| |
Обзор подготовлен |
|
|
Андрей Ботнев: Внедрение ERP оправдано, если годовой оборот предприятия составляет не менее 10 млн. долларов
Интервью CNews.ru дал Андрей Ботнев, директор по консалтингу Columbus IT Partner. Практика MBS.
CNews: Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту на рынке информатизации российской промышленности? Насколько изменилось отношение предприятий этого сектора к ИТ?
Андрей Ботнев: Ситуация довольно сложная. В большинстве случаев, вопросы автоматизации на предприятиях сегодня по-прежнему решаются при помощи самописных и (или) малобюджетных программ, плохо интегрированных между собой, или даже не интегрируемых друг с другом в принципе. Это приводит к бессистемности и разрозненности данных, а зачастую просто к путанице. Вместе с тем необходимо ответить, что сейчас ситуация начинает постепенно меняться. Это связано, в первую очередь, с приходом в отрасль нового поколения менеджеров, которые осознают важность технологий для развития бизнеса. Как правило, единственное, чего им не достает в полной мере, это достаточного опыта в управлении производственными предприятиями в России. Поэтому у них, в первую очередь, возникает потребность в бизнес-консалтинге, выстраивании бизнес-процессов предприятия в соответствии с передовым опытом, а затем уже их автоматизация при помощи систем ERP и MRPII.
При этом, в отличие от классических задач автоматизации, автоматизация производства очень индивидуальна. На каждом производственном предприятии очень много своей специфики, которую необходимо учитывать при автоматизации. В то же время, именно слабость формализации бизнес-процессов в производственной сфере делает клиентов более открытыми к диалогу, и усиливает их интерес к ИТ как к средству достижения подобной формализации.
CNews: Насколько ощутимо, по вашим наблюдениям, выросли и продолжают расти ИТ-бюджеты российских предприятий?
Андрей Ботнев: Бюджеты на ИТ во многом зависят от позиции менеджмента предприятия. Если руководитель является одновременно хозяином предприятия, то он зачастую старается экономить на информационных технологиях. Здесь, видимо, играют свою роль определенные психологические факторы в сочетании с недопониманием значения ИТ. Сторонние менеджеры, как правило, являются представителями того самого нового поколения управленцев, которые обращают внимание на международный опыт, поэтому здесь ИТ-бюджеты могут составлять общепринятые в мире 13% от оборота.
Если говорить об общей картине затрат промышленных предприятий на ИТ, то тенденция роста бюджетов налицо. Причиной тому как общий подъем промышленности нашей страны, наблюдаемый в последнее время, так и тот факт, что «руководители-хозяева» все больше уходят в прошлое, передавая право ведения бизнеса более прогрессивным менеджерам «со стороны».
CNews: Как за последнее время изменились ключевые потребности российской промышленности в ИТ? Насколько они отличаются от задач, решаемых сейчас на Западе?
Андрей Ботнев: Общий уровень автоматизации российской промышленности, к сожалению, значительно отстает от западного, потому и потребности у нас и на Западе различны. Мы, как всегда, находимся в положении догоняющих. Пожалуй, только расстояние сокращается. На Западе автоматизация находится на том уровне, когда оттачиваются отдельные мелочи, или же идет пересмотр системы в целом (своего рода «капитальный ремонт»). У нас же пока иная ситуация предприятия сейчас либо избавляются от старых систем и переходят к новым, либо начинают перепланировку и/или «облагораживание», дополнение построенной системы. В последнее время существенно выросла доля предприятий, нуждающихся в наращивании существующего функционала.
CNews: Какие ИТ-задачи этого сектора, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны для России? Какие из них пока еще остаются не охваченными?
Андрей Ботнев: Конкуренция между крупными промышленными предприятиями сейчас нарастает, и для многих наших клиентов-производственников высокую важность приобретает возможность получения полной, прозрачной и достоверной информации о себестоимости производимой продукции. При этом просто просчитать обобщенное значение себестоимости того или иного вида продукции или услуги недостаточно. Необходимо рассмотреть полную и детальную структуру себестоимости, отражающую долю каждого вида затрат, сгруппированную по производственным цехам, местам возникновения затрат, производственным заказам, проанализировать отклонения фактически понесенных затрат от запланированных значений. Именно такая степень детализации структуры производственной себестоимости требуется руководству предприятия для принятия оперативных управленческих решений, позволяющих поддерживать рентабельность производства на необходимом уровне, контролировать конкурентоспособность цен на свою продукцию.
Другими актуальными задачами автоматизации сейчас являются, например, управление собственными бизнес процессами, анализ эффективности этих процессов, интеграция ERP и PDM-систем. Есть потребность в инструментах для гибкого и достоверного планирования производства, в реализации уникальных особенностей некоторых производств в России много предприятий с очень сложным производственным циклом.
Многие из этих потребностей реализованы в специализированном решении для крупного производства Heavy Manufacturing for Axpata, которое наша компания разработала и представила в этом году. Так, например, в решении в полной мере реализован механизм детализации себестоимости, о котором шла речь выше. Решение уже более полугода успешно используется на одном из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса «ССМ-Тяжмаш», входящем в группу компаний «Северстальмаш».
CNews: Насколько, из вашей практики, заметно увеличение спроса на ИТ-услуги со стороны промышленных предприятий?
Андрей Ботнев: За последнее время спрос вырос значительно, и я убежден, что в будущем этот рост продолжится.
CNews: Каков, по вашим представлениям, должен быть минимальный оборот предприятия, в бизнесе которого внедрение ERP-системы стало бы оправданным?
Андрей Ботнев: Оборот предприятия, конечно, имеет значение, так как определяет принципиальную возможность несения предприятием затрат, связанных с внедрением ERP-системы. Но важно помнить, что даже при огромном обороте ее внедрение на предприятии может стать совершенно бессмысленным делом. В данном случае все зависит как от профессионализма и опыта поставщика системы, так и от готовности предприятия в целом и руководства в частности к такого рода проектам. Ведь система это не более чем инструмент, который приобретает ценность только при правильном ее использовании. Если все же говорить о количественных оценках, то мы считаем, что внедрение ERP-системы оправдано, если годовой оборот предприятия составляет не менее 10 млн. долларов.
CNews: Какая доля ваших проектов приходится сейчас на промышленность? Какие из них вы могли бы выделить особо?
Андрей Ботнев: Сейчас доля промышленных предприятий среди наших проектов составляет примерно 30%. Выделить какой-то один всегда трудно, так как каждый проект всегда по-своему уникален и интересен, тем более, когда речь идет об автоматизации производства. Так, например, недавно мы завершили очень интересный и масштабный проект в «Русской Лесопромышленной Компании», где мы не только автоматизировали производство, но и полностью выстраивали всю производственную логистику «с нуля». Или тот же «ССМ-Тяжмаш», для которого был построен специальный, очень точный и прозрачный механизм расчета и контроля себестоимости.
CNews: Каких существенных изменений вы ожидаете в ближайшее время на рынке автоматизации российских промышленных предприятий?
Андрей Ботнев: Уверен, что в ближайшее время нас ожидает бурный рост активности именно на рынке автоматизации производства, поскольку эта область по-прежнему остается одной из самых проблемных отраслей нашей экономики. Наиболее быстрыми темпами будет расти спрос со стороны промышленных предприятий так называемого среднего сегмента рынка. Соответственно, будет расти и уровень подготовки ИT-специалистов со стороны клиентов. Думаю, скоро мы увидим много новых, интересных проектов.
CNews: Спасибо.
|
|