|
|
Внешнеэкономический обменОтечественный экспорт остаётся по большей части сырьевым — на сырье приходится до 88,5% поставляемой вовне продукции. В структуре импорта же преобладает продукция машиностроения (более 40%), химической (почти 16%) и пищевой промышленности (более 18%). При том, что подобная ситуация существует в стране достаточно давно и признается нецелесообразной, в последние годы отмечается только увеличение доли реализуемого на внешний рынок сырья. С одной стороны, статистика показывает, что существующая на сегодня структура экспорта и импорта досталась нам в наследство от СССР. Так, например, в 1985 году общая доля экспорта сырья и продуктов первичной переработки составляла 69,8%, а в общем объёме импорта продукция машиностроения составляла 37,1%, химической промышленности — 3,5%, пищевой промышленности — 21,1%. С другой стороны, современные экономисты практически в один голос заявляют, что описанная выше структура Структура экспорта Российской Федерации Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2005 Структура российского импорта является практически полной противоположностью экспорту. Здесь преобладают машины, оборудование и транспортные средства, доля которых растёт (41,2%), а также продовольственные товары и продукция химической промышленности, доли которых в 2004 году начали уменьшаться (18,3% и 15,8% соответственно). Структура импорта Российской Федерации Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2005 Любопытно, что с данными 2004 г. не сильно расходятся показатели 1985 г. Это свидетельствует о том, что современная российская экономика, как и экономика СССР периода Учитывая схожесть структуры экспорта и импорта современной России и СССР времён «застоя», возникает вопрос о применимости оценок эффективности советской экономики к современной ситуации. Так как экономические законы едины для всех видов государственного устройства и способов хозяйствования, следует сделать не очень приятный вывод о том, что сырьевой экспорт так же плох при рыночной экономике, как и при плановой. Подобная структура экспорта приводит к концентрации инвестиций в добывающей промышленности и, соответственно, их оттоку от производящих отраслей, что вместе с большой долей высокотехнологичной продукции в импорте приводит ко всё большему отставанию отечественного машиностроения от зарубежной отрасли, что в долгосрочной перспективе может привести к полной потере её конкурентоспособности и росту технологической зависимости от Выход из указанной ситуации заключается, естественно, в переводе инвестиционных потоков в производящие отрасли промышленности с параллельным стимулированием развития наукоёмких производств. Для претворения в жизнь последнего развивается концепция создания технопарков, что же касается первой, то здесь требуются дополнительные меры со стороны государства (например, предоставление налоговых льгот и т.п.) и бизнеса (например, реинвестирование нефтяными, газовыми и металлургическими компаниями средств в машиностроение). Остается надеяться, что отсутствие сопоставимых с советскими расходов на оборону позволит Российской Федерации решить данную проблему и изменить структуру своего внешнеэкономического обмена в соответствие с уровнем своего научно-технического развития. Сергей Середа / CNews Analytics |