| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Рынок ИБП: «укрупнение» решений по защите электропитания
В 2003 году объем мирового рынка систем бесперебойного питания, по данным Frost&Sullivan, составил $4,7 млрд., или 16,5 млн. шт., а соответствующий показатель за 2002 год был на уровне $4,5 млрд. Таким образом, темпы роста рынка ИБП в 2003 году составили около 5%.
Ключевым фактором, стимулирующим развитие рынка ИБП, можно назвать несоответствие между растущими требованиями к качеству электроснабжения со стороны потребителей, в первую очередь, корпоративных, и реальным неудовлетворительным уровнем электроснабжения. Другими словами, для компаний все более «дорогими» становятся отклонения или колебания, провалы или исчезновения напряжения, что вынуждает пользователей приобретать оборудование по обеспечению качественного электропитания. В дополнение к этому можно отметить продолжающийся рост таких сопряженных с сегментом ИБП направлений, как телекоммуникации и информационные технологии.
Мировой рынок: объем продаж ИБП ($ млрд.) по уровням мощности
Источник: Frost&Sullivan
ИБП низкого напряжения (до 5кВА), предназначенные для защиты ПК и серверов начального уровня, практически доминируют на мировом рынке. По данным на 2003 год, их доля в общем объеме продаж составляет больше половины (51%). Объем продаж «старших» моделей ИБП мощностью свыше 50кВА, рассчитанных для «больших» систем масштабируемой, резервируемой и интеллектуальной защиты серверов, маршрутизаторов, концентраторов, телекоммуникационных, интернет- и промышленных приложений, составляет 25% от общемирового, а ИБП среднего класса (от 5 до 50кВА) 24%. Такая ситуация связана с тем, что, в дополнение к защите на уровне предприятия, на прикладном уровне большее предпочтение отдается децентрализованному способу защиты ПК и другого оборудования. Однако для больших организаций и центров обработки данных централизованная защита признается более экономически выгодной.
В сегменте ИБП мощностью до 5 кВА 91% продаж приходится на устройства ниже 1 кВА, а 8% составляют источники мощностью 15 кВА.
По оценкам Frost&Sullivan, рынок низковольтных ИБП имеет ускоренный цикл оборота по отношению к системам среднего и высокого напряжения. Большинство ИБП низкой мощности (15 кВА) имеют жизненный цикл 45 лет. Это оборудование относится к классу потребительского и продается по ценам от $50 до $2000.
Большинство систем, обеспечивающих средний и высокий уровень напряжения, используется для защиты оборудования на уровне предприятия и имеет высокую износоустойчивость. Системы мощностью свыше 20 кВА стоят от $80 тыс. до $200 тыс. и считаются высокостоимостными инвестициями. Чаще всего ИБП этого стоимостного диапазона защищают разного рода системы, требующие гарантированного энергоснабжения. Жизненный цикл ИБП, входящих в такие системы, может составлять до 20 лет.
Почти 50% мирового рынка источников бесперебойного питания делят между собой четыре компании APC, Powerware (в настоящее время Eaton’s Powerware Division), Liebert и MGE UPS Systems.
Объем продаж компании APC за 2003 финансовый год увеличился на 13%, в сравнении с предыдущим годом, и составил $1,46 млрд. (в 2002 г. $1,30 млрд.), а тот же показатель за первое полугодие 2004 года достиг $747,5 млн.
Показатели продаж компании Powerware в 2003 финансовом году выросли почти на 7% и составляют $776 млн., соответственно объем продаж 2002 года был на уровне $725 млн. Летом 2004 года корпорация Eaton (с оборотом свыше $8 млрд.) объявила о завершении оформления сделки по приобретению фирмы Powerware у компании Invensys. Теперь Powerware стала частью созданного в Eaton подразделения Power Quality Solutions («Решения по обеспечению качества электропитания»), в состав которого также входят хорошо известные торговые марки Cutler-Hammer и Holec. Корпорация Eaton специализируется, в частности, на производстве электрических систем и выпуске компонентов для обеспечения качественного электропитания, контроля и распределения электроэнергии.
