Александр Давыдов: Там, где утрясаются вопросы собственности, появляется спрос на ИТ как инструмент управления
На вопросы CNews.ru ответил Александр Давыдов, генеральный директор компании Naumen.
CNews.ru: Какое положение занимает промышленный сектор в маркетинговой политике компании NAUMEN? Какая доля доходов компании по итогам 2003 года придется на проекты с промышленными предприятиями?
Александр Давыдов: С весны этого года NAUMEN продает систему документооборота NauDoc, программное решение для корпоративной IP-телефонии NauPhone и выпускает на рынок CRM-модуль NauRP. Мы начали внедрения NauDoc в Екатеринбурге, прошло около 20 контрактов, причем 80% продаж пришлось на промышленные предприятия, что стало неожиданностью для нас: мы больше рассчитывали на интерес финансового сектора. Недавно мы начали продажи в Москве, посмотрим, какая реакция будет там.
CNews.ru: За счет чего удалось добиться интереса у промышленных предприятий? Это особенности бизнеса или продуктов?
Александр Давыдов: Когда мы анализировали причины интереса к нашим решениям со стороны промышленников, то поняли, что наше предложение особенно привлекательно для тех предприятий, чьи бизнес-процессы недостаточно формализованы, и высок риск выбора и внедрения продукта.
Что было важно для наших клиентов? Основную роль играли три фактора — недорогая серверная лицензия, веб-интерфейс и темпы развития продуктов. Серверная лицензия дает возможность не думать о числе пользователей, а веб-интерфейс позволяет дать доступ в систему любому пользователю, не заботясь о том, как это сделать. Сочетание же серверной лицензии и «тотального» веб-интерфейса дает новое качество, когда сложные прикладные задачи можно реализовать как отдельные веб-сервисы и представлять их пользователю как внутренние сайты.
При обосновании покупки руководитель ИТ может назвать полнофункциональную систему документооборота NauDoc внутренним сайтом, потому что цена лицензии низкая и не зависит от числа пользователей. В качестве сайта NauDoc легко вписывается в имеющуюся среду, уживается с ранее установленными системами документооборота, при этом занимаясь своими задачами.
Интересно, что и в продуктах линейки NauPhone телефония также представлена как сервис компьютерной сети. Программным телефоном на компьютере пользоваться гораздо удобнее, чем обычным офисным телефоном. Абоненты отображаются визуально и видно, кто участвует в конференции, кто доступен для разговора, кто разговаривает и кого нет на рабочем месте.
CNews.ru: Связан ли высокий интерес к этому рынку с ожиданием бума информатизации промышленных предприятий в ближайшие годы в России?
Александр Давыдов: Правильнее, наверно, говорить не о промышленных предприятиях, производящих материальную продукцию, а о предприятиях с большой добавленной стоимостью, будь то промышленные предприятия или компании сферы услуг, включая предприятия связи, транспорта, разработки программного обеспечения.
Да, мы рассчитываем на такой бум и считаем, что мы вовремя выпустили для него системы документооборота, CRM и корпоративной IP-телефонии, потому что волна интереса предприятий к нашим продуктам ощутимо нарастает.
CNews.ru: Металлургия, машиностроение или энергетика — в какой из этих отраслей, на ваш взгляд, следует ожидать наибольшего спроса на ИТ в ближайшие годы?
Александр Давыдов: Основной фундамент для предприятий — отношения собственности. Как только этот фундамент в промышленности окреп, производство сразу начало движение в сторону повышения эффективности, потому что в отрасли есть большой запас человеческих ресурсов. Интересно, что при слиянии компаний необходимо объединять информационные системы, и самый простой способ заранее облегчить этот процесс — унифицировать системы и представлять их как веб-сервисы.
ИТ, в первую очередь, обслуживает менеджмент, поэтому там, где утрясаются вопросы собственности, появляется спрос на ИТ как инструмент управления. Из трех перечисленных отраслей только в энергетике процесс укрепления фундамента собственности сейчас находится в разгаре, поэтому насчет спроса на ИТ в энергетике я пока сомневаюсь. В металлургии ИТ уже давно стали одним из приоритетных направлений, и ничего нового там не произойдет. А вот в машиностроении — да, есть рост спроса.
CNews.ru: Naumen стала первой компанией в нашей стране, представившей ERP-систему, разработанную на основе свободного программного обеспечения (open source). Насколько эту идею воспринял рынок? Насколько оправдались ваши прогнозы в объеме спроса на подобное решение?
Александр Давыдов: Действительно, в феврале этого года мы анонсировали свободную версию ERP-системы NauRP 1.0 и систему документооборота NauDoc 2.0. Заранее понять бизнес на оpen source было нельзя, и выпуском открытых версий мы запустили пробный шар, ожидая реакции пользователей и разработчиков. За короткий срок дистрибутив NauRP скачали с нашего интернет-сайта около 6000 раз, и казалось, что был интерес. Однако реальных действий со стороны внедренцев и сторонних разработчиков не последовало, и мы продолжили разработку самостоятельно.
