|
|
Электроэнергетика: ИТ-потребление переходного периода
Электроэнергетика сегодня — активно реформируемая отрасль. Вектор ее развития в текущий период задает реформирование структур ОАО «РАО «ЕЭС России»». Мы знаем, что реформирование экс-советских сверхструктур, фактически совпадающих с границами страны, приводит к так называемым «проектам-выбросам», когда расходы на те или иные цели возрастают на 1-2 порядка по сравнению со спокойным состоянием рынка. Не исключение ИТ-сфера. Не что иное как ИТ-выброс (ничего плохого под приставкой «выброс» мы не имеем ввиду) мы наблюдали в случае «Связьинвеста» в 2004 году, аналогичного поведения, скорее всего, следует ожидать в ближайшее время от купившего «Сибнефть» «Газпрома», и то же самое неминуемо должно случиться с «РАО ЕЭС», реформа которого набирает обороты.
Мы оцениваем расходы на ИТ в электроэнергетике за 2005 год в районе 4-5 млрд. руб., что является экстраполяцией устойчивых рядов динамики расходов на ИТ в отрасли, сложившихся за последние несколько лет. Решение руководства холдинга о проведении основной фазы ИТ-модернизации отрасли увеличило бы эту цифру в несколько раз. Но насколько позволяет судить системный анализ ситуации в отрасли, в настоящее время масштабный выброс средств на ИТ еще не произошел. А вот 2006 год вполне может стать началом этого процесса.
Действительно, выступая на заседании Правительства РФ 8 декабря с докладом, посвященным ходу реформирования электроэнергетики, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что ключевыми задачами реформы на 2006 год являются консолидация магистральных активов в Федеральной сетевой компании и гидроэлектростанций в ГидроОГК, выделение из РАО ЕЭС России трех-пяти генерирующих компаний, начало постепенной передачи функций от РАО ЕЭС к государству и инфраструктурным компаниям. Представляется, что именно эта фаза оргструктурной перестройки повлечет за собой резкое возрастание ИТ-расходов на консалтингово-внедренческую часть. Именно на 2006 год намечено привлечь в отрасль до $5 млрд. инвестиций за счет дополнительных эмиссий акций четырех-пяти генерирующих компаний. К тому же до завершения реформы еще довольно далеко, оно планируется в 2008 году, а пока время для основной фазы расходов еще не настало.
Отраслевой индекс информационно-технологической емкости*
Отрасль |
Затраты на ИТ в объеме произведенной продукции, % |
Электроэнергетика |
0,30 |
Промышленность в целом |
0,50 |
Экономика в целом |
0,72 |
* Индекс ИТ-емкости может быть интерпретирован как вклад информационных технологий в производство единицы продукции, а информационные технологии при таком подходе могут рассматриваться как один из факторов производства.
Текущий уровень расходов на ИТ соответствует достаточно низким показателям ИТ-емкости, совершенно не типичным даже для ресурсоемких отраслей российской промышленности, таких как металлургия и добывающая промышленность. Интересный вопрос — станет ли новая, пореформенная, ЕЭС России более эффективной в этом отношении, чем ее предшественница, или же все вернется на круги своя после нескольких бурных лет реформирования?
В структуре потребления просматривается несколько завышенная доля расходов на ИТ-услуги и низкая доля затрат на программные средства. Это еще одно подтверждение того, что основная фаза ИТ-модернизации еще не началась, а только подготавливается.
Что касается целевых установок ИТ-составляющей реформы электроэнергетики, то они довольно хорошо известны. В свете недавних событий в Москве, когда сбой в одной из подстанций привел к почти полному хозяйственному параличу российской столицы, цель ИТ-модернизации просто не может быть иной, кроме как создать механизм управления с высокоразвитой ИТ-инфраструктурой, которая позволила бы в сложных условиях обеспечить технологическую безопасность и непрерывность работы отрасли, устойчивое и эффективное функционирование энергопредприятий, тем более, когда организационная система ЕЭС будет превращена из иерархической в плоскую, что является основной идеей реформы.
На сегодняшний день, ситуация в отрасли выглядит не лучшим образом — хаос в ИТ-политике, когда количество применяемых технологий и решений соизмеримо с количеством объектов информатизации, отсутствие общих принципов и стандартов разработки, внедрения и сопровождения общих и отраслевых информационных технологий, недостаточное внимание руководства отрасли к вопросам совершенствования ИТ-обеспечения.
Что касается ближайшего будущего, то вероятнее всего, принцип «разделяем компании — объединяем стандарты», скорее всего, останется главным императивом предстоящей в 2006 году очередной фазы ИТ-модернизации. Вообще говоря, этот принцип имеет не только узко-предметное, касающееся лишь информационных технологий, значение, но вполне может претендовать на философию всей реформы в целом. Ведь, встречающая столько сопротивления идея дробления отрасли, которая, часто не без оснований, рассматривается как национальное предательство, разрушающее энергосистему страны, приобретает совершенно иной оттенок и смысл, если новая ЕЭС России, будучи избавлена от избыточной бюрократизации, превратится в гибкий, конкурентоспособный сектор экономики страны, и при этом останется единым и монолитным, но уже не за чет неповоротливых чиновников, которые все равно плохо справлялись с этой задачей, а за счет единства высоких технологий.
Владимир Карачаровский
|
|