Общий оборот компании MGE UPS Systems в 2003 году составил 529 млн. евро (что составляет примерно $645,4 млн.). Из них около 55% продаж пришлись на регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), 16% на Азиатско-Тихоокеанский регион и 29% на Северную и Южную Америки. По результатам третьего квартала 2004 года, наблюдается увеличение объемов продаж более чем на 110%, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Более чем на 15% вырос сегмент однофазных систем бесперебойного питания и более чем на 65% трехфазных. Рост сегмента трехфазных устройств произошло за счет реализации крупных проектов в индустриальной и телекоммуникационной области.
Показатели объема продаж компании Powercom в мире за 2003 год увеличились на 25% и составили $100 млн. (в 2002 г. $80 млн.), а запланированный объем 2004 года должен составить $120 млн.
По мнению аналитиков Frost&Sullivan, к 2010 году объем общемирового рынка ИБП может составить примерно $6,94 млрд., что в количественном выражении будет соответствовать примерно 31,5 млн. шт. устройств. Таким образом, предполагаемые темпы среднегодового роста в этом сегменте составят около 5,2%.
Европейский и российский рынок ИБП
Европейский рынок систем бесперебойного питания в 2003 году составил $1134 млн.
Доли производителей на европейском рынке
Источник: Frost&Sullivan
Лидер рынка APC, однако в России отрыв американской компании гораздо больше: у нее, по данным исследовательской компании ITResearch, 58,4% рынка, у ближайшего конкурента, PowerCom, только 8,3. Далее следуют PowerMan (6,5% рынка), Powerware (6,4%) и Ippon (4,1%). Из этих компаний Powerware конкурирует с APC на рынке «тяжелых» решений (на нем также заметны Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus), остальные в «массовом» секторе. Доля «прочих» в России 16,3% также почти в два раза меньше среднеевропейской.
Долю компании MGE UPS Systems на российском рынке составляет около 1% по однофазным ИБП (до 10 кВА) и около 4% по трёхфазным (свыше 10 кВА).
По данным российского представительства Liebert-HIROSS, 2003 год стал одним из наиболее успешных за последние годы. В денежном выражении рост объема продаж по отношению к 2002 году составил 26%. Из них выросли продажи систем высокоточного кондиционирования на 20%, ИБП на 30%. Основной рост объема продаж в сегменте ИБП компании приходится на рынок источников бесперебойного питания средней и большой мощности, в частности, заметное увеличение объема продаж пришлось на модульную конструкцию Nfinity. Отдельно по мощностным категориям ИБП динамика роста выглядит следующим образом: ИБП средней мощности (в эту категорию входит Nfinity) 40%, ИБП большой мощности (от 30 кВА) 66%
По данным ITResearch на рынке ИБП в первом квартале 2004 года продолжался рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 22,3% и достигли 260 тыс. проданных устройств. В денежном выражении, в связи со снижением цен на ИБП, рынок составил $42 млн., а его рост около 19%.
Во втором квартале было продано более 320 тыс. устройств, что в денежном выражении составило почти $50 млн. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 18% и на 20% соответственно. Это несколько выше темпов роста в предыдущем квартале, когда было отмечено некоторое замедление после рекордных поставок в конце 2003 г. Ощутимых изменений в технологической структуре рынка не было. Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman, а на рынке «тяжелых» решений, наряду с APC, традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.
Показатели продаж в третьем квартале текущего года составили 372 тыс. устройств, а в денежном выражении около $63,7 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели в натуральном выражении уменьшились примерно на 6%, а денежные в то же время выросли на 14%.
