| |
Обзор подготовлен |
|
|
ERP как новая парадигма управления
Сегодня система управления производством переживает очередной этап модернизации. Ключевым моментом развития предприятий в современных экономиках является информационное обеспечение внутренних бизнес-процессов (back-office), взаимодействия с клиентами (front-office) и поставщиками, то есть внедрение ERP-систем.
Управленческие парадигмы до ERP
Успешность рыночной адаптации предприятия зависит от того, насколько эффективно предприятие может управлять своей внутренней структурой. До сих пор на рынке можно было отчетливо выделить две конкурирующих управленческих парадигмы: фордизм и тойотизм. В начале 1920-х гг., когда был создан конвейер, возник и стал основой управления производством фордизм тип организации производства, в котором доминировали т.н. крупномасштабные (КМ) технологии. КМ-технологии позволяли обеспечить массовое производство однотипной продукции и, тем самым, осуществлять экономию от масштаба (economies of scale). Производство было основано на стандартизации и алгоритмизации действий работника, а управление сводилось к рационализации трудовых движений. Такой способ организации производства был «прозрачен» и не требовал сложных систем управления. Однако эффективен он оставался до тех пор, пока существовал «стандартизированный» потребитель, пока рынок характеризовался стабильными, выравненными и унифицированными потребности населения. До середины XX века это условие идеально выполнялось доминировало массовое потребление.
С середины 1950-х гг. рынки начали претерпевать некоторые изменения. КМ-технологии создали так называемый насыщенный рынок, на котором массовое потребление уступило место индивидуализированному. Этот тип рынков требовал производства, рассчитанного на удовлетворение гетерогенных и быстро меняющихся потребительских предпочтений. Соответствующая изменившимся условиям система организации производства воплотилась в концепции, известной как тойотизм.
В основе тойотизма лежала система т.н. «бережливого производства» (lean manufacturing), где принцип экономии от масштаба был заменен принципом гибкого производства и экономией на разнообразии (economies of scope).
Цель гибкого производства состояла не в способности наращивания выпуска однотипной продукции, но в приспособленности к выпуску мелких и средних серий уникальных продуктов, рассчитанных на индивидуализированного потребителя, под фактический (а не прогнозируемый) спрос. Таким образом, новая система была ориентирована на сокращение цикла выполнения заказа, минимизацию складских остатков и излишков готовой продукции.
Сегодня система управления производством переживает очередной этап модернизации, который стал возможен благодаря революции в области информационных технологий. Поскольку гибкое производство ориентировано не на прогноз состояния рынка, а на реальные информационные потоки, реализация его возможностей требует обеспечения взаимосвязи между потоками данных и бизнес-процессами предприятия. Это означает, что гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей информации. Для этого нужна система операции с данными, способная быстро рассчитать количество сырья и материалов, для удовлетворения собранных заказов, предоставить возможности сценарного анализа альтернатив производственных решений.
Управленческие возможности ERP
ERP это система комплексного управления предприятием и финансового анализа протекающих процессов. Внедрение ERP изменяет структуру рабочего времени различных, в том числе и аналитических, отделов компании, сокращая затраты на ввод данных например, в программы для финансового анализа и планирования. При использовании компанией ERP, имеющих собственные модули финансового анализа и стратегического планирования, аналитику уже не надо тратить время на рутинную деятельность, а достаточно сделать грамотный запрос к единой базе данных. Следовательно, компания высвобождает человеческие ресурсы и время для более качественного анализа и стратегического планирования.
Основные функции ERP-систем это:
- Планирование объемов производства под объем заказа;
- Планирование заказов сырья и материалов, контроль лимитов складских остатков сырья и незавершенного производства;
- Контроль загрузки производственных мощностей;
- Контроль над величинами дебиторской и кредиторской задолженностей;
- Бухгалтерский учет;
- Управленческий учет;
- Финансовый анализ;
- Поддержка бюджетирования;
- Информационное обеспечение работы склада готовой продукции и процессов отгрузки;
- Электронный документооборот между отделами и цехами;
Отдельно следует упомянуть модули, отвечающие за взаимодействие предприятия с внешней средой поставщиками и клиентами:
- CRM (Customer Relationship Management) модуль, отвечающий за взаимоотношения с клиентами компании, за хранение информации о клиентах и заказах.
- SCM (Supply Chain Management) модуль, отвечающий за управление взаимоотношениями с поставщиками сырья, материалов, комплектующих, услуг.
Менеджеры, настаивающие на необходимости внедрения ERP, по-прежнему сталкиваются с трудностью убеждения высшего руководства потратить довольно-таки большие деньги. Рассматривать внедрение как обычный инвестиционный проект не следует, потому что сложно дать денежную оценку будущих доходов (хотя бы и в форме снижения затрат). Единственным весомым аргументом для руководства станет возможность видеть состояние дел в компании на любую дату, т.е. максимальная оперативность формирования всех показателей (объема основных и оборотных средств, величины дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.). Чтобы обеспечить такую оперативность, нужна интеграция большинства бизнес-процессов. По сути, на сегодняшний день содержательным показателем эффективности1. Так в некоторых компаниях, благодаря ERP удается интегрировать свыше 90% бизнес-процессов.
Ранее, перед компанией, закупающей новые информационные технологии, стояла проблема выбора: закупить интегрированный пакет или приобрести решение (набор решений) для нужд конкретного подразделения. В случае покупки отдельного решения обеспечивалась его большая функциональность, т.е. оно хорошо подходило именно и только для работы данного подразделения (расчет зарплаты, калькуляция себестоимости). Если же принималось решение о покупке интегрированного пакета, то тогда лучше поддерживалась взаимосвязь подразделений в ущерб функциональности. Современные системы позволяют сочетать в себе оба качества и функциональность, и интегрированность.
Другими важными показателями «качества» ERP являются гибкость и открытая архитектура. Имеется в виду возможность «подстыковки» новых модулей того же разработчика, модулей других разработчиков, возможность начать внедрение с любого отдела2, хороший интерфейс для конвертации старой базы данных в базу внедряемой ERP без потери и порчи данных, наличие модификаций одних и тех же решений под потребности конкретных отраслей.
1 Эффективности в широком смысле слова. Под эффективностью скорее следует понимать устойчивость и интегративные свойства системы.
2 Подразумевается возможность перевода на новую ERP не всей компании целиком, а постепенно, сначала одних подразделений (или даже бизнес-процессов), затем других. При этом деятельность компании не прерывается, остальные подразделения продолжают работать на старых программах.
Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics
|
|