Обзор подготовлен |
|
|
Алексей Тоскин: Отечественные разработчики не мешают, а скорее, помогают SAP
Интервью CNews дал Алексей Тоскин, директор по консалтингу и обучению SAP.
CNews: Изменились ли за последний год предпочтения российских промышленных предприятий клиентов SAP в плане внедрения информационных технологий? Какие бизнес-процессы предприятий, на ваш взгляд, сегодня в наибольшей степени нуждаются в автоматизации?
Алексей Тоскин: Я думаю, изменились не столько предпочтения, сколько само понимание того, что внедрение информационных технологий это насущная необходимость. За последние семь лет в экономике страны наблюдается ощутимая динамика, это касается, в том числе, и промышленности. Потребности предприятий становятся более осмысленными и глубокими. Как следствие появляется множество запросов на высшем уровне руководства предприятий, растет заинтересованность в бюджетировании, в системе управления ключевыми показателями и т.д.
Другое дело, что не бывает однозначно правильных решений. И, строя «верхушку» бизнеса на нестабильных, недостоверных данных, заказчик получает нечто странное: когда дело доходит до строительства фундамента, могут быть выявлены недочеты. Поэтому SAP предлагает, даже строя «верхнюю» часть, не забывать и о транзакционной составляющей.
Если говорить о функциональной востребованности, то, по-прежнему, предприятиям необходима «производственная» часть. Есть необходимость в оптимизации самого процесса сбора информации. Важна и часть, связанная с финансами, анализом. При этом расстановка приоритетов может быть различной: фактически на каждом предприятии есть две «группы влияния». Одна утверждает, что важнее зарабатывать деньги, другая что нужно уметь их считать.
CNews: В каких промышленных подотрослях вы отмечаете сейчас наиболее высокие ИТ-бюджеты? Разделяете ли вы мнение, что нефтегаз уже достиг точки насыщения ИТ и теперь сокращает свои затраты по этому направлению?
Алексей Тоскин: Нельзя сказать, что затраты сокращаются: скорее они становятся более разумными. С внедрением систем управления, становится понятно, каким образом правильно построить, а главное контролировать бюджет, в том числе и ИТ.
Начало построения системы управления всегда более затратно. Начальные вложения дадут отдачу в дальнейшем. Поэтому, если смотреть на ИТ с этой точки зрения, то предприятия, которые работают с SAP уже давно, могут оценить и правильность расчета ТСО, и повышение экономического эффекта за счет структурного и функционального расширения и интеграции. Завершая эту тему, можно сказать, что ИТ-бюджет предприятия, в основном, отражает его экономическое состояние и динамику развития. И этот фактор не зависит от отрасли.
CNews: Какую роль в бизнесе SAP, связанном с промышленным сегментом, играет российский рынок? Какую долю занимает наша страна в общемировом «промышленном» бизнесе SAP? Какую долю в российском бизнесе SAP занимают проекты для промышленных предприятий?
Алексей Тоскин: Если включить в промышленный сегмент нефтепереработку, нефтедобычу, а также энергетику, то проекты для промышленных предприятий занимают в российском бизнесе SAP 7580%. Весь российский бизнес SAP это 24 % от мирового бизнеса компании. Российский рынок это примерно 5% от мирового промышленного сегмента SAP.
CNews: Какова динамика автоматизации российских предприятий? Насколько различны темпы автоматизации в российской и зарубежной промышленности?
Алексей Тоскин: Динамика есть, но она ограничена объективными факторами. Не могу сказать, что за последний год она поражает своими масштабами. В вопросе динамики все упирается в понимание между заказчиком и подрядчиком. Поскольку понимания стало больше, то и динамика немного увеличилась.
Если сравнивать «российскую» и «зарубежную» динамику, то у нас она значительно выше, потому что за рубежом уже практически все автоматизировано. Темпы внедрения информационных технологий в России выше, поскольку у нас есть значительное отставание по сравнению с Западом.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах SAP, реализованных в текущем году на российских промышленных предприятиях.