Увеличение средневзвешенной стоимости ИБП указывает на тенденцию рынка в сторону более высокотехнологичных и дорогих решений. Например, поставки оn-line ИБП за год выросли почти на 40% (в натуральном выражении).
Перспективы развития рынка ИБП
Рынок ИБП еще далек от насыщения. Таким образом, рост продаж производителей ИБП в ближайшие годы будет обусловлен в первую очередь ростом рынка в целом. И этот процесс неизбежен, поскольку с ростом уровня информатизации отечественных компаний, необходимость бесперебойной работы ПК становится критически важной. Увеличивается количество факторов, влияющих на функционирование современных энергетических систем, сами системы становятся сложнее, и соответственно последствия от сбоев на них оказываются все более ощутимыми. Таким образом, инвестиции в средства защиты от сбоев в системе энергоснабжения будут только расти.
Проблема защиты оборудования становится актуальной также в связи с переходом к децентрализованной системе электропитания, которое на первом этапе может повлечь некоторое ухудшение качества отечественного энергоснабжения.
Кроме того, если раньше многие компании не могли позволить себе иметь качественную защиту оборудования, то сейчас у заказчиков появляются дополнительные средства для ее установки.
Таким образом, спрос на ИБП в ближайшие годы будет увеличиваться, и особенно это касается решений on-line, поскольку только эти машины гарантируют полную защиту от всех возникающих аварий, в отличие от off-line и line-interactive, которые, например, не защищают от сбоев, вызванных нестабильностью частоты.
Вообще, следует отметить, что рынок on-line машин выглядит более перспективным, чем рынки off-line и line-interactive технологий, поскольку здесь сосредоточена основная масса инновационных проектов, шире пространство для технологических прорывов (изменение схем отдельных модулей, применение IGBT-транзисторов и др.). И, таким образом, ожидается, что машины on-line при общем росте рынка ИБП будет постепенно отбирать долю решений off-line и line-interactive.
Помимо спроса на отдельные ИБП, наблюдается тенденция и ко все более возрастающему спросу на единые комплексные решения по питанию и прецизионному кондиционированию. Основная тенденция рынка ИБП «укрупнение» решений по защите электропитания. Естественно, что на сравнительно «молодом» и «бедном» российском рынке до сих пор велика доля «малых» однофазных систем. Пользователи, даже в крупных компаниях и больших офисах все еще применяют малые системы для защиты индивидуальных персональных компьютеров, не задумываясь, что такие «решения» в результате оказываются гораздо более затратным и менее управляемыми и надёжными.
С точки зрения производителей, производство малых систем сейчас может быть интересно как средство повышения узнаваемости бренда, но не как инструмент повышения уровня продаж. Это вызвано огромной конкуренцией в данном сегменте рынка и сравнительной простотой организации производства данных ИБП.
Таким образом, по мнению игроков рынка, наиболее заметная тенденция это создание систем, предназначенных для защиты всего офиса или даже здания. Все больше производителей, которые начинали работу на этом рынке с «малых» систем, переходят в сегмент «больших» систем бесперебойного питания. Такие системы применяются в индустриальной области, для защиты крупных систем обработки и хранения данных, а также офисов и интеллектуальных зданий и т.д.
Вторая тенденция, сильно связанная с первой переход от производства off-line систем к on-line. Это вызвано растущей озабоченностью потребителей качеством электропитания и, несомненно, более высокой надёжностью систем с двойным преобразованием. Сейчас российский рынок находится на промежуточном этапе, когда наибольшей популярностью у массового потребителя пользуются line-interactive системы, технологически более совершенные по сравнению с off-line, но не такие дорогие, как on-line.
Третья тенденция стремление производителей предлагать законченные решения. Но в данной области разные производители применяют разные подходы, которые зависят от их специализации. Некоторые компании продвигают на рынок решения, включающие в себя, помимо ИБП, дополнительное оборудование под своей же торговой маркой.
Ольга Кузнецова/ CNews Analytics
|
|