| |
Обзор подготовлен |
|
|
ИТ в машиностроительных отраслях ВПК
Исторически, как в военном, так и в гражданском производстве ВПК составлял авангард производителей российской наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. По сложности управления производством, и по степени включенности в современные наукоемкие рынки, машиностроительные предприятия ВПК являются главным потенциальным заказчиком новейших информационных технологий.
ВПК в составе российской промышленности
Исторически ВПК был единственной группой производств в России, которые развивались столь же интенсивно, как производства в странах Запада и США. Соответственно, этот комплекс предприятий всегда был особо чувствителен к новым веяниям на технологических рынках. В настоящее время российский ВПК насчитывает около 1,5 тысяч предприятий, среди которых абсолютно доминирует сектор машиностроения (около 75%). До сих пор предприятия ВПК обеспечивают 100% гражданского машиностроительного экспорта России. Однако удельный их вес среди прочих отраслей промышленности в современной России не так велик. Это касается и числа предприятий, и объемов производства.
Также как и в отечественной промышленности в целом, в секторе ВПК наблюдается рост, который устойчиво сохраняется с 1998 года. К текущему периоду объем промышленного производства ВПК достиг 45,3% от уровня 1990 года, а уровень загрузки производственных мощностей вырос до 31,2%.
Однако, среднестатистически, рост объемов производства в ВПК можно охарактеризовать как рост, не подкрепленный технологической модернизацией производств и, происходящий на фоне низкого уровня технологических инноваций на предприятиях. Этот феномен остается самым «странным» и противоречивым фактом развития ВПК за последние 56 лет. Так, по данным специальных исследований, в 2003 году рост был отмечен на 70% предприятий, в т.ч. на 54% предприятий с устаревшей материальной базой и на 20% предприятий, находящихся на грани банкротства.
Довольно непривлекательным в ВПК остается и инвестиционный климат. Так, по данным ТС-ВПК в 2003 году уровень инвестиций здесь не превышал 15,5% от уровня 1992 года. Причем, подавляющая часть инвестиций в основной капитал производилась за счет собственных средств предприятий (более 70%). Поэтому потенциал предприятий ВПК как заказчиков крупных ИТ-проектов можно проанализировать, только фокусируясь на конкретных группах предприятий.
Сегментация предприятий ВПК как потребителей ИТ
С этой точки зрения необходимо строго развести три группы предприятий, которые принципиально по-разному ведут себя на рынках ИТ:
- предприятия, работающие на экспорт;
- предприятия, выполняющие заказы для нефтегазового комплекса;
- предприятия, не имеющие ни экспортных, ни «сырьевых» заказов.
Большинство предприятий последней группы всерьез рассматриваться как заказчики крупных ИТ-проектов не могут у них для этого нет ни средств, ни стимулов, т.к. их рыночная ниша не определена, а заказы носят нерегулярный характер и финансируются с задержками.
Вторая группа предприятий, с одной стороны обладает средствами для инвестиций в ИТ, но, с другой стороны, не имеет для этого достаточно стимулов по двум причинам:
- их деятельность не связана с экспортом, а это значит, что, во-первых, нет особой необходимости приводить свои производства в соответствие мировым стандартам и, во-вторых, нет столь жесткого давления мощных мировых конкурентов и, следовательно, нет крайней необходимости бороться за мировую планку качества и себестоимости продукции;
- заказ от нефтегазовых отраслей носит очень часто «низкотехнологичный» характер, т.е. не требует использования прорывных технологий. Например, выполняя заказ на компрессоры для нефтеперегонных станций, достаточно «упаковывать» советские авиадвигатели в другую оболочку для этой цели достаточно того уровня технологий, которые созданы в советское время.
Скорее всего, такие предприятия будут ориентироваться на «легкие» информационные системы отечественного производства, которые, отличаясь приемлемыми ценами, вместе с тем более или менее пригодны для использования на предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. Не исключено, что им подойдут версии ERP, нацеленные на небольшие производства, для которых характерна быстрая отдача вложенных средств. А это ниша, которую занимают все больше именно отечественные производители ПО. Типичная потребность таких производств система на 5060 рабочих мест, не превышающая по стоимости $6070 тыс.
