Автоматизация производственных бизнес-процессов в мире как будто должна была приостановиться. Еще недавно эксперты предсказывали, что предприятия, активно закупавшие ERP-системы в середине 90-х, могут не интересоваться рынком управленческого ПО чуть ли не до 2005-2006 гг., когда придет время планового обновления внедренного продукта. Однако чем больший срок проходит с момента завершения ERP-проекта, тем больше возникает вопросов, сомнений и претензий к поставщику. Предприятия заинтересованы в переходе на новые решения раньше намеченного срока, либо стремятся доработать систему в соответствии с тенденциями быстро развивающегося ИТ-рынка. Очевидно, что говорить о стагнации в данном случае преждевременно.
В последние два года объем мирового рынка ERP-систем неумолимо сокращался. Некоторое время назад аналитики сомневались, что в ближайшие 5 лет удастся вновь достигнуть показателя 2000 г. — $15 млрд. Спад на 40%, зафиксированный в 2001 г., объяснялся не только всемирным экономическим кризисом, но также насыщением рынка ERP — особенно в сегменте крупных компаний с доходом свыше $1 млрд. Тогда эксперты AMR Research предполагали, что к 2006 г. объем этого рынка вырастет максимум на 5% и достигнет $9,5 млрд. В этой связи поставщики решений начали пересматривать структуру своих доходов и ориентироваться в основном на сервисные услуги и сопровождение уже внедренных систем. В 2001 г. на это направление деятельности пришлось до 65% доходов компаний-поставщиков ERP.
Тем не менее, восстановление рынка началось более быстрыми темпами в 2002 г., и AMR увеличила прогнозируемые показатели роста рынка до 10%, а объема к 2006 г. — до $31.4 млрд. Этих результатов удастся достигнуть при условии, что вендоры ERP сделают ставку на «добавленную стоимость» и будут предлагать комплексные решения, включая CRM, SCM и PLM-приложения. Именно на долю продаж дополнительных модулей в 2001 г. пришлось $4 млрд. из $20 млрд. общего дохода поставщиков ПО. В 2006 г. аналитики AMR предсказывают бум ERP в сегменте крупного и среднего бизнеса. Уже в 2002 г. оборот этого рынка вырос с $250 млн. до $1 млрд. Существенные темпы роста отмечаются и в сегменте малого бизнеса — с $10 млн. до $50 млн.
Часто фигурирующий в прогнозах 2006 год неспроста выбран экспертами как некая веха. Именно тогда у большей части внедренных ERP-систем будет исчерпан ресурс и наступит период планового «апгрейда». Таким образом, рынок заказчиков мгновенно вырастет за счет предприятий разных отраслей, купивших системы на волне «золотой лихорадки автоматизации» в середине 90-х.
Мировой рынок ERP: крупные компании
Источник: AMK Group, 2002
Производственные предприятия в настоящий момент решают два принципиальных вопроса в связи с управленческими программными продуктами. С одной стороны, они рассматривают необходимость замены ERP-систем, внедренных несколько лет назад, с тем чтобы перейти на максимально актуальное решение. С другой стороны, они выбирают между «централизованной» и «децентрализованной» системами.
Необходимость перехода на новую ERP обусловлена несколькими довольно весомыми факторами. Анализируя производительность внедренного решения, предприятие приходит к выводу о его замене, в случае если «старая» система не соответствует современным требованиям к обработке информации, или предполагает, что некоторый объем работ по-прежнему должен осуществляться «вручную», или в при выявлении нескоординированности технической архитектуры в целом. Но наиболее критичным фактором, скорее всего, будет выявление высокой стоимости владения (Total cost of ownership, TCO) — за счет задействования большого количества серверов, хранилищ, и другой инфраструктуры.
В среднем, по данным опроса Meta Group, проведенного среди 63 компаний разных отраслей промышленности, стоимость владения системой обходится в $15 млн. в год. Максимальный и минимальный показатели варьируются от $300 млн. до $400,000 соответственно. При этом экономия расходов за счет внедрения системы в среднем оценивается в $1.6 млн. в год.
В настоящий момент более высокая стоимость владения у так называемой децентрализованной ERP. Внедрение решения этого класса в рамках распределенной, но децентрализованной структуры предприятия чревато последующими многочисленными конфигурациями приложений. Каждая из этих конфигураций как любая уникальная технологическая среда требует своих методов поддержки и соответственно, уникально подготовленную квалифицированную команду специалистов. Таким образом автоматически растут затраты предприятия на их обучение. С другой стороны, растут затраты самого вендора — на «спецразработку», внедрение и «доведение» продукта.
