Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
МФУ и цветные устройства локомотивы рынка принтеров
В прошедшем, 2003 году объем продаж принтеров, копиров и многофункциональных устройств (МФУ) в Европе достиг отметки 34,5 млн. единиц. Это на 16,2% больше, чем в 2002 г.
По данным Gartner, на протяжении всего 2003 г. в Европе наблюдался устойчивый рост спроса на принтеры, МФУ и копиры. Основными локомотивами роста стали цветные устройства и МФУ. Однако лазерные принтеры также внесли заметный вклад в рост рынка. В профессиональном сегменте основной тенденцией на рынке печатной техники стала замена монохромных устройств на цветные. Частные пользователи в прошедшем году в большей степени интересовались струйными МФУ, чем струйными принтерами.
Объем продаж принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе
Источник: Gartner
Рост объема продаж в последнем квартале 2003 г. составил 16,3% по отношению к последнему кварталу 2002 г. Это практически такой же показатель роста, как и за целый 2003 год. Сразу вспоминается бытующее в некоторых кругах ИТ-специалистов мнение, что на развитых рынках сезонность, как показатель объема продаж, практически не работает. Однако именно перед Новым годом и Рождеством компании-поставщики и дистрибьюторы начинают масштабные маркетинговые акции, направленные на распродажу техники и других устройств. Подобные мероприятия могут оставить в стороне только равнодушных людей. А сколько их? Не так много.
Судя по всему, причина совпадения темпов роста по итогам года и по итогам 4-го квартала заключается в продолжающейся стагнации европейской экономики. Покупательский спрос еще не успел восстановиться, и потребители не спешат производить замену старых устройств (тем более, таких, как принтеры и копиры) на новые.
Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе, 4 кв. 2003 г. относительно 4 кв. 2002 г.
Источник: Gartner, 2004 г.
Рынком по-прежнему «заправляет» HP, чья доля составляла 41,5% в 4-м квартале 2003 г. Необходимо отметить, что позиции лидера отнюдь не укрепились, а, наоборот, пошатнулись, т.к. в 4-м квартале 2002 г. его доля составляла 42,9%. Что же произошло?
А произошло ровным счетом то, что можно назвать «приветом из Азии». Сразу два производителя - южнокорейский Samsung и японский Canon - укрепили свои позиции. Заметно «подвинула» конкурентов и американская компания Lexmark, которая увеличила свою рыночную долю практически на 2%. Но это все произошло в 4-м квартале 2003 г. Если обратиться к результатам за год, можно отметить, что рыночные позиции практически не сдвинулись.
Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе в 2002 и 2003 гг.
Источник: Gartner, 2004 г.
По результатам продаж за 2003 г., HP ещё больше укрепила свою позицию. Теперь её рыночная доля составляет практически 43%. Укрепила свою позицию Lexmark, чья доля теперь превышает 14%. Немного растерялся и поэтому «похудел» Canon (12,8% в 2002 г. и 12,6% в 2003 г.).
А вот Samsung «выстрелил» с 1,2% в 2002 г. до 2,6% в 2003 г. Правда, пока это мелкий калибр и южнокорейской компании рано тягаться с гигантами. Однако не стоит забывать о глобальных амбициях этого игрока. На что он способен, Samsung показал на рынке мобильных телефонов.
Хуже всего в Европе обстояли дела у Epson, у которого конкуренты «отъели» сразу 1,7%. Компании необходимо срочно провести анализ своей позиции и принять меры, в противном случае ситуация может стать сначала плачевной, а потом критической. Не стоит забывать, что позади такие компании, как Lexmark и Canon, которых не стоит дразнить и класть им палец в рот.
Российский рынок принтеров и МФУ
На российском рынке принтеров и МФУ, в отличие от европейского рынка, происходит более существенный рост продаж. В 2003 г., как считают представители ITResearch, количество проданных устройств вплотную приблизилось к отметке 3 млн.
Объем продаж принтеров в России в 20022003 гг., млн. шт.
Источник: ITResearch, 2004 г.
По данным ITResearch, в 2003 г. российский рынок принтеров вырос на 39% в количественном и почти на 20% в денежном выражении. Количество проданных в России устройств 3 млн. штук превышает 10% от рынка принтеров в Европе. Несомненно, отечественный рынок является одним из крупнейших в Европе, отсюда и повышенное внимание со стороны вендоров к рыночным позициям в нашей стране.
Тот факт, что российский рынок принтеров растет быстрее европейского, стимулирует поставщиков действовать активно. Пока что лучше других продвигать свои устройства получается у Samsung, который практически безостановочно проводит маркетинговые акции. Это даёт свои результаты по оценке специалистов ITResearch, этой южнокорейской компании удалось практически полностью занять «начальный» сегмент лазерных принтеров.
Доля «серого» сегмента на рынке принтеров
Источник: ITResearch, 2004 г.
По оценке экспертов, продажи «серых» дилеров на рынке принтеров могут составлять 10% от количества всех проданных устройств. Это, конечно, уже не ситуация начала 90-х гг. прошлого века, когда техника приобреталась в основном у «серых» игроков, однако до полной прозрачности рынка еще далеко.
Изменение рыночной доли принтеров различных технологий
Источник: ITResearch, 2004 г.
По мнению специалистов ITResearch, лазерные принтеры являются наиболее востребованными принтерами на российском рынке. Доля проданных устройств увеличилась на 2,8% в 2003 г. Струйные принтеры практически остались «стоять» на месте, что свидетельствует о снижении интереса к данным устройствам. В скором времени практически исчезнет сегмент матричных принтеров. Изменение рыночной доли этих устройств является весомым аргументом в 2003 г. объем продаж матричной техники упал на 2,9%.
Продажи МФУ на российском рынке, тыс. шт.
Источник: ITResearch, 2004 г.
Российский рынок МФУ продолжает расти высокими темпами. По данным ITResearch, количество только «белых» устройств, проданных в стране, приблизилось к 150 тыс. В результате, рост в 2003 г. по отношению к 2002 г. составил 70%. Напоминаем, что на рынке принтеров рост составляет «всего» 39%.
Высокие темпы роста продаж МФУ в России в 2003 г. дают основания предполагать, что в текущем году рост продолжится. Судя по всему, потребители «распробовали» МФУ и видят в них хорошую альтернативу копирам, сканерам, факсам и принтерам. И действительно, зачем покупать и устанавливать четыре устройства, когда с теми же функциями может справиться одно? Логика потребителей понятна и она будет выступать в качестве локомотива роста на рынке МФУ в 2004 г.
Роман Боровко / CNews Analytics
|