Критичными же вопросы внедрения сложных информационных систем являются для экспортно-ориентированных машиностроительных предприятий ВПК (первая группа). Экспортно-ориентированное ядро ВПК составляют, главным образом, три отрасли авиационная промышленность, промышленность обычных вооружений и судостроение. В структуре объемов заказа успешных предприятий современного ВПК, военно-техническое сотрудничество (ВТС) составляет не менее 50%. Доходы же от ВТС в общей структуре доходов отдельных предприятий составляют нередко до 90%. Именно эти деньги могут реально использоваться для приобретения новых информационных технологий. Если рентабельность предприятий ВПК, работающих на внутренний рынок, колеблется последние два-три года от 0 до 7%, то предприятия, реализующие заказы по ВТС имеют показатели рентабельности от 20 до 30% и более. В ряде случаев больше. Так, в 2002 году, по оценкам РАСУ, рентабельность экспортно-ориентированных предприятий радиопромышленности, средств связи и электронной промышленности, превысила в среднем 5075%.
Предприятия-экспортеры являются наиболее активными потребителями крупных информационных систем. В отличие от большинства предприятий отрасли, они могут позволить себе приобретение западных ERP с настройкой и сопровождением, что требует больших затрат на внедрение и консалтинг в процессе эксплуатации. Так, широко известен достаточно успешный опыт применения системы BAAN на крупнейших отечественных экпортно-ориентированных предприятиях, таких как ОАО «КнААПО», «НПК Иркут», ЧНППП «Элара», УМПО.
До сих пор не известно отечественной информационной системы, отвечающей требованиям производств сложной наукоемкой продукции и способной составить конкуренцию западным по уровню функциональных возможностей. Скорее всего, эта ниша пока будет занята западными производителями. Хотя, потребность в существовании соответствующей мировым стандартам информационной системы российского производства объективно очень велика. Это становится очевидным, если вспомнить, что подавляющая часть производств секретна. Кроме функциональных требований к информационной системе, существуют требования безопасности и технологической независимости от иностранных государств, заставляющие искать способы исключить возможность недокументированных «закладок» в программах, которые позволили бы иностранным спецслужбам тем или иным способом вмешиваться в деятельность предприятий.
Перспективы информатизации предприятий ВПК
Говоря о перспективах информатизации предприятий ВПК, можно выделить следующие отраслевые особенности:
1. Управляемые и поддерживаемые государственными программами процессы реструктуризации, активно идущие в российском ВПК и фокусирующиеся на образовании новых интегрированных структур, скорее всего, станут мощным стимулом к внедрению информационных систем управления ресурсами. Предприятия захотят, наряду с нормативно-правовым, осуществить информационное обеспечение новых бизнес-связей, что приведет к волне заказов на информационные системы, повышающие прозрачность управления т.е. ERP.
2. Возможно, ВПК постарается решить за счет внедрения информационных систем еще одну внутреннюю проблему нарастающего дефицита кадров. Предприятия будут стараться выстраивать технологические процессы изготовления продукции так, чтобы минимизировать роль высококвалифицированных специалистов. Так, например, внедрение технологических модулей ERP, отвечающих за автоматизацию таких функций как спецификация изделий, нормировка расходов материалов, пооперационные нормы времени, позволяет сократить на крупном предприятии количество технологов в цехах в 23 раза.
3. Не имея средств на глубокое технологическое перевооружение, предприятия, чтобы выдержать конкуренцию на внешних рынках, пойдут по более дешевому пути экономии издержек информатизации производственного цикла от предконтрактных работ, до продажи, эксплуатации, и постпродажного обслуживания продукции.
4. Поскольку основные средства предприятия ВПК выручают за счет ВТС, их доходы становятся критичными по отношению к требованиям, предъявляемым зарубежным заказчиком, избалованным плотным присутствием на мировом рынке производителей вооружений и военной техники. Таким образом, предприятиям придется максимально подстраиваться под характеристики мирового рынка вооружений и военной техники. А это означает:
- срочность заказов, скорость проектирования и производства, стоимость изделия, качество сервисного обслуживания. Этот класс задач решается за счет внедрения CAD/CAM систем, интегрирующихся с ними систем ERP и внедрения модулей, отвечающих за оперативность поставок сырья и комплектующих (SCM);
- соответствие изделия, продаваемого на мировом рынке, стандартам CALS, делающим для заказчика «прозрачным» процесс создания, обслуживания в период эксплуатации и утилизации изделия.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
|
|