| |
Обзор подготовлен |
|
|
Николай Красилов: ERP не вопрос престижа, а реальная потребность предприятия
На вопросы CNews отвечает Николай Красилов, президент корпорации «Галактика».
CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, характеризуют развитие рынка автоматизации управления в промышленном секторе? Насколько велико здесь влияние западных разработчиков?
Николай Красилов: Главное, что стоит отметить изменилось восприятие ERP-систем, изменились причины, по которым предприятия начинают проекты автоматизации управления. Еще пару-тройку лет назад внедрение ERP-системы рассматривали как некий акт, повышающий престиж предприятия, но и только. Сейчас отношение к такого рода решениям кардинально другое. Пришло понимание того, что комплексная управленческая информационная система это реальный механизм для повышения эффективности менеджмента современного предприятия. И, как всякий механизм, система требует определенного количества внимания, знаний и ресурсов. Если руководство предприятия готово их выделять, то нужный результат будет достигнут.
Любопытно, что интерес к внедрению ERP-систем проявляют как те отрасли, которые традиционно считаются преуспевающими (топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия), так и те, в которых высокие показатели пока не достигнуты. Возьмем, к примеру, машиностроение. Знаете, как характеризуется экономическое состояние этой отрасли во многих аналитических отчетах? Замедление развития, даже стагнация. Тем не менее, ERP-решения востребованы и здесь. К примеру, не так давно мы проводили специальную конференцию, участие в которой приняли представители около 100 машиностроительных предприятий. Действительно, многие из них говорили, что экономическое состояние компаний не так хорошо, как хотелось бы. Но вместе с тем, подчеркивали реальную потребность во внедрении управленческих ИТ-решений.
Мировая тенденция к слияниям/поглощениям, которая оказывает влияние на западный ИТ-рынок (достаточно вспомнить наконец-то завершившуюся эпопею с покупкой Oracle компании PeopleSoft), вряд ли повлияет на ИТ-спрос в России. Решения западных разработчиков используют от силы несколько сотен предприятий, а партнерские сети этих компаний только начали выстраиваться. Сравните с показателями, например, нашей компании более 5700 заказчиков и свыше 200 партнеров. Какой фактор для многих российских предприятий при выборе ERP-системы более важен: богатый опыт работы компании-поставщика именно в российских условиях или тот факт, что когда-то где-то это компания кого-то купила или наоборот была кем-то поглощена?
CNews: Какие новые задачи ставят сейчас предприятия этого сектора? Насколько за последний год здесь изменилась структура спроса на ИТ?
Николай Красилов: Растет спрос на более широкое использование возможностей ERP-систем. Бюджетирование, финансовый анализ, планирование производства, расчет себестоимости, управление логистическими цепочками все эти сложные вопросы промышленные предприятия хотят решать с помощью управленческих информационных технологий.
Еще одна важная задача обеспечение взаимодействия между ERP-системами. Сегодня многие компании с точки зрения организации бизнеса являются холдингами, при этом на каждом предприятии такого холдинга применяются различные информационные системы. Взаимодействие между ними, обмен данными оставляют желать лучшего. Соответственно, нет возможности и для эффективного управления такой структурой. Можно ликвидировать информационные разрывы, внедрив одну систему на всех предприятиях холдинга. Безусловно, этот путь чреват финансовыми затратами и длительными сроками реализации проекта. Многие компании выбирают другой путь: использовать решение (платформу), которое объединило бы все ИТ-приложения, использующиеся в холдинге, в единое информационное пространство. В частности, такое решение, получившее название RA.NET, в 2005 году выпустит на рынок корпорация «Галактика». Его возможности позволяют решать в рамках всего холдинга задачи корпоративного управления материально-технического обеспечением, финансового планирования, оперативного финансового управления, получения единой корпоративной управленческой отчетности и при этом сохранить все прежние инвестиции в ИТ.
