| |
Обзор подготовлен |
|
|
Государственное регулирование информатизации промышленности
В истории новой России был продолжительный период, когда предприятия от государства ждали многого. Теперь он, очевидно, закончен. И хотя предприятия по-прежнему позитивно воспринимают те или иные обращенные к ним государственные программы, в целом, пожалуй, уже мало верят в их эффективность.
Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время долгосрочное и даже среднесрочное планирование затруднено в принципе, т.к. нет стабильности и планировать, например, некую «программу развития отрасли до 2010 года» не имеет смысла. Очевидны факторы, затрудняющие такое планирование:
- каждые президентские выборы это точка неопределенности;
- периодически дают о себе знать банковские кризисы, последний из которых был отмечен летом этого года;
- большинство государственных программ реформирования просто не работают. Вспомнить хотя бы, количество программ, которые были написаны в связи с реформированием ВПК, но при этом были недофинансированы или сорваны. Уже к 1997 году было проведено более 11 попыток выбора оптимальной модели управления реструктуризацией ВПК. В настоящее же время осуществляется как минимум двадцатая программа, однако и ее результаты трудно предсказать.
Государственные инициативы для промышленности сегодня
На данный момент официальных программ регулирования процессов информатизации в реальном секторе экономики нет. Однако в то же время нельзя говорить и об отсутствии здесь каких-либо предварительных шагов. Сегодня в связи с вопросом об участии государства в процессах информатизации промышленных предприятий можно отметить, как минимум, два направления. Во-первых, с 2002 года действует Федеральная целевая программа «Электронная Россия», в числе задач которой разработка стратегии внедрения ИТ на предприятиях государственного сектора. Во-вторых, в сфере регулирование рынка ИТ проявляют инициативы новые министерства. Так, 2004 год был отмечен двумя такими инициативами Минсвязи и Минпромэнерго.
ФЦП «Электронная Россия»
Действующая программа «Электронная Россия» содержит раздел «Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор».
В числе задач раздела:
- сокращение издержек для входа на рынок ИКТ новых предприятий;
- снижение для отечественных компаний барьеров для выхода на зарубежные рынки ИКТ;
- стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению прозрачности.
В частности, в рамках данного направления программы будет выработана и начнет реализовываться стратегия внедрения информационных технологий на предприятиях госсектора, в том числе в ВПК. Одним из результатов этого должно стать создание предпосылок для ускорения развития рынка электронной торговли, формируемого в соответствии с мерами Федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2002 2006 годы». Будущая стратегия предполагает принятие на себя государством части издержек по преодолению барьеров входа предприятий реального сектора на рынки ИТ.
Инициатива Министерства связи и информатизации РФ
В действующей программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы) (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 января 2004 г. N 1-р) содержится пункт о необходимости подготовки концепции развития рынка информационных технологий. Указывается, что следует разработать меры, направленные на создание условий для стимулирования развития рынка информационных технологий. Это положение программы относится, прежде всего, к ИТ-компаниям, а не к промышленным предприятиям. Однако меры, которые руководители ИТ-компаний считают необходимыми в рамках разработки такой стратегии, должны быть направлены не столько на оказание поддержки им самим, сколько на стимулирование основных заказчиков ИТ, среди которых на первом месте идут именно промышленные предприятия.
В рамках исследования АП КИТ, были проведены консультации с представителями ведущих российских и иностранных ИТ-компаний, работающих на российском рынке. Можно следующим образом подытожить их мнение по поводу мер, посредством которых государство должно развивать ИТ.
Эксперты отмечали, что ИТ-сектор развивается в зависимости от увеличения спроса на его продукты и услуги в остальной части экономики. Поэтому основная задача государства должна состоять в обеспечении более глубокого проникновения ИТ на внутренний российский рынок через создание условий более глубокого и интенсивного потребления ИТ во всех секторах экономики, не столько через режим благоприятствования самим ИТ-компаниям, сколько через предоставление льгот потенциальным заказчикам ИТ.
В этой связи необходим комплекс мероприятий по стимулированию предприятий реального сектора к внедрению у себя различных видов информационных технологий:
- следует обеспечить стабильность и предсказуемость в политике, экономике, законодательстве. Это будет способствовать естественному развитию бизнеса до того уровня, когда информационные технологии действительно станут им востребованы;
- необходимо формирование информационной культуры бизнеса (нужен соответствующий PR, просветительская работа); необходимо повысить компьютерную грамотность менеджмента предприятий, их навыки оформления конкурсных заявок на получение международных грантов. Международные гранты существенный финансовый поток, механизм оформления которых очень сложен; менеджмент не умеет это делать соответственно, и в этом направлении нужно вести просвещение;
- необходимо материальное стимулирование заказчика ИТ-сектора т.е. льготный режим налогообложения для тех фирм, которые инвестируют в ИТ; инвестиции могут полностью или частично освободится от налогов;
- следует оптимизировать схемы финансирования крупных проектов. Например, в России программное обеспечение не считается материальным активом в рамках налогового учета (в отличие от США). Необходимо законодательно рассматривать его как материальный актив тогда на него можно рассчитывать амортизацию, производить лизинг (лизинг пример крайне удобных схем финансирования, которые сейчас недоступны в ИT-секторе ввиду указанной нормативно-правовой специфики);
- нужна большая ориентация на международные стандарты (предоставления документации, оценки информационной безопасности и т.д.) расхождения в стандартах мешает входу предприятий на мировые рынки;
- требуется в явном виде прописать в бюджете статью расходов на ИТ. В настоящее время такая статья в явном виде отсутствует (разбросана по другим статьям); в результате вести учет расходов сложно, невозможно их оптимизировать. В конечном итоге это отражается на качестве материальной поддержки, осуществляемой государством в отношении предприятий-заказчиков ИТ;
- программы наподобие «Электронной России» должны быть более сфокусированы. В рамках «Электронной России» существует более 60 подпрограмм (тогда как в США всего 24); это приводит к распылению средств, многие важные проблемы остаются незатронутыми.
- желательно, чтобы число направлений государственной политики были немногочисленны пусть всего несколько, но больших, на реализацию которых брошено максимум сил.
Перечисленные меры вполне могли бы стать основной государственной программы по развитию ИТ в промышленности.
Инициатива Министерства промышленности и энергетики РФ
Наконец, стоит отметить шаги, предпринятые Минпроэнерго РФ. 19 октября 2004 года во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации (№ П73041 от 6 июня 2003 г.), представители министерства и руководители ведущих российских предприятий ВПК провели совещание «Опыт внедрения электронных систем управления производством (систем ERP) на машиностроительных предприятиях». В работе совещания приняли участие представители руководства Минпромнауки России, Минобороны России, Минобрнауки России, Роспрома, Росатома, Роскосмоса и руководители 82 ведущих предприятий ВПК. Во исполнение решения совещания была проведена экспертиза эффективности внедрения систем ERP, по результатам которой разработаны рекомендации по внедрению указанных систем в машиностроении.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
|
|