Алексей Тоскин: Очень интересный проект реализуется нами для «Трубной металлургической компании». Там создаются решения для холдинга в целом, и строится заводское решение на Волжском трубном заводе.
Внедрение наших систем обычно длится 612 месяцев. И за это время к заказчику приходит понимание того, что ему действительно необходимо. Под его потребности адаптируется стандартный софт, а сам клиент при этом переосмысливает свой бизнес. Волжский трубный завод хороший пример в этом смысле. Люди серьезно подошли к оптимизации не столько производственных, сколько управленческих процессов. И новую методологию они уже пытаются реализовать в системе.
С точки зрения функционала, в этом проекте строится и финансовая часть, и контроллинг, и материально-техническое снабжение, и управление производством, и расчет себестоимости, и налоговый учет, и др. Хороший объем внедрения и интегрирования в результате первой очереди проекта автоматизировано несколько сотен рабочих мест.
В этом году также стартовал еще один интересный и динамичный проект в компании SUN Interbrew. Нам удалось довольно быстро внедрить у этого заказчика CRM-решение.
О продолжительных проектах всегда труднее говорить в контексте текущего года. Нельзя не отметить активно развивающиеся решения SAP, например, в «Татнефти» и «Роснефти», добывающих подразделениях ЛУКОЙЛа, проект в «GM-АвтоВАЗ» и т.д.
CNews: Насколько «мешают» вашей компании отечественные поставщики систем для автоматизации промышленности, которые, как правило, лучше знакомы с «национальными особенностями» производственных процессов? Что SAP им может противопоставить?
Алексей Тоскин: Есть, конечно, определенная конкуренция. Но мне кажется, сейчас ее стало меньше. Хотя, возможно, это затишье перед бурей.
Система, которая претендует на «ERP-шность», должна быть очень технологична, а в России такое бывает не всегда. Поэтому сегодня отечественные разработчики не мешают, а, скорее, помогают SAP. Наша помощь становится нужна в тот момент, когда становится понятно, что построенная ими система захлебывается, что она подошла к своему пику. Она могла бы быть и более эффективной, но развивалась кусками, фрагментарно. И теперь технологически система просто не тянет, пробуксовывает.
Если проанализировать стоимость многолетней отечественной разработки и стоимость SAP за 57 лет, цифры получатся очень похожими. Но нужно учитывать тот факт, что людей в первом случае в проект вовлечено больше.
В России есть и другая проблема. По идее, если предприятие стабильно работает, ему не нужно быстро меняться и развиваться, то не исключен вариант, что на внедренной системе оно будет работать годами пока не возникнет необходимость в каких-либо серьезных изменениях в бизнесе. Это довольно частая ситуация для Европы. Но поскольку в России бизнес пока еще не устоявшийся, а динамично развивающийся, это своеобразное броуновское движение приводит к увеличению вероятности того, что «слепленная» самостоятельно система рано или поздно начнет разваливаться.
CNews: Какие перспективные продукты, ориентированные на «промышленных» заказчиков, SAP намерена предложить в течение ближайшего года?
Алексей Тоскин: То, что предлагается сейчас как действительно новое, перспективное направление развития SAP, сложно жестко привязать к промышленным предприятиям. Я имею ввиду такие технологические моменты, как ориентация на управление веб-сервисами. Это важное для SAP направление, но не чисто промышленное, а технологическое.
Если у нас до 7585% клиентов промышленные предприятия, а SAP NetWeaver может дать серьезный эффект для любого клиента, то это означает, что для 7585% наших клиентов могут действительно добиться серьезного эффекта с помощью этого продукта.
На этой платформе есть серьезный продукт MDM (master data management). Это глобальная система управления основными данными на любом большом предприятии, где исторически имеются разные справочники в различных системах. Поэтому у клиентов появляется возможность построить единое справочное пространство и возникает огромный интерес к этому приложению.
Сейчас очень много зависит от ИТ. И ожидания клиентов от технологий велики как никогда. Помимо промышленности, большие надежды мы возлагаем на банковский сектор.
CNews: Спасибо.
|