Если вернуться к вопросу о тенденциях автоматизации промышленного сектора, то стоит упомянуть еще одну характерную деталь высокую степень интереса к управленческим информационным решениям со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса. Одной из ключевых характеристик, на основе которых они выбирают ERP-систему, является возможность ее использования для обработки конфиденциальной информации. Естественно, что мы, как разработчики, не могли оставить без внимания эту тенденцию: летом 2004 года наше основное решение ERP-система «Галактика» прошла сертификационные испытания, по результатам которых нами был получен сертификат Гостехкомиссии РФ о соответствии «Галактики» требованиям безопасности информации.
CNews: Сохраняется ли, на ваш взгляд, тенденция к внедрению предприятиями изолированных приложений для решения отдельных задач? Или же на этом рынке теперь превалирует концепция ERP, как системы, объединяющей все компоненты в единую согласованную структуру?
Николай Красилов: Считаю, что время изолированных приложений прошло. В прежние годы для многих предприятий «информатизация» была синонимом установки пары-тройки компьютеров и внедрения программы для автоматизации бухгалтерского учета. Сейчас те же самые предприятия не останавливаются даже на внедрении ERP-системы. Их цель выстраивание ИТ-вертикали, от автоматизации процессов на уровне цехов до применения аналитических решений для топ-менеджеров, интеграция в едином информационном пространстве систем класса CAD/COM, ERP, DSS. Тогда информатизация наравне с модернизацией оборудования на предприятиях, совершенствованием управленческих схем может стать важным источником нового роста российских предприятий промышленного сектора.
CNews: Какая доля ваших проектов приходится сейчас на промышленность?
Николай Красилов: В 2004 году около 75% наших проектов приходилось на промышленные предприятия. В качестве примера могу привести такие компании, как Казанский вертолетный завод, Чеховский завод энергетического машиностроения, «Русский продукт», «Микояновский мясокомбинат», Сыктывкарский фанерный комбинат, Щелковский витаминный завод, «Тольятти-Азот», угольный разрез «Черниговец» и ряд угледобывающих предприятий Кемеровской области все они используют решения «Галактики». Как правило, в последнее время все больше работ ведется по автоматизации планирования производства, управления финансами.
CNews: В каких секторах промышленности отмечается сейчас наибольший рост ИТ-бюджетов? Какие из них вы определили бы как наиболее перспективные с точки зрения автоматизации?
Николай Красилов: Я бы не стал рассматривать рост ИТ-бюджетов как показатель степени информатизации отрасли: слишком много субъективных и объективных факторов, которые влияют на объем бюджета. Как показывают исследования, западные компании вкладывают в информационные технологии от 1,5 до 2,5% собственных оборотных средств. Многие российские предприятия к такому уровню инвестиций сегодня не готовы, предпочитая скорее вкладывать средства в основной и оборотный капитал, чем повышать собственную информатизацию. До поры до времени данная политика приносит определенные положительные результаты, чем и можно объяснить низкий приоритет вложений в ИТ в бюджете компании. Однако на определенном этапе руководство предприятия наряду с расширением бизнеса начинает задумываться о минимизации издержек. Опыт корпорации «Галактика» свидетельствует, что использование информационных технологий в сфере управления, например, материально-техническим снабжением позволяет снизить на 10% срок оборачиваемости оборотных средств, в сфере контроля издержек на 57%, а общее снижение затрат (т.е. эффект от применения ИТ) достигает 15% от годового оборота предприятия. Получая такой эффект от вложений в ИТ, нормальными можно признать затраты на ИТ на уровне 1,01,5% от дохода компании.