Весной мы уже вышли на рынок с двумя продуктами — NauDoc (документооборот) и NauPhone (линейка корпоративной IP-телефонии) — и одновременно начали проводить заказные разработки продуктов на базе NauRP.
CNews.ru: Какие изменения были предприняты в вашей стратегии?
Александр Давыдов: Первый вывод — конечному пользователю не нужен оpen source. Пользователи хотели платить только за готовые продукты, пригодные для промышленной эксплуатации. Поэтому летом этого года мы изменили политику лицензирования и начали выпуск корпоративных версий продуктов с платной серверной лицензией Enterprise Edition.
Второй вывод — продукты Zope/Python с объектной базой данных оказались надежной и удачной платформой и обеспечивают нам хороший темп развития продуктов. Свободные лицензии Zope/Python позволили нам продавать серверные лицензии наших продуктов по низким ценам, а присущий Zope веб-интерфейс обеспечивает новое качество интеграции систем.
Все эти свойства платформы разработки приводят к тому, что мы можем предложить на рынок низкие цены, легкость внедрения и простую интеграцию с другими системами. Как следствие, непонятное слово «документооборот» распадается на ряд понятных управленческих инструментов, которые можно внедрять по отдельности. Внедрение не требует больших начальных затрат, быстро окупается и начинает зарабатывать деньги на внедрение новых функций.
Третий вывод — «кладовка» оpen source дает серьезные конкурентные преимущества именно при разработке, поэтому совершенно не обязательно громко говорить, как хорошо уметь использовать оpen source, и этим растить себе конкурентов. Многие российские компании-разработчики ПО используют продукты оpen source в своих решениях «втихую», не афишируя данный факт. Пока это знание еще не стало общедоступным, и вузы преподают Microsoft, а студентов приходится обучать технологиям Zope/Python за свой счет.
Сейчас мы говорим про оpen source именно с разработчиками с целью привлечь отдельные компании к самостоятельной разработке отраслевых решений на общей программной платформе. Это способ кооперации в разработке независимых компаний, и мы продолжаем эти попытки.
CNews.ru: Какова стратегия Naumen в вопросе внедрения? Основная ставка здесь делается на свои силы или на партнеров?
Александр Давыдов: Такие продукты, как системы документооборота, CRM и ERP, требуют больших усилий по внедрению, поэтому нам необходимы партнеры. Кроме обычных возможностей перепродажи и внедрения продуктов, партнеры могут создавать собственные отраслевые решения на основе модификации наших продуктов и выпускать их под своим именем.
Нам нужны партнеры, готовые рискнуть ради хорошего выигрыша, активные и профессиональные. Интересно, что первый такой партнер, компания «Аманат» у нас появился не в России, а в Казахстане. «Аманат» сделал инвестиции, обучил более 7 разработчиков, грамотно и профессионально работает и, главное, не боится нового. Появляются партнеры в Челябинске, Тюмени и Москве. Большой интерес проявляют компании Украины и Узбекистана.
В России рынок уже менее подвижный, ветераны рынка имеют сложившийся пул решений, а их разработчики слишком связаны стереотипами, которые мы нарушаем.
CNews.ru: Какие компании вы видите в роли своих партнеров?
Александр Давыдов: Мы рассчитываем на молодые и пробивающиеся консалтинговые компании, которые ищут конкурентоспособные отечественные решения, понимают предметные области и хотят научиться внедрять системы. Мы ожидаем компании «новой волны», подобные нам, организованные профессионалами из сложившихся команд. Наши продукты и партнерская программа снижают для молодых компаний порог вхождения в бизнес создания собственных продуктов. Наши предложения партнерам мы изложили в «Летней декларации NAUMEN» на нашем сайте.
Я лично ожидаю и нового поколения предпринимателей, которые инвестируют в такие команды. Преимущества нематериальных активов в индустрии ПО незаметны с первого взгляда, но они воодушевляют, когда с ними поработаешь. Кроме того, такие активы мало зависимы от чиновников региона и страны. Мы, конечно, рассчитываем на небольших и активных интеграторов, для которых мы являемся выигрышным ресурсом. Наши решения обладают новизной, легкостью внедрения, а также они малобюджетны.
CNews.ru: Для предприятий какого размера система NauRP является оптимальной? Что означает «легкая» ERP-система? Каков функционал данного продукта?
