют Asustek, iRU (НКА-Групп), Rover Computers, Samsung, Toshiba, на долю которых приходится 56,4% всех продаж. В сегменте карманным компьютеров в лидирующую группу входят компании: Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, еще выше 85,5% продаж КПК в натуральном выражении.
По мнению аналитиков, вероятность того, что темпы роста российского рынка в 2005 году замедлятся и не превысят 40%, достаточно велика. Основным сдерживающим фактором останется все еще низкий уровень доходов основной массы населения в России потребительский сегмент по-прежнему ограничен.
Ольга Кузнецова/ CNews Analytics
|
|