Следует заметить, что ИТ-бюджеты промышленных предприятий растут: в 2003 году они на 89% превысили показатели 2002 года. Аналогичная тенденция, думаю, сохранится и в 2004 году. Но здесь возникает вопрос более важный, чем «сколько денег вложить в ИТ?» Это вопрос: «Как вложить деньги в информационные технологии, чтобы достичь максимального эффекта?» Информационные технологии не самоцель, не собственный самолет, удивить которым можно коллег и конкурентов. Информационные технологии инструмент бизнеса, и его задача в том, чтобы предприятие могло увеличивать свою эффективность. Что касается перспективных отраслей, то для нас таковыми являются машиностроение, нефтегазовый комплекс, химическая промышленность, энергетика, металлургия, пищевая промышленность.
CNews: В чем вы видите специфику ведения проектов в промышленном секторе?
Николай Красилов: По сути, проект автоматизации управления промышленного предприятия мало чем отличается от аналогичного проекта, например, в торговом предприятии. Разве что объем и разнообразие задач больше. Последние в рамках подобных проектов можно условно разделить на три комплекса. Во-первых, это учетно-управленческие задачи, универсальные для большинства предприятий независимо от отрасли (например, бухгалтерский или налоговый учет). Во-вторых, задачи, связанные с планированием, управлением производством или финансами для каждого предприятия, не говоря уже об отрасли, они могут иметь свои специфичные особенности, которые необходимо учитывать при внедрении информационных технологий. И третий комплекс задач связан с консалтингом: как организовать проект, чтобы его результатом стала нормально работающая информационная инфраструктура на предприятии? Кто должен входить в команду внедренцев со стороны заказчика и исполнителя проекта? Какие задачи и в каком порядке нужно выполнять?
CNews: Из вашей практики, какой объем работы консультанта в рамках подобных проектов приходится на обучение персонала? Насколько вообще предприятия готовы инвестировать в повышение профессиональной подготовки своих специалистов?
Николай Красилов: Все зависит от объема конкретного проекта. Иногда обучение в учебном центре «Галактики» проходят два-три специалиста предприятия-заказчика, иногда эта цифра составляет несколько десятков человек. Внедрять ERP-решение и при этом отказаться от обучения специалистов технологиям его использования нельзя: такая «экономия» в результате обернется неэффективным применением внедренной системы. Вспомните свой первый опыт работы с Word. Думаю, что большинство тех, кто использует эту программу, осваивал ее «методом научного тыка» или с помощью коллег. И, несмотря на простоту и удобство этой программы, у вас, скорее всего, далеко не с первого раза получилось автоматически создать оглавление для текста или изменить стиль обтекания картинки текстом. Что уж говорить о гораздо более сложном продукте, как ERP-система!
Давайте теперь вспомним, о чем мы говорили с вами в самом начале: ERP-система не самоцель, а только инструмент для повышения эффективности системы управления бизнесом. Максимальная отдача от использования подобного решения возникает в том случае, если ERP-система «ложится» на уже оптимизированные ранее бизнес-процессы предприятия. Проще говоря, прежде чем автоматизировать процессы бюджетирования, нужно сначала их выстроить. В этом году в корпорации «Галактика» была открыта Бизнес-школа «Галактика». Среди наших партнеров по этому проекту учебные и консалтинговые центры в Германии (REFA-International, Controller Akademie AG, International Group of Controlling, Horvath&Partners GmbH), Бизнес-школа IPM (г. Минск). Подготовка в Бизнес-школе по таким дисциплинам как управленческий учет и контроллинг, операционный и производственный менеджмент, стратегический менеджмент и построение системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), маркетинг и технологии продаж помогает сформировать эффективную управленческую систему, определить стратегию и тактику развития бизнеса. Для помощи в их реализации в дальнейшем может использовать ERP-система.
CNews: Каковы ваши прогнозы в целом относительно дальнейшей информатизации российской промышленности?
Николай Красилов: Объем применения информационных технологий промышленными предприятиями будет расти, причем это относится не только к управленческим комплексным системам. Назвать какие-то «точные» цифры сложновато много факторов, которые могут как негативно, так и позитивно повлиять на темпы роста. Но уверен, что «светлое информационное будущее» для российских предприятий не за горами.
CNews: Спасибо.
|
|