Александр Давыдов: Мы позиционируем NauRP как систему для малых и средних предприятий, исходя из наших маркетинговых расчетов, а не из технических возможностей системы. И пока система не будет внедрена на крупном предприятии, изменений в позиционировании не произойдет. Я не сторонник метода решения задач предприятия за счет одной, даже очень хорошей системы, мне больше нравится правильная интеграционная схема из нескольких систем. Для наших клиентов мы ведем семинар «Интеграция разнородных систем».
Когда мы называем нашу систему ERP, это означает, что в ней содержатся все основные сущности предприятия. В NauRP есть объектная модель предприятия, механизмы взаимодействия объектов, добавления функций, но заранее встроены только самые необходимые функции, необходимые для внедрения на небольших предприятиях. В текущей версии есть механизм бюджетирования, управленческого учета, встроен механизм учета данных на основе многомерных кубов, есть связь с «1С-Бухгалтерией».
Слово «легкая» как раз означает наличие основного костяка системы при отсутствии большого числа функций. На «легкой» ERP-системе можно как разрабатывать программные модули, так и интегрировать другие системы.
CNews.ru: В России традиционно считается, что CRM-системы будут востребованы в банковской сфере, в телекоммуникациях и страховании. Между тем, CRM имеет большой потенциал и в промышленном бизнесе. Чувствуете ли вы интерес к данному решению со стороны промышленников? Когда на рынке появятся первые внедрения CRM в промышленности?
Александр Давыдов: Для постановки задач мы используем концепцию инструментов управления. Каждая функция системы существует не сама по себе, а как часть определенных инструментов управления предприятием. CRM — это инструмент управления отношениями с клиентами, контрактами. Неважно, сколько клиентов — 20 или 20 тысяч, ими надо управлять в полную силу. Чем сложнее отношения с клиентами, тем более необходим этот инструмент, тем больше он переходит в ERM — управление отношениями сотрудниками. Поэтому интерес к CRM одинаков как в промышленности, так и в сфере услуг. Но еще раз подчеркну, интерес не к отдельной CRM-системе, а как к части общей информационной системы управления.
Сейчас на основе NauRP разработан модуль CRM и разрабатывается модуль Service Desk. Кроме разработки самих модулей, мы выполняем проектные разработки, в которых интегрируем существующие у заказчика разнородные системы на открытой платформе NauRP. Например, мы реализуем для городского оператора связи систему поддержки оказания услуг и инвентаризации ресурсов, интегрируя существующие биллинговую и договорную систему.
CNews.ru: Каковы особенности проектов Naumen в промышленном секторе?
Александр Давыдов: Проекты, которые идут на промышленных предприятиях, — это проекты внедрения NauDoc. Продукт внедряется в российской компании антикоррозийной обработки «Высо», ОАО «Уралхиммаш», ФГУП «Свердловскавтодор», в девелоперской строительной компании. При внедрении в каждой из компаний преследуются свои цели. В «Уралхиммаше» — это управление нормативной технической документацией, в «Свердловскавтодоре» — это управление корреспонденцией, в «Высо» и в строительной компании — это управленческие процедуры, включающие утверждение объектных смет, сбор и согласование документации на объект.
Актуальный пример внедрения — поддержка нормативной документации для сертификации на ISO 9000 и другие стандарты качества. Несколько наших клиентов применяют NauDoc именно для ведения нормативной документации в качестве отдельной системы. В системе эпизодически работает весь персонал предприятия, но обязательное обращение в систему происходит только при изменениях. Тогда на электронную почту пользователя приходит уведомление со ссылкой, щелкнув на которой, пользователь получает доступ к заданию в системе. Благодаря веб-интерфейсу легко предоставить доступ с ограниченными правами партнеру или клиенту предприятия. И если дать доступ к системе компании, проводящей аудит и сертификацию на стандарты качества ISO, это снизит стоимость командировок и самой сертификации.
Ведение нормативной документации всего предприятия — только один из примеров использования NauDoc как веб-сервиса. Можно добавить такие сервисы, как публикация на интернет-сайтах, ведение протоколов совещаний и контроль исполнения решений, регистрация входящих-исходящих, ведение календарных планов с исполнением, технологической документации и т.д.
Каков портрет нашего нынешнего пользователя? Опыт показал, что выбор в нашу пользу легко делают руководители ИТ нового поколения, которые хотят решить как можно больше задач при фиксированном размере бюджета, хотят унифицировать системы за счет применения веб-технологий. Следующая категория наших заказчиков — это топ-менеджеры «новой волны», которые с помощью наших продуктов хотят получить новые рычаги управления. Третья категория наших пользователей — это опытные ИТ-руководители и постановщики задач, которые ищут способ обойтись без тяжелых ERP-систем, понимают подноготную задач, хорошо контролируют риски и могут себе позволить решение не от западного бренда. Это далеко не все заказчики NAUMEN, но наиболее типичные из них.