|
|
Борис Рапопорт: ИТ-системы для оборонной отрасли должны оставаться в России
На вопросы CNews отвечает Борис Рапопорт, генеральный директор ГК «Альфа-интегратор» — «БААН Евразия».
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации промышленных предприятий России?
Борис Рапопорт: Базисная тенденция, на мой взгляд, заключается в том, что промышленные предприятия все чаще задумываются о возможностях повышения своей конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Именно поэтому в последнее время они начинают более тщательно подходить к выбору информационных решений. Если раньше инвестиции в ИТ могли осуществляться с точки зрения только одной локальной задачи (например, автоматизация отдела кадров, бухгалтерии, финансов), то сейчас к ИТ прибегают уже как к инструментарию для повышения эффективности бизнеса и в конечном итоге — конкурентоспособности. Именно благодаря современным технологиям стало возможным эффективное управление предприятием, которое помогает динамично реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию, контролировать все стороны деятельности, оперативно выявлять «узкие места».
CNews: Какова в последние годы динамика ИТ-бюджетов российских промышленных предприятий, по вашим наблюдениям?
Борис Рапопорт: Безусловно, ИТ-бюджеты постоянно увеличиваются. Прежде всего, денежные средства поступают от сырьевых отраслей, за которыми в свою очередь подтягиваются остальные. С другой стороны, увеличивается финансирование за счет определенных статей бюджета по государственному заказу. В настоящий момент наблюдается ситуация, когда автоматизацией бизнеса начинают интересоваться компании, которые ранее не могли себе позволить инвестирования значительных средств в ИТ-структуру. Как эксперт могу сказать, что в среднем по стране отслеживается увеличение ИТ-бюджета до 15-20%. Хотя, безусловно, картина дифференцируется в зависимости от отраслевого или регионального разреза.
CNews: Отмечаете ли вы увеличение потребления ИТ предприятиями машиностроения? Эксперты констатируют, что отрасль начинает увеличивать свои затраты на информатизацию, подтверждает ли это ваша практика?
Борис Рапопорт: Как показывает наша практика, сегодня очень актуальна проблема автоматизации управления машиностроительных предприятий. Это обусловлено сложным характером машиностроительного производства. Каждый из его этапов — от закупки материальных ресурсов до реализации готовой продукции — является важным фактором повышения капитализации бизнеса. Предприятия этого сектора постепенно приходят к пониманию того, что комплексная автоматизация бизнес-процессов дает максимальный эффект в управлении. Соответственно, их интерес к ИТ все больше увеличивается. Сегодня у нас есть заказчики практически в каждой из подотраслей машиностроения.
CNews: Какие продукты и решения в сфере ИТ пользуются сегодня наибольшим спросом со стороны отечественной промышленности?
Борис Рапопорт: На мой взгляд, наибольшим спросом в 2005 году пользовались те продукты и решения, которые позволяют достигать конкретных результатов по повышению конкурентоспособности. Эта тенденция, очевидно, будет сохраняться. Руководители начинают выбирать решения, исходя в первую очередь из экономических интересов своего предприятия. Одним нужна комплексная ERP-система, другим — некоторые модули из этой системы, третьим — специализированные решения, четвертым — решения в области сервиса, ремонта и ремонтопригодности.
CNews: Можно ли, на ваш взгляд, говорить о диктате на этом рынке концепции ERP, как системы, объединяющей все компоненты в единую согласованную структуру? Каково сегодня соотношение предприятий, выбирающих подобную стратегию комплексной автоматизации, в противовес «лоскутной»?
Борис Рапопорт: Не думаю, что здесь следует говорить о диктате ERP. Ни в этой отрасли, ни вообще в стране подобной диктатуры, на мой взгляд, не существует. Каждое предприятие самостоятельно выбирает наиболее целесообразное с точки зрения повышения конкурентоспособности решение. Это может быть как концепция ERP, так и специализированные продукты, которые впоследствии интегрируются между собой.
Безусловно, везде существуют проблемы. Так, «лоскутная» автоматизация предполагает проблему интеграции разнородных систем. С другой стороны, ERP-система жестко ограничивает выбор — нужно исходить из тех возможностей, которые предусмотрены модульностью. Западная практика подтверждает, что лучше иметь «скелет» в виде ERP-системы, «обвешивая» его по мере развития бизнеса необходимыми приложениями, исходя из функциональных потребностей, оперативных и стратегических задач компании. Безусловно, необходимо учитывать специфику и масштаб предприятия — коммерческой единицы, или холдинга, или вертикально интегрированной цепочки в крупном транснациональном холдинге.
CNews: Насколько выросла доля промышленных предприятий в вашем обороте за последнее время?
Борис Рапопорт: В этом году у нас появилось семь новых клиентов — промышленные предприятия из секторов приборостроения, авиастроения, энергомашиностроения. В нашем обороте сейчас большая доля приходится на предприятия, имеющие государственное значение. Первое решение разрабатывалось специально для «Иркута», оно было сертифицировано и является нашей интеллектуальной собственностью. По условиям предоставления решений для оборонных предприятий мы не должны передавать подобные разработки вендору. В этом принципиальное отличие наших решений от других программных продуктов. Таким образом, мы гарантируем, что те бизнес-процессы и бизнес-функции, которые сделаны на «Иркуте», останутся в России и не попадут на Запад.
Точно такая же ситуация на другом закрытом предприятии — «Заводе им. В.А. Дегтярева», производящем обычное и вооружение. Мы сделали для них решение, которое сейчас запатентовали. Оно позволяет разделить один и тот же продукт на два сервера — закрытый (информация, связанная с государственной тайной) и открытый (информация общего доступа). Оба сервера одновременно взаимодействуют с единой системой, которая, не останавливаясь, обрабатывают и ту, и другую информацию. Таким образом, мы полностью гарантируем заказчику, что гостайна, связанная с производством и продукцией, сохраняется.
CNews: Какие из своих проектов, реализованных для российской промышленности, вы могли бы выделить в числе наиболее интересных?
Борис Рапопорт: В числе наших последних заказчиков — «Красноярский завод комбайнов», где практически за полтора (!) года была запущена система автоматизации производства и сбыта. Наиболее полное функциональное внедрение ERP-системы было осуществлено на «Урале». Это достаточно известный проект, в процессе которого на предприятии произошла реструктуризация, однако решение «выдержало» все происходящие изменения. Кроме того, можно упомянуть проект внедрения российской локализованной версии BaanERP для ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (бывший «Камаз-ЗМА»), который выдержал проверку при смене собственника от ОАО «КамАЗ» к ОАО «Северсталь-авто».
CNews: Каковы ваши прогнозы в целом относительно дальнейшей информатизации этой отрасли?
Борис Рапопорт: Безусловно, информатизация этой отрасли, как и других, будет динамично развиваться. В последнее время мы особенно различаем в этом плане промышленность гражданского назначения и связанную с оборонно-промышленным комплексом страны, с закрытыми атомными производствами и пр. На мой взгляд, тут начинает отслеживаться следующая тенденция: постепенно складывается понимание специфических требований этих производств, которые накладываются на используемые информационные решения. Соответственно, информационные решения должны этим требованиям соответствовать. Кроме того, решения, ориентированные на отечественный ВПК, должны оставаться в собственности либо у заказчика, либо у российской компании, занимающейся внедрением.
В США и Европе к вопросам экономической безопасности применительно к информационным технологиям относятся очень серьезно. Думаю, к нам сегодня также приходит понимание этой проблемы, что будет в свою очередь определять развитие рынка в 2006 году.
CNews: Спасибо.
|
|