Очевидно, что в современных условиях ориентации предприятий на максимальное сокращение расходов, децентрализованные системы будут встречаться все реже. Вместе с тем, поскольку централизованный подход легче применить при небольшом количестве систем, промышленники начинают отказываться от «зоопарка» решений и стараются внедрять единый комплексный продукт от одного вендора. Распространение этой тенденции стимулируют те же соображения экономии и нацеленности на эффективную отдачу. Поддержка в рамках одного предприятия нескольких систем от разных поставщиков обходится все дороже. А разнородность информационной среды не позволяет в полной мере использовать функциональность каждого из приложений, что приводит к повторному вводу некоторой информации — например, данных по клиентам, материалам и продуктам.
«Централизованная» ERP, безусловно, не стопроцентная панацея от всех проблем. Более того, ее наличие может существенно осложнить процесс слияния компаний, при котором неизбежно объединение бизнес-процессов. Однако в современном общественно-политическом контексте к унификации и стандартизации предприятия обязывают и происходящие в мире глобализационные процессы.
Среди других тенденций промышленного рынка ERP следует упомянуть резкое сокращение проектов, предполагающих долгосрочное инвестирование. К ним пока еще прибегают предприятия дискретного производства, использующие агрессивные методы продвижения на рынке. Однако в целом на рынке доминирует внедрение проектов, предполагающих минимальные риски и максимальные возможности контроля.
Самое быстрое внедрение среди ERP-систем
Одно предприятие
Группа предприятий
EP Technologies
4 месяца
Freudenberg-NOK
20 заводов за 24 мес.
Lear
4 месяца
Delco Remy
15 заводов за 24 мес.
Metalsa
4 месяца
Schlumberger
18 заводов за 18 мес.
Instrument Specialties
4 месяца
Quaker
18 заводов за 12 мес.
Eaton/Aeroquip Lakeside
4 месяца
Delphi/PHI
6 заводов за 7 мес.
Indigo America
3 месяца
Eaton Asia
3 завода за 12 мес.
Camintonn Corp
1,5 мес.
JCI
52 завода, 3 мес/завод
AT&T
1 месяц
TRW Braking
22 завода, 3 мес/завод
Lucent
1 месяц
Tower
30 заводов, 3 мес/завод
Среднее время внедрения:
4 месяца
Источник: QAD Corporate Profile, 2001
Сейчас предприятия активно стремятся принять участие в процессе внедрения, и часто требуют, чтобы решение было специализированным, причем не просто ориентированным на данную отрасль, но и разработанным непосредственно «под заказчика». Однако специалисты утверждают, что растущий интерес к индивидуально разработанным программным продуктам пока не является основанием, чтобы прогнозировать скорые закат стандартных программных пакетов. С целью совместной максимизации ROI и обмена знаниями и навыками промышленные предприятия все более активно создают так называемые центры компетенции по ERP.
Мария Попова / CNews.ru
Дмитрий Ведев: Стартовав позже своих зарубежных конкурентов, наши предприятия вынуждены быстро сокращать разрыв в ИТ
Интервью CNews.ru дал Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи».
CNews.ru: Как вы оцениваете темпы развития информатизации в промышленном секторе? Некоторые говорят, что этот процесс идет слишком медленно (особенно в машиностроении), другие настаивают на том, что восприятие ИТ промышленниками России происходит гораздо быстрее, чем это было в других странах.
Дмитрий Ведев: Промышленный сектор сегодня крайне неоднороден. На нем присутствуют как явные лидеры, которые выпускают продукцию, имеющую спрос на мировых рынках (или конкурентоспособные товары-импортозаменители), так и предприятия-аутсайдеры, ориентированные исключительно на выпуск валового продукта. И если первые активно развивают сложнейшие информационные системы, то вторые практически не занимаются сколько-нибудь серьезными ИТ-проектами.
Если же говорить конкретно о машиностроении, то в целом, по нашим оценкам, сегодня не более 25-30% предприятий этого сектора можно отнести к группе «ИТ-лидеров». Именно столько компаний являются активными потребителями информационных технологий на уровне серьезных ИТ-решений. И вот как раз эта группа в области ИТ растет и «воспринимает ИТ» быстрее, чем на Западе. Оно и понятно — стартовав в области информатизации позже своих зарубежных конкурентов, наши предприятия вынуждены быстро сокращать разрыв ИТ.